Библиографическое описание:

Семенов С. А. Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 285-287.

Семья — это микросреда, которому принадлежит определяющая роль в формировании личности глухого ребенка. Атмосфера любви, понимания, доброты в семье способствует полноценному всестороннему развитию. Это является чрезвычайно важным для ребенка с нарушением слуха. Помощь близких, поддержка, здоровый психологический микроклимат в семье является залогом гармоничного развития и раскрытия потенциальных возможностей.

Нам нужно создать благоприятную среду в семьях, где есть дети с нарушением слуха. Это очень сложно, поскольку родители сами требуют систематического психологического сопровождения, консультаций, советов, дополнительных знаний по развитию своих детей. Родители, имеющие ребенка с нарушением слуха должны знать, что его воспитание требует больших физических и духовных сил. Поэтому выбор возможных форм и видов совместной работы с родителями зависит от многих факторов: жизненной компетенции родителей, их социального и образовательного уровня, желание сотрудничать. Педагогам следует учитывать семейное окружение ребенка, количество детей в семье и их пол, знать, чья роль в семье является ведущей (матери или отца), полной или неполной, благополучной или не совсем та или иная семья. Обязательно надо обращать внимание на интересы, запросы, ценности, образовательно-культурный уровень, социальное и материальное положение семей, привлекая их к участию в психолого-педагогическом процессе учебного заведения, в учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы.

На сегодня обучение и воспитание детей с нарушением слуха предполагает их интеграцию в мир слышащих людей. Успешная интеграция в общество почти всегда происходит благодаря раннему началу обучения. Дошкольный период чрезвычайно важен. В это время формируются важнейшие навыки, закладываются основы всей дальнейшей жизни ребенка. Дошкольное воспитание является первым звеном в системе образования для всех детей, в том числе и для детей с нарушениями слуха. Глухому ребенку словами невозможно ничего объяснить, его необходимо специально обучать говорить и понимать речь окружающих. Поэтому раньше начато специальное обучение речи дает лучшие результаты. Большая часть детей дошкольного возраста посещает специальные дошкольные учреждения. В специальном детском садике детей обучают говорить, понимать речь, развивают сохранены в них остатки слуха и обучают использовать их. Следует отметить, что при поступлении ребенка в детский сад роль родителей еще более возрастает. Они должны помогать детям в обучении, помня, что дошкольное воспитание детей с нарушением слуха является основой педагогического процесса, в основу которого положено наглядное обучение и игру. Не надо пренебрегать возможностью поиграть с ребенком. Игра сближает детей с родителями, помогает лучше понять друг друга.

Дошкольное учреждение не может заменить воспитание ребенка в семье. Родителям важно понять, что успех воспитания и обучения ребенка значительной степени зависит от них. Поэтому для родителей такой деятельностью может стать учебно-коррекционный процесс, в котором они активно участвуют: начинают по совету сурдопедагога обучение произношения звуков, слов, употребление ударения. Поэтому в учебно-коррекционном процессе ценными будут те упражнения, которые сочетаются с учебным материалом.

Нужно ознакомить родителей с коррекционно-педагогическим процессом что является неотъемлемой частью обучения и воспитания детей с нарушением слуха. Доказано: возможности умственного развития ребенка с нарушениями слуха не уступают возможностям слышащего ребенка. Глухой или с нарушением слуха ребенок прежде всего — ребенок, а уже затем — глухой, поэтому к его воспитанию нужно подходить с такими же требованиями, как и к слышащим сверстника.

Чтобы научить ребенка устной речи, необходимо использовать все существующие средства: бинауральное (двустороннее) протезирование, использование дактиль (пальцевая азбука) и чтения с губ. Учитывая важность словесного общения с слышащими, детей с нарушением слуха обучают устной речи, которая состоит из обучения чтения с губ и произношения, при этом используется остаточный слух. Дети, получающие специальное обучения, могут достаточно внятно говорить и хорошо понимать устную речь, читая с губ.

Основные проблемы семей, воспитывающих ребенка с нарушением слуха, — это низкие возможности родителей в предоставлении им реабилитационной и коррекционной помощи и низкий уровень педагогической компетентности. Принимая активное участие в планировании занятий, родители приобретают педагогического опыта, чем создают благоприятную среду для развития своего ребенка.

Для ознакомления родителей с коррекционным процессом необходимо:

-          Обеспечить доступное восприятие информации о состоянии слуха ребенка;

-          Информировать их о развитии ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

-          Акцентировать внимание на положительных достижениях в развитии ребенка;

-          Научить приемам коррекционной работы;

-          Создать условия для общения родителей, которые также имеют детей с нарушением слуха.

Можно выделить следующие основные формы работы с родителями: индивидуальные, групповые, коллективные и массовые. Одной из коллективных форм работы является посещение родительских собрания, на которых очень важно объяснить родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребенком над развитием языка. Родителям нужно помочь стать наиболее заинтересованными участниками учебного процесса, объяснить их роль в обучении и воспитании ребенка. Только в таком случае возможен результат. Также необходимо проводить коллективные беседы на актуальные темы. Учитель заранее договаривается с родителями о содержании и цель бесед, стиль общения, а также об очередности их проведения. Проводя такие коллективные беседы или консультации, следует помнить, что они должны быть интересными для родителей и содержать только необходимый конкретный материал. На таких консультациях можно продемонстрировать артикуляционную, дыхательную гимнастики и др.

Наиболее актуальные темы для консультаций:

-          Развитие мелкой моторики;

-          Артикуляционная гимнастика;

-          Языковые игры дома.

Индивидуальная работа, безусловно, имеет преимущество над коллективной; она позволяет установить более тесный контакт с родителями. Привлечение родителей к совместному коррекционному процессу предусматривает:

-          Единство требований к ребенку;

-          Ответственность за выполнение домашних заданий;

-          Постоянное введение поставленных детям звуков в речи;

-          Активное участие во всех мероприятиях.

Таким образом, эффективность коррекционной работы, гармоничное развитие детской личности в значительной степени зависит от творческой сотрудничества сурдопедагога с родителями, умело настроенных профессиональных и личностных отношений, четкого и сознательного понимание определенных учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач. Указанные формы работы способствуют достижению общего положительного настроя на образовательно-воспитательный процесс, укреплению семейных связей и реализации программы воспитания и развития ребенка с нарушением слуха.

Семья, родители положительно влияют на развитие детей с нарушением слуха своей любовью, внимательным отношением к проблем ребенка, а душевная теплота и ласка — это необходимые условия успешной работы с ребенком. Привлечение родителей к участию в образовательных, реабилитационных мероприятиях в процессе социальной адаптации ребенка является чрезвычайно важным и позволяет ребенку почувствовать себя полноценной и социально-ориентированной личностью.

Очень важную роль в поддержке родителей, имеющих детей с нарушением слуха, играет доступна и грамотная информация, предоставленная специалистами о обучения, воспитания и коррекции, которые позволяют детям с нарушением слуха приспособиться к жизни в обществе и стать его полноценными членами.

Литература:

1.     Колупаева А. А. Дети с особыми потребностями в общеобразовательном пространстве: начальное звено. Путеводитель для педагогов: Учебно-методическое пособие // А. А. Колупаева, А. М. Таранченко. — Киев, 2010–96 с. — (Серия «Инклюзивное образование»)

2.     Колупаева А. А. Инклюзивное образование: реалии и перспективы: Монография // А. А. Колупаева. — К.: «Саммит — Книга», 2009–272 с.: — (Серия «Инклюзивное образование»)

3.     Лорман Т. Инклюзивное образование. Поддержка разнообразия в классе: практ. пособие. // Тим Лорман, Джоан Деппелер, Дэвид Харви; пер. с англ. — К.: СПД Парашин И. С., 2010–296 с.

4.     Лорман Т. Семь столпов поддержки инклюзивного образования. как перейти от вопроса «Почему?» к вопросу «Как?» / Т. Лорман, / / Международный журнал целостного образования. — 2007. — № 2 — Т. 3 Т С. 3–1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle