Библиографическое описание:

Яковлева М. П. Концепт «начального времени» в эпосе эвенков // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 117-119.

Эвенкийский героический эпос нимнгакама нимнгакан — эпос архаический (догосударственной формации), эпос родоплеменного сообщества. Как отмечает Г. И. Варламова, знатоки эвенкийского фольклора, исполнители-профессионалы маркируют свои героические сказания термином нимнгакама нимнгакан, что в дословном переводе переводится как «поющийся нимнгакан», и второе значение «нимнгакан, подобный шаманскому пению нимнган». Сложный термин образован от многозначного термина нимнгакан, имеющий значения: миф, сказка, героическое сказание, тип богатырской сказки. Также существуют у эвенков другие героические повествования, исполняющиеся без пения, они соответствуют понятию богатырская сказка и имеют свой термин гумэ нимнгакан (досл.: говоримый нимнгакан).

Героическим сказаниям эвенков присущи особый способ видения жизни, ее поэтическое осмысление и бережно сохраняемые с древних времен идеалы красоты, добра и гармония. В основе эвенкийского эпоса лежит система народного мировоззрения. Нимнгакама нимнгакан воспевает слияние человека с природой, его единство с ней, напоминая о первоначальном месте человека в мире, о самых «корнях» человеческого бытия. Наша статья посвящена выявлению концепта зачина в эвенкийских сказаниях.

В современной фольклористике особое место занимает изучение фольклорной концептосферы, которая определяется как устойчивая совокупность концептов. Термин и понятиеконцепт используется в настоящее времяучеными многих наук — культурологами, лингвистами, психологами, философами. Концепты являются единицами культурного мышления и на основе внутренней связи объединяются между собой в концептосферы, составляющие концептосферу культуры в целом [6, с.146].

Фольклор — в первую очередь явление вербальное, связанное с сознанием и мышлением своего народа (этноса). Фольклорное мышление осуществляется через концепты, существующие в той или иной этнической культуре. Фольклорная эпическая память оперирует и использует уже готовые концепты, сформированные и выработанные этносом в процессе своей этнической истории. Эпическая память — особый жанровый тип фольклорной памяти, которая способна усваивать, хранить и воспроизводить эпические тексты через собственную систему фольклорных концептов [9,с.101].

Эвенкийские сказания, как отмечает Г. И. Варламова, имеют три типа: 1) Самый ранний тип, когда герой воспринимается богатырем, но не совершает подвигов в борьбе с врагами — он просто путешествует в неведомые дальние земли. 2) Второй тип, когда повествуется о подвигах героя и его потомках [3,с.12].

Все героические сказания эвенков имеют зачин, представляющий один из основных структурных элементов эпоса. Характеристика зачина эвенкийских сказаний дана Г. И. Варламовой и А. Н. Мыреевой. Они обе отмечают, что все сказания имеют традиционное вступление, имеющий эвенкийский народный термин нимнгакан тэкэнин — «корень сказания», который, по словам эвенков, должен указывать на то, что содержание их относится к глубокой древности. Словосочетание нимнгакан тэкэнин — досл. «нимнгакана корень» — нужно понимать как начало, т. е., зачин нимнгакана [2,с.56].

По мнению Г. И. Варламовой, структура эвенкийского зачина включает: а) сообщение о времени; б) описание страны, где происходят события; в) сведения о главном герое или героях [2,с.56]. По утверждению А. Н. Мыреевой, в основе эвенкийского зачина лежит миф о первотворении земли, превратившийся в традиционную эпическую формулу, являющейся по сути дела концептом начального времени и одновременно концептом мифической эпохи первотворения [10,с.82].

Е. М. Мелетинский в статье «Миф и двадцатый век» пишет: «миф — один из центральных феноменов в истории культуры и древнейший способ концептирования окружающей действительности и человеческой сущности». Также он отмечает, что мифический способ концептирования связан с определенным типом мышления, которое специфично для первобытного мышления в целом и для некоторых уровней сознания, в особенности массового во все времена [4]. Эвенкийскому фольклору присущи архаичность и синкретичность. Мифологическое мышление древних эвенков сыграло основополагающую роль в формировании их героических сказаний.

Концептмифологического начального времени особенно ярко сформулирован в ранних героических сказаниях эвенков и представляет собой отшлифованную, кратко оформленную в языке поэтическую формулу: 1) Перевод: «Когда земля [размером] с коврик под седло была, когда небо берестяным коробом [еще] охвачено было»; Оригинал: «Дуннэ тэӊинэдин одяракин, няӊнянин хагачанду кумтэптики дявавча одяракин» [1,с.82]. 2) Перевод: «Давно, давно, когда мать-земля меховым ковром расстилалась, когда небо с величиною с беличий глаз, поблескивало» [1,с.264]; Оригинал: «Билир, билир, дуннэр-эней тэнинэкэндин тэнийдерэкин, няӊнярамай улкичэн ехадинин киларгардяракин» [1,с.112]. Также существует распространенный вариант другой формулы концепта начального времени: 1) Перевод: «Давно, давно, давно, когда основа земли с головную шкурку оленя-мойки была, когда море словно большая река было, когда большая река-енэ только начинала из земли выходить, когда хребет высоких гор только становился» [1,с.222]; Оригинал: «Билир, билир, билир мойкан метадин тэгэр-дуннэ тэвувденэхин, лам элэкэс котор янэдин одяӊахин, котор янэ дэрэнин юдеӊэхин, элэкэс гугдаринин ухулэт дугдутин кардис онахин, утэн нэкуду илитчаран» [1,с.67]. 2) Перевод: «В самом начале, когда земля расстилалась, как шкурка с головы дикого оленя-мойки, когда море-океан с блюдечко льдинкой было, когда небо — верхняя земля, словно радуга, своими цветами сверкало» [1,с.243]. Оригинал: «Дулин буга элэкэскэн мойка метадиканин нэптэргэдэнэсин, лам-булдар биласэкэлдикэн белкивданасин, угу буга элэкэскэн серукалдикан серувданасин, дулин буга дулкакиндун эгдэ йэнэндэ даптудун бивандача» [1,с.91]. Эти формулы являются локальными характерными для определенных групп эвенков. Применение той или иной формулы зависит от сказителя. Концепт начального времени по своей сути является мифологической эпохой первотворения, и смысл зачина состоит в нем, т. к. дальнейшее развитие сказания зависит от концепта начального времени. Как видим, существовал определенный концепт начального времени, имеющий вышеуказанные краткие устойчивые словесные формулы.

С. Ю. Неклюдов в статье «Морфология и семантика эпического зачина в фольклоре монгольских народов» выделяет следующие основные функции эпического зачина: 1) соотнесение эпических событий с мифологическим «ранним временем»; 2) определение этого времени как эпохи первотворения «расширяющейся вселенной»; 3) характеристика только что созданного пространства как «райской земли» [5]. Далее автор делает вывод, что разработанный и пространный зачин есть продукт относительно позднего развития эпоса [5]. Также в развитых сказаниях появляется концепт райской земли и концепт расширяющейся вселенной. В ранних сказаниях эвенков концепт райской земли отсутствует, он появляется только в более поздних сказаниях эвенков (к примеру, в сказаниях рода Бута). Как показывает стилистика этих развитых сказаний поздней формации, концепт райской земли в них дается четкими, устойчивыми формулами. Прототипом концепта райской земли является Средний мир, в котором живет главный герой эпоса. Этот Средний мир очень красивый, не с чем его сравнить: Перевод: «В этой стране ели распускались как подснежники,/Лиственница пушилась, как молодая травка,/Сосенки росли, переливаясь,/Подобно пушистому хвосту рыжей белки,/Тальники вытягивались струной,/А марниковые березы росли, разветвляя корни. /Вот на такой красивой земле, кроме всего этого,/Жили бегающие звери-животные и люди» [1,с.109]. Оригинал: «Ахиктаткан мон бими, гакактагачин арбаргадяча,/ Ирэктэткэн мо бими, ниргэктэгэчин сэрбэргэдечэ,/ Дягдаткан мо бими, кугас улуки иргин ковогочинин / Куварийкатна балдыдяча,/ Секта мо сийихинмуна юдечэ,/Нивэктэ мо нинтэрвунэ ючэ./Эр Дулин Буга, нунан бихэмдэ эр овнани оёливи/Экун хаватари бэйнэчи,сохучи, бэечи гунми» [7,с.108].

С. Ю. Неклюдов ввел термины расширяющейся вселенной и эмбриональная форма [5]. Выявленная нами выше эвенкийская краткая формула концепта начального времени и представляет собой, по выражению С. Ю. Неклюдова, эмбриональную форму характерную для ранних сказаний эвенков. В более поздних развитых сказаниях эвенков сама эмбриональная форма получает свое словесное расширение (краткая формула увеличивается в объеме). В сказании «Храбрый Содани Богатырь» на эмбриональную форму зачина наслаивается и превалирует концепт расширяющейся вселенной (расцвета земли). Зачин сказания «Храбрый Содани Богатырь» составляет 248 стихов, из них эмбриональная форма заключена в 10 стихотворных строках: Перевод — «Вот давно-давно, говорят, Появились эти три мира,/Подобные чутким ушам/Годовалого оленя./После этого-/ Наш Средний мир расстилался/ С кумалан,/ А небо-мать растекалось/ С донышко берестяного короба» [10,с.127]. Оригнал: «Де билир-билир/ Эр илан Сивир биhэмдэ/ Моикан сергачинин/ Серилдывна балдыча уhу./ Тадук биhэмдэ/ Тэнинэдын тэлгэндерэн ивит./ Няӊняр эни биhэмдэ/ hагачан тэгэккэчинин белкиhинмудяча ивит» [10,с.126].

Концепт расширяющейся вселенной заключен в 10 строках, где описано как увеличивается и расцветает земля: Перевод: «Если теперь Среднюю землю-мать/Хорошо рассмотреть-/Такой широкой стала эта земля,/Что восемь стерхов-птиц,/Летая вокруг восемь лет,/Не находили ее края./Девять серых журавлей,/Летая подряд девять лет,/Не находили ее конца/ Такой огромной стала эта земля» [10,с.127]. «Эhилэ дулин энин бугава/ Аят уйденэ ичэми/ Дяпкун эне гаhаткан дэги,/Дяпкун анӊаниду гирна дэгиксэ,/ hуливэн энэн баккара/ Эмӊэ буга одан./ Егин аме карав туруя,/ Егин анӊанива эрэгэмэ дэгиксэ,/ Муданман энэн баккара/ hэгдыӊэ буга одан» [10,с.126].

Таким образом, все выявленные нами концепты имеют начало от одинаковой модели концепта начального времени, заключенной в эмбриональной краткой эвенкийской формуле (в переводе): Когда земля размером с коврик под седло была, когда небо берестяным коробом еще охвачено было. На ее основе сформировались дальнейшие формулы зачина.

Литература:

1.                  Василевич Г. М. Исторический фольклор эвенков: сказания и предания. — Л.: Наука,1966. — 400с.

2.                  Варламова Г. И. Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора. — Новосибирск: Наука, 2002. — 376с.

3.                  Варламова Г. И., Мыреева А. Н. О героических сказаниях эвенков.// Типы героических сказаний. — Новосибирск: Наука, 2008. — С.8–17.

4.                  Мелетинский Е. М. Миф и 20век // Фольклор и постфольклор: структура, типология и семиотика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/meletinsky1.htm

5.                  Неклюдов С. Ю. Морфология и семантика эпического зачина // Фольклор и постфольклор: структура, типология и семиотика [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.ruthenia.ru/folklore/neckludov69.pdf

6.                  Сорокин А. В. Концепт в системе культуры: философский, культурологический, лингвокогнитивный подходы. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2011. — № 1 (21). — С. 142 -146.

7.                  Типы героических сказаний эвенков / сост. Г. И. Варламова, А. Н. Мыреева. — Новосибирск: Наука, 2008. — 228с. — (Памятники этнической културы коренных малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока; Т.20).

8.                  Фольклор эвенков Якутии / Сост. А. В. Романова, А. Н. Мыреева. — Л., 1971. — 330с.

9.                  Черняева Н. Г. Опыт изучения эпической памяти (на материале былин) // типология и взаимосвязи фольклора народов СССР// — М.: Наука, 1980.

10.              Эвенкийские героические сказания / Сост. А. Н. Мыреева. — Новосибирск: Наука, 1990. — 392с. — (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).

Основные термины (генерируются автоматически): героические сказания, концепта начального, концепт райской земли, концепта начального времени, сказаниях эвенков, сказаний эвенков, героические сказания эвенков, героических сказаний, героические сказания термином, небо берестяным коробом, Средний мир, сказаниях эвенков концепт, «Храбрый Содани Богатырь», героических сказаний эвенков, Эвенкийские героические сказания, Сибири и Дальнего Востока, зачина эвенкийских сказаний, формулы концепта начального, эвенкийского зачина, ранних сказаний эвенков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle