Библиографическое описание:

Погорелова С. Д., Яковлева А. С. Композиция публичной политической речи и компоненты композиции речи // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 311-312.

Говорящий, поставив перед собой задачу, изменить взгляды аудитории, относительно того или иного вопроса, побудить его к действию, целенаправленно, сознательно организует своё выступление, следуя определённым принципам структурирования речи, культурно-речевым постулатам, определяющим выбор лексических и синтаксических языковых средств.

Публичное политическое выступление имеет большое значение и должно иметь продуманную композицию, в нём должна быть определённая последовательность компонентов композиции речи. Структура речи складывается как последовательность компонентов композиции речи, когда один компонент сменяется другим, повторяется, комбинируется с другими различным образом. Компоненты композиции речи — «это крупные риторические аргументы, средства доказывания» [1, с.18].

Н. Н. Кохтев определяет композицию речи как закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех компонентов композиции выступления. «Как в архитектурном сооружении блоки занимают положенные им места и соединены друг с другом, так и все части выступления любого вида взаимно связаны и составляют неразрывное целое» [2,с. 102].

Следуя античным канонам, большинство авторов (П. Л. Сопер, Е. Н. Ширяев, Н. Н. Кохтев, Х. Леммерман, Е. Н. Зарецкая, А. Н. Васильева, Е. В. Клюев, М. Р. Львов) в классической композиции речи выделяют три основных компонента: введение — главная часть — заключение.

Введениепредставляет вступительные замечания, изложение цели оратора, пояснение, обзор содержания [3, с. 277].

Основной отрезок образует главная часть (главная тема и «ключевые мысли»; объяснение, пример, следствие и доказательство). «Каково существующее положение вещей: что было? что есть?», «Что должно быть вместо этого?», «Как можно изменить существующее положение?»

Заключение содержит обзор, кульминацию, окончание и представляет собой призыв, побуждение. Ведь убеждающая речь стремится заставить слушателя действовать определённым образом. Для достижения этой цели действие заключения особенно убедительно. «Как вступление, так и заключение следует разрабатывать очень тщательно. Заключение запоминается слушателю больше всего…. В заключении усиливается и сгущается основная мысль речи» [3, с.150–151].

Однако лингвисты, полагая, что такая структура речи не даёт полного и чёткого представления о ходе публичного выступления говорящего, пытаются развернуть такую композицию, показать, из каких ещё компонентов и композиционно-речевых форм состоит каждый компонент композиции речи.

Так, Н. Н. Кохтев выделил во введении такой компонент композиции речи как начало речи, отметив, что «политическая речь начинается с этикетных формул, «зацепляющих» крючков, для привлечения слушателей» [2, с.103], а главная часть у него распадается на анализ, синтез, сравнение, обобщение [2, с. 102–104].

Анализ — это мысленное расчленение объектов на их составные части, мысленное выделение в них отдельных признаков. Синтез — это мысленное соединение в целое частей объекта, его признаков. Сравнение — это мысленное установление сходства и различия предметов по существенным и несущественным признакам. Обобщение — это мысленное объединение отдельных предметов в некоторое понятие.

Интересной, представляется главная часть композиции публичной политической речи по П. Л. Соперу. Главная часть соответствует в его работе тому или иному плану. П. Л. Сопер отмечает, что планы не являются взаимоисключающими и имеют только ориентировочный характер. Он выделяет 8 планов:

1.         индуктивный план — рассуждение, исходящее из примера, умозаключение от частных случаев к обобщающему выводу;

2.         дедуктивный план — рассуждение, исходящее из принципа, рассуждение, основанное на авторитете обычая и закона;

3.         план на основе аналогии — рассуждение, развиваемое на основе аналогии: если два явления сходны в одном и более отношениях, они сходны и в другом отношении;

4.         план на основе вывода, причины и связи — рассуждение, намерение которого, показать, что данное положение вещей является причиной или следствием другого положения;

5.         план: зло и его преодоление — рассуждение, цель которого доказать, что существует или отсутствует потребность в переменах, или в том, чтобы недостатки были упразднены, или в том, чтобы проблема была решена;

6.         план: теория и практика — рассуждение, основанное на вопросах теории и практики;

7.         план: долг и выгода — рассуждение, в котором речь построена так, чтобы в каждом её разделе содержалось указание на особый мотив действия;

8.         план: факт и его практическое значение — рассуждение, переходящее от фактической стороны к практическим выводам [4, с. 286–296].

П. Л. Сопер подчёркивает, что «первые четыре плана наиболее употребительны в речах, имеющих целью убедить в вопросах факта; другие, особенно пятый и шестой, чаще применяют в речах с намерением убедить в вопросах, связанных с линией поведения, и последние два — в речах, воодушевляющих и зовущих к действию» [4, с.286].

Наиболее развёрнутое и подробное членение компонентов композиции политической речи представлено в работах Е. Н. Зарецкой и М. Р. Львова, выделившие в структуре публичной политической речи восемь компонентов и принявшие за основу структуру Квинтилиана.

Е. Н. Зарецкая, вслед за большинством лингвистов придерживается классической композиции политической речи и также выделяет 3 компонента композиции речи:

1)              установление контакта;

2)              обоснование главной мыслью;

3)              заключение.

Далее автор вычленяет в структуре публичного политического выступления составляющие компоненты композиции речи, подчёркивая, что последовательность этих составляющих компонентов композиции речи может не соблюдаться, в зависимости от объёма речи и её содержания:

1.              Обращение

2.              Называние темы

3.              Повествование

4.              Описание (рассмотрение по частям и в целом)

5.              Доказательство (приведение различного рода аргументов)

6.              Опровержение (как укрепление доказательства)

7.              Воззвание (обращение к сердцам, эмоциям слушателей)

8.              Заключение (итог, перспективы)

В первой части композиции политической речи, Е. Н. Зарецкая выделяет обращение и название темы, обсуждаемой в выступлении. Обращение − это аргумент от личности говорящего, непосредственная задача которого — расположить к себе слушателей, просьба прослушать всё то, что следует за ним.

Называние или обозначение темы, по мнению автора, является важным риторическим аргументом, поскольку само название темы и её объяснение составляют смысловой центр аргументации. «Название темы должно, во-первых, соответствовать предмету речи, во-вторых, быть понятным аудитории, в-третьих, быть построено стилистически так, чтобы заинтересовать аудиторию» [1, с. 265].

Главная часть речи включает в себя такие композиционно-речевые формы как: повествование, описание, аргументация (доказательство, опровержение).

Повествование — это такой тип речи, в котором говорится о событиях, протекающих действиях.События, составляющие повествование, подбираются так, чтобы подвести слушателя к определённым выводам. Поэтому при повествовании необходимо хорошо обосновать выбор событий.

Описание — тип речи, который не содержитсобытий, в них нет сюжета, и редко бывают действующие лица. В описании раскрываются признаки предмета. Предмет (тема) рассматривается и по частям, и в целом.

Аргументация трактуется как совокупность доводов, суждений, приводящихся в обосновании какого-либо политического выбора, решения, программ, доктрины, призванных побудить к их поддержке, исполнению.

Последний компонент композиции публичной политической речи — заключение, составляющим которого является воззвание, обращение к сердцам слушателей и их эмоциям. В заключении подводят итог и дают перспективы на будущее.

На наш взгляд, композиция публичной политической речи, представленная в работе Е. Н. Зарецкой, наиболее чётко и полно отражает выступление говорящего.

Литература:

1.                       Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — М.: Дело, 1999. 480с.

2.                       Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи. М.:Изд-во МГУ, 1992.

3.                       Леммерман Х. Риторика. — М.: Изд-во Уникум Пресс, 1997 -255с.

4.                       Сопер П. Л. Основы искусства речи. –М.: Наука,1958. — 473с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle