Региональная модель постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (на примере Республики Хакасия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 марта, печатный экземпляр отправим 3 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (72) август-2 2014 г.

Дата публикации: 19.08.2014

Статья просмотрена: 2968 раз

Библиографическое описание:

Пустовойт, Н. В. Региональная модель постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (на примере Республики Хакасия) / Н. В. Пустовойт, Т. В. Сизанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 280-283. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12366/ (дата обращения: 19.03.2024).

В статье описан опыт разработкирегиональной модели постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на материале Республики Хакасия.

Ключевые слова: постинтернатное сопровождение, дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, региональная модель.

Вхождение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями, и не всегда проходят успешно, представляя собой острейшую социальную проблему. Выпускники интернатных учреждений и замещающих семей в постинтернатный период сталкиваются с проблемами, которые связанны как с неготовностью общества принять молодых людей со статусом сироты, так и с их низким уровнем готовности к самостоятельной жизни и сложившимися внутренними установками. В связи с этим возникает необходимость создания системы постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Данная проблема нашла свое отражение в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг, где одной из ключевых задач является создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе. Различные региональные модели постинтернатного сопровождения субъектов Российской Федерации неоднократно обсуждались в рамках научно-исследовательских конференций, семинарах, съездах уполномоченных по правам ребенка и других значимых мероприятиях страны.

В настоящее время система, модели и инфраструктура постинтернатной адаптации ещё только складываются, и нуждаются в теоретическом осмыслении, и разработке организационных механизмов создания и функционирования системы постинтернатного сопровождения с учетом региональных особенностей.

Для разработки региональной модели постинтернатного сопровождения принципиально важное значение имеет системное исследование ресурсного потенциала региональной практики в работе с данной категорией, уже сложившегося опыта сопровождения в регионе, а также в других субъектах РФ, выявление наиболее кризисных точек и проблемных зон при создании системы постинтернатного сопровождения, трудностей, возникающих у специалистов данной области, потребностях и проблемах самих детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. При этом недостаточно анализировать отдельные показатели или все показатели изолированно, необходима единая система регионального анализа.

Под региональной моделью постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа понимается комплексная система сопровождения, включающая совокупность органов и учреждений региона, вовлеченных в процесс социальной адаптации выпускников интернатных учреждений и замещающих семей, оказывающих социальную помощь выпускникам, включая меры социальной поддержки, и действующих в едином организационно-нормативном поле (или в рамках региональной программы социальной адаптации выпускников).

По мнению И. А. Бобылевой наличие региональной системы сопровождения сирот обеспечивает в пределах региона [2]: единое организационно-правовое поле деятельности; единые подходы в деятельности всех субъектов, включенных в процесс социальной адаптации выпускников; координацию деятельности органов и учреждений системы сопровождения выпускников; учет миграции выпускников внутри региона; беспроблемный переход выпускников в новые учреждения (социальные условия), профилактику их дезадаптации.

Региональная система постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа должна включать следующие необходимые элементы:

-          нормативная правовая база в области обеспечения социальной адаптации выпускников интернатных учреждений и замещающих семей;

-          организационно-управленческая структура;

-          организация межведомственного взаимодействия;

-          организационные модели постинтернатного сопровождения;

-          алгоритм сопровождения выпускников интернатных учреждений и замещающих семей;

-          оценка эффективности деятельности;

-          научно-методическое, информационно-аналитическое, кадровое обеспечение.

Учитывая результаты проделанного анализа, автором была сделана попытка разработать региональную модель постинтернатного сопровождения в Республике Хакасия (рис.1), которая бы максимально точно отражала специфику территории, а также корректировала, выявленные в ходе исследования проблемы.


Рис. 1. Модель региональной организационно-управленческой структуры постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа

Принципиальной особенностью функционирования предлагаемой модели региональной системы постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа является адресный характер, межведомственное взаимодействие участников сопровождения; индивидуальный характер сопровождения; признание за выпускником приоритета в принятия решений, его инициативность и самостоятельность, а также стандартизация социальных услуг постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Первый уровень предлагаемой региональной модели — межведомственный координационный совет, который должен определить основное содержание раздела о развитии постинтернатного сопровождения сирот в региональных программах развития Республики Хакасия, а также содержание отдельных целевых программ поддержки и развития системы постинтернатного сопровождения в регионе.

Подобный межведомственный подход позволит выстроить региональные программы развития постинтернатного сопровождения сирот на основе глубокого анализа состояния дел в этой сфере, с учетом мнения широкого круга специалистов, научного анализа достижимости прогнозируемых результатов.

В качестве второго уровня региональной модели представлен Республиканский ресурсный центр по семейному устройству и постинтернатному сопровождению (далее центр), который, объединяя усилия различных ведомств, также решает проблемы данной категории на межведомственном уровне. Структура и основные направления деятельности данного учреждения проектируются с учетом направленности на решение задач тактического характера. В Республике Хакасия ресурсный центр целесообразно создать путем реорганизации и интеграции «Центра по содействию семейному устройству детей-сирот, детей оставшиеся без попечения родителей, в Республике Хакасия» на базе ГБОУ РХ «Детский дом «Малышок» в «Республиканский ресурсный центр по семейному устройству и постинтернатному сопровождению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа». Именно там имеются все необходимые научно-методические ресурсы, кадровое обеспечение, накоплен позитивный опыт, заключены необходимые договоры о сотрудничестве.

Республиканский центр является основой региональной диагностической и консультативной службы, базовой ресурсной структурой, осуществляющей координацию ее составляющих, путем руководства муниципальными службами и центрами, а также формирования системы обязательных для выполнения рекомендаций.

Третий уровень представлен муниципальной службой постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на базе службы сопровождения замещающих семей, при органах опеки и попечительства в результате ее реорганизации, либо центром семейного устройства и постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, где служба постинернатного сопровождения является его структурным подразделением.

Центры семейного устройства и постинтернатного сопровождения могут осуществлять свою работу в результате перепрофилирования организаций для детей-сирот в центры семейного устройства и постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Данная идея нашла отражение в письме Минобрнауки России от 18.06.2013 г. «О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [1].

Муниципальные службы работают по территориальному принципу. Клиентами являются сироты-выпускники интернатных учреждений и замещающих семей, проживающие на территории муниципального образования или нескольких граничащих друг с другом муниципальных образований одного региона. Сотрудники служб (центров) выстраивают пространство межведомственного взаимодействия с заинтересованными социальными партнерами.

Для формирования данной модели, на наш взгляд, представляется необходимым комбинирование наиболее перспективных организационных моделей постинтернатного сопровождения с учетом специфики региона, основываясь на данных экспертного опроса, используя метод ранжирования. Это центры (службы) постинтернатного сопровождения; постинтернатные блоки (предварительная подготовка в интернатных учреждениях и замещающих семьях); кураторство на базе профессиональных учреждений; постинтернатный (социальный) патронат.

Осуществление постинтернатного сопровождения входит в обязанности муниципальных служб (центров) постинтернатного сопровождения сирот и образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпустивших ребенка, а также в обязанности замещающих родителей. Муниципальная служба разрабатывает индивидуальную программу сопровождения, которую они реализуют на этапе подготовки к выпуску из интернатного учреждения или замещающей семьи. На этом этапе также решаются задачи оценки готовности воспитанников к самостоятельной жизни; формирования условий для реализации индивидуального маршрута постинтернатной адаптации выпускника и для его реализации; содействие реализации программ подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.

Не менее важным является вопрос взаимодействия учреждения, осуществляющего постинтернатное сопровождение выпускников, и учреждения профессионального образования, где обучаются дети-сироты, лица из их числа. В нашей модели работа куратора строится на индивидуальном плане сопровождения (разрабатывается центром), обеспечивающем траекторию адаптации выпускника. План включает блоки, связанные с основными сферами жизнедеятельности выпускника. Куратором может быть один из сотрудников профессионального учреждения, предварительно прошедший обучение в службе (центре) постинтернатного сопровождения.

После достижения выпускником 18 лет и выпуске из профессионального учреждения. Если выпускник попадает в разряд кризисного сопровождения (переживающие кризисные события в жизни, неблагоприятные семейные обстоятельства, тяжелые заболевания, девиантные отклонения) ему назначается патронатный воспитатель при заключении договора о постинтернатном сопровождении.

Таким образом, предложенная нами, региональная модель является эффективным инструментом для решения проблемы постинтернатного сопровождения в Республике Хакасия, так как обеспечивает конкретизацию государственно-общественного заказа по удовлетворению потребностей детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, позволяет создать единую систему постинтернатного сопровождения в регионе, обеспечить координацию взаимодействия различных ведомств и учреждений по данной проблеме, дает возможность спрогнозировать риск при функционировании и развитии системы от влияния тех или иных внешних факторов.

Литература:

1.                  О совершенствовании деятельности организаций для детей — сирот детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]: письмо Минобрнауки России от 18.06.2013 N ИП — 590/07 // Вестник образования. — сентябрь 2013. — N 18.

2.                  Постинтернатное сопровождение детей — сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение [Текст]. Материалы межрегиональной научно — практической конференции. Ч. 1. 22–23 июня, г. Смоленск / Под ред. И. А. Бобылевой. — М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», — 2010. — 272 с.

Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, постинтернатное сопровождение, постинтернатное сопровождение детей-сирот, ребенок, региональная модель, семейное устройство, Хакасия, лицо, самостоятельная жизнь, социальная адаптация выпускников.


Ключевые слова

дети-сироты, постинтернатное сопровождение, дети оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, региональная модель., региональная модель

Похожие статьи

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся...

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения, социальное сиротство, детский дом, постинтернатное сопровождения, социальная адаптация, социальные проблемы.

Представление собственного педагогического опыта воспитателя...

самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация, проблема, ребенок, попечение родителей, социальная компетентность, постинтернатное сопровождение, детский дом, жизненное пространство.

Анализ опыта использования технологий социальной работы...

Региональная модель постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (на примере Республики Хакасия).

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в вузе.

Проблемы адаптации к социальной среде выпускников детских...

А у детей, оставшихся без попечения родителей, которые

1) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и

Методики психолого-педагогической диагностики в постинтернатном сопровождении выпускников учреждений общественного...

Структурно-содержательные критерии понятия «чувство...»

Региональная модель постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (на примере Республики Хакасия).

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

Региональная модель постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (на примере Республики Хакасия).

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Похожие статьи. Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как проблема современного общества.

Социальное сопровождение выпускников интернатных...

К данной категории относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Одной из самых сложных проблем жизни выпускников детских домов в период постинтернатной адаптации является профессиональная адаптация.

Пилотная площадка — старт в будущее | Статья в сборнике...

пилотная площадка, попечение родителей, постинтернатное сопровождение, Гагарин, дом, Канский детский дом, Канский техникум, рабочая группа, сельское хозяйство.

Похожие статьи

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся...

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения, социальное сиротство, детский дом, постинтернатное сопровождения, социальная адаптация, социальные проблемы.

Представление собственного педагогического опыта воспитателя...

самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация, проблема, ребенок, попечение родителей, социальная компетентность, постинтернатное сопровождение, детский дом, жизненное пространство.

Анализ опыта использования технологий социальной работы...

Региональная модель постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (на примере Республики Хакасия).

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в вузе.

Проблемы адаптации к социальной среде выпускников детских...

А у детей, оставшихся без попечения родителей, которые

1) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и

Методики психолого-педагогической диагностики в постинтернатном сопровождении выпускников учреждений общественного...

Структурно-содержательные критерии понятия «чувство...»

Региональная модель постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (на примере Республики Хакасия).

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

Региональная модель постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (на примере Республики Хакасия).

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Похожие статьи. Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как проблема современного общества.

Социальное сопровождение выпускников интернатных...

К данной категории относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Одной из самых сложных проблем жизни выпускников детских домов в период постинтернатной адаптации является профессиональная адаптация.

Пилотная площадка — старт в будущее | Статья в сборнике...

пилотная площадка, попечение родителей, постинтернатное сопровождение, Гагарин, дом, Канский детский дом, Канский техникум, рабочая группа, сельское хозяйство.

Задать вопрос