Библиографическое описание:

Алексеенко И. А., Байдова М. И. Современное состояние проблемы формирования знаний и умений здорового образа жизни учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 255-258.

В статье рассматривается современное состояние проблемы формирования знаний и умений здорового образа жизни учащихся 5–7 классов при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Ключевые слова: здоровый образ жизни, знания и умения здорового образа жизни.

Необходимость формирования умений здорового образа жизни подтверждают статистические данные: физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей; 25–35 % первоклассников имеют физические недостатки или хронические заболевания и только 9–10 % выпускников школ можно считать здоровыми. Актуальность данной проблемы так же подчеркивается в нормативных документах, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в направлении сохранения и укрепления общественного и личного здоровья. Вопросы формирования культуры здоровья школьников рассматриваются в исследованиях Н. М. Амосова, Е. Г. Диканова, В. П. Петленко, В. А. Скумина, А. В. Эркеновой и других ученых. Роли образовательной школы, в укреплении здоровья детей, уделено внимание в исследованиях В. Ф. Базарного, Г. П. Богданова, Г. К. Зайцева и др.

В условиях современного общества возрастает роль учебных предметов в формировании здорового образа жизни школьников. Необходимо воспитать и развить у детей различные новые для него формы поведения, дать знания, способствующие формированию здорового образа жизни, развитию привычек и навыков здорового образа жизни, развитию мотивации к здоровому образу жизни. Так, курс «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет интегративное содержание и способствует реализации различных аспектов безопасности школьников: экологической безопасности [3, 9] основам здорового образа жизни [4, 5], социальной безопасности [6,8], но, несмотря на результаты многочисленных исследований [1, 2, 7], анализ литературы показал, что формированию знаний и умений здорового образа жизни учащихся 5–7 классов при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» уделяется недостаточное внимание.

Одной из задач нашего исследования являлось изучение современного состояния проблемы формирования знаний и умений здорового образа жизни учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности». В ходе исследования нами использовались следующие методы: беседа, анкетирование учащихся 5–7 классов, анализ программ и учебной литературы.

Анкетирование проводилось с учащимися 6 и 7 классов школ № 346 и 374 Санкт-Петербурга. Рассмотрим результаты анкетирования учащихся по отдельным вопросам. Так, при ответе на вопрос «Что означает понятие «здоровый образ жизни»?» большинство опрошенных школьников (66 %) ответили, что необходимо быть здоровым и не болеть; 14 % учащихся отметили необходимость занятий спортом; по 10 % анкетируемых считают, что нужно закаляться и включать в рацион овощи и фрукты. Анализируя результаты ответов на данный вопрос, мы видим, что учащиеся имеют элементарные представления о здоровом образе жизни, они называют некоторые компоненты здорового образа жизни — «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока знания школьников еще не систематизированы, разрознены и фрагментарны.

На следующий вопрос анкеты «Что ты знаешь о своем здоровье?» 62 % анкетируемых ответили, что их здоровье отличное; 28 % школьников отметили, что оно не очень хорошее, указав симптомы своего состояния (частые головные боли, простудные состояния) и 10 % респондентов ответили, что их здоровье удовлетворительное.

На очередной вопрос анкеты «Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?» 62 % школьников ответили, что они не имеют пропусков по болезни; 28 % анкетируемых отметили, что имеют пропуски по болезни каждый месяц и 10 % опрашиваемых пропускают школу по болезни каждую неделю.

На вопрос анкеты «Делаешь ли утром физическую зарядку?» только 28 % школьников ответили утвердительно, 44 % респондентов ответили отрицательно и 28 % затруднились ответить. В тоже время только 19 % школьников отметили, что на уроках по физической культуре они занимаются с полной самоотдачей.

На последний вопрос анкеты «Занимаешься ли ты спортом?» большинство опрошенных (57 %) отметили, что они не занимаются спортом; 33 % учащихся посещают спортивные школьные секции; по 5 % респондентов посещают спортивную школу и другие учреждения спортивной направленности.

Анализ результатов анкетирования подтвердили результаты беседы, проводимой со школьниками:

-          понятия о здоровом образе жизни у учащихся отождествлено с понятием «здоровье». 33 % опрошенных учащихся не считают, что необходимо предпринимать какие-то действия самому для укрепления и сохранения здоровья, учащиеся неправильно понимают, что входит в содержание понятия здоровый образ жизни;

-          почти половина учеников не слишком положительно относятся к занятиям физкультурой и спортом. Так, на уроках физкультуры не добросовестно занимаются «лишь бы не ругали» — 62 % учащихся.

Следовательно, незначительный процент учащихся придерживаются принципов здорового образа жизни, но реализуют их не всегда последовательно и постоянно. Установка на самосовершенствование присутствует у меньшинства учащихся исследуемого класса.

Одной из задач нашего исследования явилось определение возможностей содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для формирования знаний и умений здорового образа жизни. Анализ применения рекомендованных к обучению учебников показал, что наиболее часто используемыми учебниками по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» являются учебники следующих авторов: Латчука В. Н.и др. (55 % опрошенных), Смирнова А. Т. и Хренникова Б.О (35 % анкетируемых), Фролова М. П. и Юрьева М.В (10 % респондентов).

Также нами был проведен анализ примерных учебных программ по ФГОС -2 с целью определения в содержательной составляющей возможности для формируемых умений здорового образа жизни (таблица 1).

Таблица 1

Анализ примерных учебных программ по ОБЖ по ФГОС 2 (5–7 классы)

Название тем

Примеры умений

Здоровый образ жизни и его составляющие

— измерять температуру и давление;

— делать зарядку самостоятельно и с группой;

—воспроизводить знания об основных особенностях физического и психического состояний;

— анализировать собственные поступки и поведение, способное повлиять на образ жизни;

— рационально питаться;

—заниматься спортом;

— соблюдать режим труда и отдыха;

— аргументировать свою точку зрения, опираясь на знания о здоровом образе жизни

Факторы, разрушающие здоровье

— классифицировать факторы, которые пагубно влияют на здоровье;

— применять на практике правила, способствующие соблюдению норм здорового образа жизни;

Аспекты взаимоотношений полов

— осознавать семейные ценности и рассуждать об этом

Анализ содержания программ указанных авторов показал, что у авторов примерно одинаковое распределение учебных часов на похожие темы, одинаковые требования к уровню подготовки обучающихся согласно их классу. Однако, несмотря на множество общего, есть и различия в содержании. Представим сравнительный анализ учебников 5–7 классов вышеназванных авторов (Таблица 2).

Таблица 2

Анализ учебников по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 5–7 классы

Класс

Автор учебника

Название темы

5 класс

 А. Т. Смирнов

Б. О. Хренников

— Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни;

— О здоровом образе жизни;

— Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья;

— Рациональное питание. Гигиена питания;

— Вредные привычки и их влияние на здоровье человека;

— Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек

М. П. Фролов

М. В. Юрьева

Правила здорового образа жизни

В. Н. Латчук

— Движение и здоровье;

— Нарушения осанки и причины их возникновения;

— Телевизор и компьютер друзья или враги;

— Развитие и изменения организма в вашем возрасте;

— Физическое и нравственное взросление человека;

6 класс

А. Т. Смирнов

Б. О. Хренников

— Здоровый образ жизни и профилактика утомления;

— Компьютер и его влияние на здоровье;

— Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека;

— Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека;

— Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека;

— Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ

М. П. Фролов

М. В. Юрьева

Основы медицинских знаний

В. Н. Латчук

— Правильное питание — основа здорового образа жизни;

— Значение белков, жиров и углеводов в питании человека;

— Гигиена и культура питания;

— Особенности подросткового возраста

7 класс

А. Т. Смирнов

Б. О. Хренников

— Психологическая уравновешенность;

— Стресс и его влияние на человека;

—Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте

М. П. Фролов

М. В. Юрьева

— Человек и его здоровье;

— Факторы, разрушающие здоровье

В. Н. Латчук

— Режим — необходимое условие здорового образа жизни;

— Профилактика переутомления и содержание режима дня

Анализ результатов таблицы 2 показал, что у всех авторов в учебнике 5 класса тема «Оказание первой помощи и здоровый образ жизни» рассматривается во втором разделе учебника. Однако, в учебнике Смирнова А. Т. и Хренникова Б. О. этот раздел раскрывается наиболее подробно. Здесь рассматриваются и возрастные особенности развития человека, и факторы, влияющие на здоровье, и способы ведения правильного образа жизни. У других двух авторов эта тема раскрыта недостаточно хорошо, в учебнике Фролова М. П. и Юрьевой М. В. на тему здорового образа жизни отводится всего три часа, что, на наш взгляд, недостаточно. Ведь в 5 классе школьники только начинают изучать курс «Основы безопасности жизнедеятельности» и должны получить обширную информацию о здоровье и его составляющих, так как не всегда к этому возрасту они обладают данными знаниями.

В учебнике 6 класса авторы Смирнов А. Т. и Хренников Б. О. опять же рассматривают тему здорового образа жизни достаточно подробно. В указанном учебнике рассматриваются вопросы, направленные на поддержание здорового образа жизни — вредные привычки, режим дня. У авторов Фролова М. П. и Юрьевой М.В также эта тема раскрыта достаточно хорошо, но основное внимание уделено оказанию первой помощи. По нашему мнению, наиболее подробно тема «Основы здорового образа жизни» раскрыта в учебнике Латчука В. Н., так как здесь рассматриваются вопросы гигиены, рационального питания, и оказания медицинской помощи.

В учебнике Фролова М. П. и Юрьевой М. В. для 7 класса по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» рассматриваются только методы оказания первой помощи. У других авторов тема рассмотрена более подробно, так как уделено внимание таким понятиям, как стресс, психологическое здоровье, конфликты, режим работы и отдыха. В учебнике Латчука В. Н. есть и такие темы, как «Массовые инфекционные заболевания», «Психологические основы выживания в ЧС».

Важно отметить, что содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» обладает широкими возможностями для формирования знаний и умений здорового образа жизни школьников.

Литература:

1.         Абрамова В. Ю. Особенности курса методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 3–2 С. 162–165.

2.         Абрамова В. Ю., Бахвалова С. Б., Елизарова И. С. Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы по предмету // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 3–6.

3.         Киселева Э. М., Гаврилова Л. А. Возможности курса основы безопасности жизнедеятельности в формировании знаний по экологической безопасности школьников//Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2013. № 5 (34). С.97–101.

4.         Костецкая Г. А. Формирование ценностных ориентаций школьников на здоровый образ жизни при обучении основам безопасности жизнедеятельности //Профилактическая и клиническая медицина 2011. № 3 (40) С.467.

5.         Костецкая Г. А., Попова Р.И Формирование у школьников здорового образа жизни при обучении ОБЖ: аспекты профессиональной подготовки педагогических кадров//Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2011. №. S. С. 149–150.

6.         Попова Р. И., Авдеева Н. В. Возможности компетентностно-ориентированного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ//Мир науки, культуры, образования. 2010. № 5 С.73–76.

7.         Попова Р. И., Силакова О. В. Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися //Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5. С.63–66.

8.         Силакова О. В., Виноградов В. С. Использование игровых технологий в обучении школьников в курсе ОБЖ 5 класса как метод формирования навыков безопасного поведения. В сборнике: Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С.181–183.

9.         Спицына Т. А., Чугунова М. В. Игра как способ развития познавательного интереса у учащихся к экологической безопасности в курсе изучения ОБЖ //Молодой ученый. 2014. № 4 С. 1108–1110.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle