Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (72) август-2 2014 г.

Дата публикации: 19.08.2014

Статья просмотрена: 7601 раз

Библиографическое описание:

Нефедова, А. С. Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема / А. С. Нефедова, Н. А. Сахарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 274-276. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12349/ (дата обращения: 25.04.2024).

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценностного отношения к здоровью является приоритетной задачей государственной политики в сфере образования и воспитания. Предметом общественноcти в последнее время стало резкое ухудшение состояния здоровья населения, особенно детского. В сложившейся ситуации существует необходимость реализации системного подхода к формированию здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях. Сегодня проблема здоровья порастающего поколения переходит в иную плоскость и становится комплексной, опираясь на различные методологические подходы: аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, деятельностный, охватывая духовно-нравственный, социальный, психологический и биологические аспекты.

На сегодняшний день большая часть молодежи страдает инфантилизмом — у них не сформировано ценностного отношения к своему здоровью. В связи с этим, наблюдается постоянный рост нервно-психических нарушений, пристрастие к алкоголю и наркотикам. Такую ситуацию можно предотвратить, заблаговременно у ребенка сформировать иерархию ценностей. В системе общечеловеческих жизненных ценностей — здоровью, являющемуся общественным и индивидуальным достоянием, принадлежит первостепенное основополагающее место. В педагогических работах В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, С. И. Гессена, Я. А. Коменского, П. Ф. Лесгафта, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др. уделяется важное внимание вопросам сохранения и укрепления здоровья ребенка. Основы здорового образа жизни человека, ценностное отношение к здоровью необходимо закладывать уже на начальном этапе школьного обучения, так как в этот период дети особенно восприимчивы к воспитательным воздействиям. Это связано с интенсивным социальным развитием психики и ее основных подструктур, изменением образа жизни детей, новыми интересами и обязанностями, потребностями, важнейшей из которых становится потребность в обучении, приобретении новых знаний, умений и навыков (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). В психологии данная проблема изучается с позиций: установления его определяющих характеристик (Г. Л. Билич., B. П. Казначеев, С. Я. Чикин); конкретизации содержательных особенностей его уровней и разновидностей — психического (А. Маслоу, В Франкл. и др.), психологического (И. В. Дубровина, О. Хухлаева. и др.), профессионального (П. А. Пономаренко и др.); нахождения причин, влияющих на снижение его уровня у школьников (М. В. Антропова, В.М Зубкова, A.A., Сычев и др.), поиска подходов к его обеспечению, начиная с ранних лет жизни (В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев и др.). В качестве важнейшего фактора здоровья авторами (И. В. Журавлева, В. Н. Мясищев, A. A. Реан и др.) называют ценностное к нему отношение. Изучению проблемы ценностного отношения к здоровью посвящены исследования Т. В. Белинской, В. Н. Беленова, B. C. Кучменко и др.

К сожалению, для большинства детей здоровье не является ценностью, а следовательно, отсутствует достаточная мотивация по формированию и ведению здорового образа жизни, и молодежь не рассматривает свое здоровье как личностную и социальную ценность. Сегодня науке известно, что повышение уровня здоровья связано, в первую очередь, не только с развитием медицины, но и с сознательной разумной работой самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по превращению здорового образа жизни в составляющую образа «Я», для чего необходима переориентация личности с лечения болезней на воспитание здоровья. Ученые Н. В. Антропова, С. М. Громбах, Г. К. Зайцев и др. выделяют следующие факторы психолого-педагогического процесса, которые негативно влияют на здоровье учащихся: завышение объема учебной нагрузки и ее несоответствие индивидуальным возможностям учащихся, интенсификация учебного процесса и несоблюдение физиолого-гигиенических требований к его организации, сокращение необходимого объема суточной деятельной активности и безразличное отношение школьников к своему здоровью. В связи со сложившимися обстоятельствами, одна из важных задач общеобразовательных учреждений — воспитание потенциально активной личности, сочетающей нравственность, разум, психическое и физическое здоровье. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как она связана с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. Ценности формируются в результате осознания субъектом своих потребностей в соотнесении с возможностями их удовлетворения, т. е. в результате ценностного отношения. Ценностные отношения не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения возникшей потребности. Чем проблематичнее возможность удовлетворения той или иной потребности, тем большей ценностью обладает тот или иной предмет (явление) для субъекта. Ценностное отношение выступает необходимым компонентом ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке.

Здоровье является естественной, абсолютной ценностью. Ученые предлагают 3 уровня для описания ценности здоровья: 1) биологический; 2) социальный; 3) личностный, психологический. Поэтому здоровье выступает основой жизни человека. [1, с.35] Это не самоцель, а необходимое условие полноты реализации человеком своих жизненных целей и смыслов. Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, знания о здоровье должны осознаваться. Это осознание происходит в процессе их «прочувствования» и эмоционального «переживания», закрепляется в ходе выполнения специальных здоровьесберегающих упражнений и здоровьеформирующей практической деятельности, что обеспечивает личную значимость этих знаний, их осмысление и формирует субъектное ценностное отношение личности к здоровью. Эмоционально-чувственное отношение создает тот фон, на базе которого формируются потребности и мотивы, предопределяющие психологическую готовность к здоровьеформирующему типу деятельности, развивается способность личности к анализу собственного поведения в социоприродной среде к объективной самооценке, происходит экстериоризация знания и его практическая реализация, следовательно, идет созидание здоровьетворящего мышления. В этой связи значительно возрастает роль педагога, как центральной фигуры в воспитании нового человека, носителя и проводника социальных ценностей, поскольку именно педагогическими средствами возможно формирование у учащейся молодежи ценностного отношения к здоровью, мотивации на здоровый образ жизни.

Для улучшения здоровья необходимы не только медицинские нововведения, но и изменения на уровне образовательных учреждений, задачами которых должны быть: использование здровьесберегающих технологий образования и формирование правильной системы ценностей, мотивов и установок, ориентация школьников на здоровый образ жизни; интеграция медико-биологического, социального и психологического знания, ориентированного на духовно-нравственное становление личности ребенка. [3, с.190].

Педагогическими условиями формирования ценностного отношения к здоровью являются: создание ценностно-ориентационного пространства здорового образа жизни; направленность физического воспитания на формирование потребности в здоровье и мотивов здорового образа жизни; расширение содержания физического воспитания за счет валеологических, психологических, педагогических знаний, умений и навыков; учет возрастных различий, а также общих закономерностей развития отношения к здоровью при организации психолого-педагогического процесса; организация личностно-ориентированного физического воспитания с учетом характеристик личностного отношения к здоровью; стимулирование оздоровительной активности; единство и взаимосвязь развития всех компонентов ценностного отношения к здоровью.

В структуре ценностного отношения к здоровью школьников ученый Е. Н. Сухомлинова [4] выделяет когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты. Показателями когнитивного компонента являются: полнота и адекватность представлений о своем здоровье, о ценности здоровья в целом, о путях организации здорового образа жизни; познавательная активность в сфере здоровья. Когнитивный компонент ценностного отношения школьников к здоровью объединяет в себе понимание ими сущности и значимости здоровья на всех уровнях организации человека, а также наличие у них готовности к непрерывному поиску, получению, обработке и применению информации относительно общих вопросов здоровья, состояния собственного здоровья и способов реализации здорового образа жизни. Эмоционально-оценочный компонент ценностного отношения к здоровью содержит определенную аффективную окраску их позиции относительно своего здоровья на трех уровнях организации (индивидном, субъектном, личностном) и отражает приоритетность для них некоторых аспектов здоровья. В качестве показателей выступают: тревожность в отношении здоровья на том или ином уровне его организации; приоритетная значимость того или иного уровня здоровья, а также предпочтение им определенных способов организации здорового образа жизни. Поведенческий компонент ценностного отношения к здоровью включает: владение умениями и навыками, необходимыми для поддержания здоровья; действия по поддержанию здоровья и здорового образа жизни; средства сохранения, восстановления и приумножения своего здоровья.

С позиции возможности реализации факторов формирования ценностного отношения к здоровью среди различных форм организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях предпочтение следует отдать формам внеклассной физкультурно-оздоровительной или физкультурно-спортивной работы в силу их продолжительности по времени и меньшей регламентированности. Согласуясь по целям и содержанию с программно-нормативными документами, эти формы внеклассной работы или формы дополнительного образования в совокупности с уроками физической культуры образуют общее ценностно-ориентационное пространство и представляют собой интегративные модели более глубокого освоения государственного стандарта с учетом личностных интересов и потребностей учащихся.

Воспитание ценностного отношения к здоровью является актуальной психолого-педагогической проблемой. Анализ исследуемой проблемы в современной научной литературе позволили определить ценностное отношение к здоровью человека как интегрированное личностное качество, характеризующееся совокупностью осознанных на личностно-смысловом уровне представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. [2, с.5] Изучение состояния психолого-педагогической практики по воспитанию ценностного отношения к здоровью у детей показало недостаточную степень сформированности у них ценностного отношения к здоровью, низкую мотивацию учащихся к ведению здорового образа жизни, отсутствие осознанных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Общеобразовательные учреждения должны сыграть в этом вопросе не просто большую роль, но и призваны стать одним из обязательных звеньев в организации этих усилий. В ходе проведенного исследования выяснилось, что эффективность процесса воспитания ценностного отношения к здоровью зависит от комплексного целенаправленного использования психолого-педагогических форм, методов, технологий, средств, а так же и от позиции самого воспитанника, активно проявляющего собственную здоровьесберегающую позицию, стремление быть здоровым; от создания атмосферы взаимного сотрудничества педагогов, детей и родителей, стимулирующей проявление этого личностного образования.

Литература:

1.                  Бондырева С. К. Духовность (психология, социология, семантика) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж:НПО «МОДЭК», 2007. 144с.

2.                  Дрибинский П. Л. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего и среднего школьного возраста автореферат, 2009.

3.                  Ковалевская А. Ф. Вопросы воспитания ценностного отношения. Художественное образование, эстетическое воспитание и культура в ХХ1 веке; сборник научных статей/Забайкал.го.гум.-пед.ун-т — Чита, 2006. Часть 11. — С.187–193.

4.                  Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat

Основные термины (генерируются автоматически): ценностное отношение, здоровый образ жизни, здоровье, когнитивный компонент, поведенческий компонент, поддержание здоровья, потребность, уровень, учреждение, ценность здоровья.


Похожие статьи

Современное понимание феномена «культура здоровья...»

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая культура человека, собственное здоровье, когнитивный компонент, знание.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

На протяжении всего существования человечества одной из немаловажных ценностей для человека является здоровье. С древних времен здоровье являлось для человека самым важным элементом гармоничного развития личности.

Роль ценностей здорового образа жизни в современном...

Статья посвящена огромному значению ценностей здоровья и здорового образа жизни в современном обществе, а также первостепенной роли школы, образовательной системы в целом в деле формирования культуры здоровья среди подрастающего поколения.

Здоровый образ жизни: к вопросу о ценностном...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный процесс, Ананьев, система ценностей, учебный процесс, ценностная ориентация личности, активная жизненная позиция.

Психологические аспекты отношения человека к своему здоровью

Дефиниция «отношение к здоровью» включает в себя систему ценностно-мотивационных установок

2) отношение к здоровью как к одной из основных жизненных ценностей

Широко известна зависимость здоровья от образа жизни человека (определяет здоровье на...

Теоретические аспекты ценностного отношения к здоровому...

Здоровье является бесценным достоянием ребёнка, раскрывающая его способность к учёбе, труду гармонии отношений.

Исходя из необходимости решать указанные задачи, были выделены следующие компоненты здорового образа жизни

Оптимизация мер профилактики аддиктивного поведения...

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — открытая интегративная система активных взаимоотношений человека, побуждаемого мотивами сохранения и развития здоровья, с самим собой, обществом и природой, построенной на взаимосвязи внутренних компонентов...

Становление ценностей здорового образа жизни у детей...

Понятие здоровый образ жизни (ЗОЖ) является концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья. ЗОЖ объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных...

Организация методики формирования ценностей здорового...

Здоровый образ жизни — категория, сливающая биологические, социальные и экологические суждения о здоровье человека и его

Цель формирующего этапа — апробировать методику формирования ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста.

Похожие статьи

Современное понимание феномена «культура здоровья...»

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая культура человека, собственное здоровье, когнитивный компонент, знание.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

На протяжении всего существования человечества одной из немаловажных ценностей для человека является здоровье. С древних времен здоровье являлось для человека самым важным элементом гармоничного развития личности.

Роль ценностей здорового образа жизни в современном...

Статья посвящена огромному значению ценностей здоровья и здорового образа жизни в современном обществе, а также первостепенной роли школы, образовательной системы в целом в деле формирования культуры здоровья среди подрастающего поколения.

Здоровый образ жизни: к вопросу о ценностном...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный процесс, Ананьев, система ценностей, учебный процесс, ценностная ориентация личности, активная жизненная позиция.

Психологические аспекты отношения человека к своему здоровью

Дефиниция «отношение к здоровью» включает в себя систему ценностно-мотивационных установок

2) отношение к здоровью как к одной из основных жизненных ценностей

Широко известна зависимость здоровья от образа жизни человека (определяет здоровье на...

Теоретические аспекты ценностного отношения к здоровому...

Здоровье является бесценным достоянием ребёнка, раскрывающая его способность к учёбе, труду гармонии отношений.

Исходя из необходимости решать указанные задачи, были выделены следующие компоненты здорового образа жизни

Оптимизация мер профилактики аддиктивного поведения...

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — открытая интегративная система активных взаимоотношений человека, побуждаемого мотивами сохранения и развития здоровья, с самим собой, обществом и природой, построенной на взаимосвязи внутренних компонентов...

Становление ценностей здорового образа жизни у детей...

Понятие здоровый образ жизни (ЗОЖ) является концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья. ЗОЖ объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных...

Организация методики формирования ценностей здорового...

Здоровый образ жизни — категория, сливающая биологические, социальные и экологические суждения о здоровье человека и его

Цель формирующего этапа — апробировать методику формирования ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста.

Задать вопрос