Электронные ресурсы — современный инструмент формирования читательской активности школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (73) сентябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 21.08.2014

Статья просмотрена: 2624 раза

Библиографическое описание:

Корец, А. О. Электронные ресурсы — современный инструмент формирования читательской активности школьников / А. О. Корец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 297-298. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12397/ (дата обращения: 19.04.2024).

Одна из актуальных проблем современного российского общества состоит в том, что современные дети мало читают, предпочитая; книге другие виды досуговой деятельности.

В XXI веке дети читают другую, литературу и иными способами, нежели предыдущие поколения. Меняются основные характеристики детского чтения, статус чтения, продолжительность, характер, способы работы с печатными и электронными текстами, репертуар чтения детей, читательские предпочтения и прочие компетентности.

Современные телекоммуникационные технологии и электронные ресурсы не обошли стороной и образование. Электронные ресурсы становятся таким же инструментом познания, как и книга.

Новые информационные технологии могут стать средством привлечения современного ребенка к чтению.

Являясь проводниками не только в мире книг, но и в мире электронной информации, педагоги и родители не должны забывать о стимулировании чтения полноценных текстов, независимо от того, происходит ли оно с листа, на слух или с экрана. Отбор электронных ресурсов необходимо осуществлять на основе ряда критериев — соответствие возрастным возможностям и интересам, общественная оценка, научная и художественная ценность и др.

Современные технологии делают возможным исключительно быстрый доступ к богатейшим источникам знания независимо от места их хранения, а также обеспечивают оперативный обмен информацией. Электронная форма представления знания порождает немыслимую раньше мультимедийность, позволяющую совмещать друг с другом тексты, изображения, звукозаписи, фильмы, базы данных, интерактивные сервисы и т. д.

Стремительное развитие и активное использование современных информационных и коммуникационных технологий позволило приступить к широкомасштабному переводу накопленной человечеством информации в электронную форму и созданию большого числа новых электронных информационных ресурсов. Эта новая форма представления информации позволяет на качественно ином уровне организовать процессы производства, хранения и распространения информации. Обеспечение публичного (в том числе удаленного) доступа пользователей к информационным ресурсам стало одной из первоочередных задач обслуживания науки, культуры и образования. Сегодня, очевидно, что наиболее эффективно это достигается путем создания электронных библиотек и энциклопедий.

Формы библиографического информирования читателей, непосредственно связанные с компьютером, привлекают детей и подростков гораздо больше, чем традиционные. И еще одно преимущество электронных библиографических изданий — более широкий круг пользователей.

Созданные электронные библиографические пособия — разнообразны по форме. Это — экскурсии и викторины, библиографические обзоры и книжные выставки, энциклопедии и мультимедийные издания на различные темы.

Самым лучшим ресурсом, ориентирующим детей, родителей и педагогов, в мире научно-познавательной и художественной литературы, является BiblioГид, проект Российской государственной детской библиотеки, где представлен обзор детской литературы, аннотации книжных новинок, обзор журналов, обширная информация о писателях, художниках и героях произведений.

Следует отметить большой плюс электронных библиотек — они рекомендуют и представляют полные тексты классической и современной детской литературы, соблюдая нормы авторского права. Некоторых детских книг, представленных в электронных библиотеках, иногда просто нет на полках библиотек, да и купить их бывает в книжных магазинах не по карману, а на страницах электронных библиотек, таких как Дедушка NET, «Пескарь», «Электронной Детской библиотеки» (kid.ru), «Малышам», «Пупсам», детской электронной библиотеки (http://www.deti-book.info), библиотеки Белоусенко (раздел «Для детей»), «Чернильница» и многим другим — прочитать можно.

Особое внимание заслуживают Интернет-энциклопедии. Печатные энциклопедии перестали соответствовать стандартам современной жизни. Большие, неудобные размеры и минимум информации по каждому вопросу — всё это заставляет читателей делать выбор в пользу более эффективных online-сервисов.

Во-первых, их привлекает оперативность. Покупая печатную энциклопедию, мы не можем быть абсолютно уверены, что представленная в ней информация через неделю по-прежнему останется актуальной. Мир ежедневно меняется, и быть в курсе событий, обладать точными фактами на сегодняшний день — это необходимость, которой могут соответствовать только online-энциклопедии.

Во-вторых, важную роль играет количество информации. Оn-line -энциклопедии, не обременённые каким — либо ограничениями, стараются в полной мере раскрыть вопрос, предоставляя читателю максимум возможностей информации.

В третьих, нельзя не отметить их доступность. Такими сервисами можно пользоваться в любой момент, независимо от того, где мы находимся.

Сегодня для обучения и чтения дошкольников и младших школьников, помимо развивающих и обучающих игр, используются такие электронные ресурсы:

-          мультфильмы по литературным сюжетам (с бегущей строкой для формирования техники чтения, навыков логического мышления);

-          рекомендательные библиографические пособия («Моя первая библиотека»);

-          электронные энциклопедии («Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»);

-          интернет-ресурсы (тексты художественных произведений, сказок, периодические издания для разной возрастной категории детей).

Особо надо отметить электронные издания на CD и DVD в помощь чтению и развитию ребенка, развивающие программы.

На что необходимо обратить внимание, прежде всего: изначально предлагаемый источник информации — это проверенный источник информации, будь это книжный формат или информационный ресурс интернета, должен быть ярким, красочным, интересным и запоминающимся, отвечающий всем физиологическим и психологическим особенностям восприятия информации ребенком, соответствующий научному представлению о мире, качественно выверенным. Потребности в чтении формируются как самим ресурсом, так и вовлечённостью в процесс чтения всех членов семьи, начиная с момента зарождения ребенка в утробе матери, отбором книг для домашней библиотеки, и заканчивая процессом совместного громкого прочтения и обсуждения прочитанного или увиденного на экране в кругу семьи.

Многие скажут, что невозможно сформировать мышление, читательское развитие детей посредством текста на мониторе, электронной книги! Конечно, вместе с носителями претерпевает изменения и сам текст, он наполняется не только буквами, но и видео-анимационным сопровождением. Ведёт ли это к снижению имиджа самого процесса чтения, сводя его к восприятию не только органами зрения, но и слуха и даже осязания? Возможно, так, но дети любят яркое, необычное, ведь в мультфильмах и детских фильмах тоже осуществляется процесс воспитания и пробуждения интереса к чтению тех произведений, на основе которых создан фильм или мультфильм.

После обращения к онлайновым страницам детских журналов и сайтам детских писателей пробуждается и читательский интерес к их творчеству, творческое начало и фантазия, и в ту же секунду рождается решение взять книги данных авторов для тихого прочтения и технического творчества в кругу семьи.

Дети с необычайной легкостью адаптируются в виртуальном мультимедийном мире. Создание электронных библиографических ресурсов — перспективное направление раскрытия фондов с целью аккумуляции потока информации и предоставления более широкого доступа к ним пользователей.

Литература:

1.                 Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад. Современные тенденции корпоративной работы библиотек в сетях передачи данных / Ред.-сост. е. И. Кузьмин, М. Н. Усачев. — М.: Либерея, 1998. —224с

2.                 Коготков Д. Я. Информационные потребности и основные группы потребителей библиографической информации: лекция. — М.: МГУКИ, 2000. — 46 с.

3.                 Дубин Б. Книги в сегодняшней России: выпуск, распространение, чтение / Б. Дубин, Н. Зоркая // Вестн. общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. — 2005. — № 5. — С. 39–57.

4.                 Зоркая Н. Чтение в контексте массовых коммуникаций // Мониторинг общественного мнения: экон. и социал. перемены. — 2003. — № 2. — С. 60–70.

5.                 http://io.nios.ru/ Электронная газета «Интерактивное образование»

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, DVD, NET, библиотека, круг семьи, ресурс, текст, энциклопедия.


Похожие статьи

Cоциально-ценностная роль семейного чтения в развитии...

Значительную трансформацию претерпевает и семья, как особый социальный институт, в первую очередь вводящий ребенка в мир культуры.

Чтение в кругу семьи способно вызвать не только интерес к книге, но и помочь дать оценку многим жизненным явлениям и событиям, а...

Что может дать библиотека современному подростку

Говоря о просветительской деятельности библиотеки, важно помнить не только о мероприятиях, но и о том, что библиотека ― это место, в котором подростку даже из нечитающей семьи дадут шанс стать читателем, причем бесплатно.

Литературный квест как технология взаимодействия с подростками...

Примерами заданий библиотечного квеста могут служить: составление текста

Однако в последнем могут использоваться как интернет-ресурсы, так и печатные издания.

Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Н. И. Гендина и др.

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств...

Чтение в семейном кругу является давней традицией русской семьи. На рубеже 19–20 веков чтение в семье было незаменимым условием духовного общения взрослых и детей. В различных трудах известных ученых, мы можем встретить подтверждения того...

Формирование информационной культуры суворовцев

Библиотекари проводят соревнование, где из разрозненных элементов дети собирают небольшую книжку.

Урок «Информационные ресурсы библиотеки» направлен на повышение информационной культуры старшеклассников.

Роль радио в жизни ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Роль семьи в коммуникативном воспитании ребёнка. Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка. Совместное обучение матери и ребенка второго года жизни английскому языку.

Особенности литературных предпочтений и читательской...

Читательскую активность считают безграничным ресурсом

Возможно, используя иллюстрации или яркую обложку, будет легче привлечь внимание подростка к книге, а это позволит расширить и сформировать правильный читательский круг и привить любовь к серьёзной литературе.

Компьютерные игры в жизни школьника | Статья в сборнике...

Их круг общения узок, другая деятельность направлена на удовлетворение элементарных

Советский энциклопедический словарь: М. «Советская энциклопедия».

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника.

Содержание и популярность книжного фонда детского писателя...

Также дополнительно ребята могут посмотреть мультфильмы по произведениям писателя, которые находятся в свободном доступе на сайтах интернета, а также на DVD-дисках.

Но было отмечено, то, что в целом, дети читают и посещают регулярно библиотеку.

Похожие статьи

Cоциально-ценностная роль семейного чтения в развитии...

Значительную трансформацию претерпевает и семья, как особый социальный институт, в первую очередь вводящий ребенка в мир культуры.

Чтение в кругу семьи способно вызвать не только интерес к книге, но и помочь дать оценку многим жизненным явлениям и событиям, а...

Что может дать библиотека современному подростку

Говоря о просветительской деятельности библиотеки, важно помнить не только о мероприятиях, но и о том, что библиотека ― это место, в котором подростку даже из нечитающей семьи дадут шанс стать читателем, причем бесплатно.

Литературный квест как технология взаимодействия с подростками...

Примерами заданий библиотечного квеста могут служить: составление текста

Однако в последнем могут использоваться как интернет-ресурсы, так и печатные издания.

Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Н. И. Гендина и др.

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств...

Чтение в семейном кругу является давней традицией русской семьи. На рубеже 19–20 веков чтение в семье было незаменимым условием духовного общения взрослых и детей. В различных трудах известных ученых, мы можем встретить подтверждения того...

Формирование информационной культуры суворовцев

Библиотекари проводят соревнование, где из разрозненных элементов дети собирают небольшую книжку.

Урок «Информационные ресурсы библиотеки» направлен на повышение информационной культуры старшеклассников.

Роль радио в жизни ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Роль семьи в коммуникативном воспитании ребёнка. Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка. Совместное обучение матери и ребенка второго года жизни английскому языку.

Особенности литературных предпочтений и читательской...

Читательскую активность считают безграничным ресурсом

Возможно, используя иллюстрации или яркую обложку, будет легче привлечь внимание подростка к книге, а это позволит расширить и сформировать правильный читательский круг и привить любовь к серьёзной литературе.

Компьютерные игры в жизни школьника | Статья в сборнике...

Их круг общения узок, другая деятельность направлена на удовлетворение элементарных

Советский энциклопедический словарь: М. «Советская энциклопедия».

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника.

Содержание и популярность книжного фонда детского писателя...

Также дополнительно ребята могут посмотреть мультфильмы по произведениям писателя, которые находятся в свободном доступе на сайтах интернета, а также на DVD-дисках.

Но было отмечено, то, что в целом, дети читают и посещают регулярно библиотеку.

Задать вопрос