Библиографическое описание:

Рацлаф А. А., Седова А. В. Образовательная услуга: определение и свойства // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 162-164.

Рассматриваются различные трактовки понятия «образовательная услуга». Изучаются свойства образовательных услуг.

Ключевые слова:услуга, образовательная услуга, свойства образовательных услуг.

Образовательные услуги носят все более инновационный характер. Растущий спрос общества на данные услуги способствует развитию рынка, вызывая, с одной стороны, их разнообразие, с другой стороны, возрастающую конкуренцию между субъектами сферы образовательной деятельности. Многообразие и неоднозначность представлений об образовательной услуге актуализирует избранную тему исследования.

Понятие образовательной услуги раскрывается в работах таких отечественных ученых как С. А. Беляков, В. Н. Васильев, А. Б. Вифлеемский, В. И. Добреньков, С. Д. Еникеева, Л. С. Гребнев, Е. В. Жильцов, В. И. Ерошин, В. М. Зуев, В. Н. Черковец, В. П. Щетинин и др.

Обратимся к анализу термина «услуга». Толковый словарь русского языка определяет услугу как «действие, приносящее помощь, пользу другому» [11, с. 811]. В экономической энциклопедии услуга трактуется как «трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности людей» [2, с. 704]. Итак, в широком смысле услуга представляет собой полезное действие той или иной потребительной стоимости [9, с. 9].

В зарубежной литературе услуга квалифицируется как «экономическое благо, выступающее в форме труда, консультации, искусства управления» [2, с. 705].

В более конкретной формулировке услуга выступает в качестве блага, имеющего невещественную форму и выступающего как полезный эффект, неотделимый от самой производственной или хозяйственной деятельности по обслуживанию общественного производства [9, с. 9].

Ученые в области маркетинга под услугой понимают какое-либо действие, либо результат деятельности, направленный на удовлетворение потребностей индивида, зачастую не имеющий вещественного выражения и не приводящий к обладанию чего-либо [5, с. 35].

Наиболее подробно понятие образовательной услуги изучается в исследованиях В. В. Чекмарева, определяющего образовательную услугу как: (1) продукт образовательного производства; (2) процесс, в котором создается человеческий капитал через индивидуальное потребление трудового потенциала производителя и индивидуальное производство трудового потенциала потребителя [12, с. 25].

Противоположную позицию занимает В. П. Щетинин, понимая под образовательными услугами систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства [13, с. 35].

А. Б. Вифлеемский полагает, что сущность образовательных услуг состоит в передаче знаний новым индивидам, причем «…объем знаний, как продукт деятельности образовательного комплекса, потенциально безграничен» [3, с. 118].

Альтернативный взгляд принадлежит С. А. Белякову, утверждающим, что знания не столько передаются, сколько формируются и в этом процессе участвует не только преподаватель, но и учащийся [1 с. 40].

В рамках теории общественных благ образовательные услуги являются квазиобщественными благами — благами, по поводу которых возможны ограниченные исключение и конкуренция [6, с. 37–39]; эти услуги не являются ни исключительно общественными благами, ни исключительно товарами. Их предложение может осуществляться и частными субъектами. Однако объем рыночного предложения может быть недостаточным из-за недоступности этих услуг для индивидов с низкими доходами. Поэтому образовательные услуги предоставляются государством. Целесообразность же их представления обусловлена влиянием инвестиций в образование на национальный доход.

Итак, образовательные услуги выступают как средство удовлетворения познавательных потребностей индивидов и потребностей в профессионально-квалификационной подготовке.

Образовательные услуги обладают общими свойствами, присущими всем услугам, и специфическими свойствами. В числе первых выделяют: неосязаемость; неотделимость от источника; непостоянство качества; невозможность хранения. Некоторые ученые полагают, что их можно отнести к образовательным услугам с некоторой долей условности [7].

Скоробогатова Ю. А. в своих исследованиях приходит к выводу, что образовательные услуги обладают общими свойствами, характерными для всех услуг, а также применительно к образовательным услугам автор называет следующие: возможность потребления образовательной услуги только в процессе ее оказания; неэквивалентный характер услуги и результата ее потребления; творческий характер процесса потребления; возможность коллективного потребления; способность изменять потребителя; эридитарность [8].

По утверждению С. А. Белякова, образовательная услуга не имеет каких-либо специфических особенностей по отношению к другим услугам, основные отличия имеют количественный характер [1, с. 40].

Еникеева С. Д., напротив, утверждает, что образовательные услуги обладают специфическими особенностями, что связано с особенностями экономики образования как отрасли социальной сферы. Среди них автор выделяет: социальную значимость; крупномасштабность; уникальность сферы образования; дифференциацию образовательных услуг по видам подготовки; специфику государственного регулирования в сфере образования, определяющую особенности образовательных услуг [4, с. 7].

Следует отметить, что при выявлении специфических свойств образовательных услуг экономисты не придерживаются единого мнения: одни полагают, что образовательные услуги имеют высокую стоимость; для них характерна длительность их оказания, отсроченность выявления результативности и зависимость результатов от усилий будущей работы и жизни выпускника и пр. Другие утверждают, что образовательные услуги могут оказываться в любое время, в любых местах, что деятельность по оказанию образовательной услуги менее подвержена контролю со стороны государства и т. д.

Обобщая, обратимся к исследованиям Сыроваткиной Т. Н., которая специфику образовательных услуг объясняет рядом обстоятельств: (1) образовательная услуга — это продукт специфического интеллектуального труда; (2) неоднозначной ролью знания и его место в процессе создания стоимости; (3) образовательная услуга выступает как объект коммерческих отношений с позиции интеграции в мировое рыночное пространство; (4) возрастающая стоимость образовательной услуги не исчезает в момент потребления и не зависит от времени потребления [10, с. 34].

Далее отметим, что образовательные услуги имеют цену, поскольку являются предметом хозяйственных операций, Цена на образовательные услуги складывается под воздействием множества факторов объективного и субъективного характера. Однако при всем этом можно выделить три компонента, лежащих в основе стоимости (цены) образовательных услуг: полезность, предложение и спрос. Все перечисленные компоненты стоимости неразрывно с ней связаны и учувствуют в формировании ее величины.

Таким образом, сформулируем следующие выводы: (1) сложность определения термина «образовательная услуга» порождает неоднозначность в выявлении специфических свойств образовательных услуг; (2) включение образовательных услуг в рыночную экономику должно исходить из природы смешанного характера общественных благ, к которым они относятся.

Литература:

1.         Беляков, С. А. Лекции по экономике образования: учебник / С. А. Беляков. — М.: МАКС Пресс, 2007. — 424 с.

2.         Вечканов, Г. С. Современная экономическая энциклопедия / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. — СПб.: Лань, 2002. — 880 с.

3.         Вифлеемский, А. Б. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе / А. Б. Вифлеемский // Вопросы экономики. — 2002. № 8.– С. 115–121.

4.         Еникеева, С. Д. Рынок образовательных услуг и методы его регулирования: учебное пособие / С. Д. Еникеева. — М.: МАКС Пресс, 2011. — 108 с.

5.         Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг / пер. с англ. — 2-е европ. изд. — М., СПб., К.: Вильямс, 2000. — 944 с.

6.         Ламперт, Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь / Х. Ламперт. — М.: Дело Лтд, 1994. — 225 с.

7.         Лифанова, С. А. Образовательные услуги как экономический объект / С. А. Лифанова // Медицина и образование в России. — 2008. — № 1.

8.         Скоробогатова, Ю. А. Об определении понятия «образовательная услуга» / Ю. А. Скоробогатова // Известия Иркутской государственной экономической академии.– 2010. — № 5. — С. 254–257.

9.         Стовбыра, Т. А. Экономика образования / Т. А. Стовбыра — Оренбург: Издательство Константа Сервис, 2012. — 79 с.

10.     Сыроваткина, Т. Н. Основы экономики образования: учебное пособие / Т. Н. Сыроваткина. — Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. — 152 с.

11.     Толковый словарь русского язык / под ред. проф. Д. Н. Ушакова. − Полиграфкнига, 1940. −Т.4.− 1501 с.

12.     Чекмарев, В. В. Система экономических отношений в сфере образования: Научная монография / В. В. Чекмарев — Кострома: Издательство Костромского госпедуниверситета им. Н. А. Некрасова, 1998. — 400 с.

13.     Щетинин, В. П. Экономика образования: учебное пособие / В. П. Щетинин, Н. А. Хроменков, Б. С. Рябушкин. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 305 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle