Создание текстов на уроках литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (72) август-2 2014 г.

Дата публикации: 18.08.2014

Статья просмотрена: 244 раза

Библиографическое описание:

Александров, И. Н. Создание текстов на уроках литературы / И. Н. Александров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 238-241. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12340/ (дата обращения: 20.04.2024).

Текст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание») — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов. Так, например, И. Р. Гальперин определяет текст следующим образом: «это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное» [1].

Единство предмета речи — это тема высказывания. Тема — это смысловое ядро текста, конденсированное и обобщённое содержание текста. В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы на распадаются на абзацы (микротемы).

Как правило, учитель при изучении тем «Текст», «Стили речи» в 5 классе сообщает ученикам, что текст — это высказывание на определённую тему; в тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль; текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание; предложения логически связаны между собой. К тексту можно подобрать заголовок; правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец. Книжный стиль текста делится на научный, разговорный, художественный, публицистический, официально-деловой. По типу — на повествование, описание, рассуждение.

В данной статье нас интересует художественный стиль, который воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Также учитель знакомит учащихся с некоторыми жанрами литературы в зависимости от возраста ребенка. Так, в 5 классе при анализе сказок учитель рассказывает об этом жанре.

Сказка — жанр литературного творчества. Сказка делится на фольклорную (эпический жанр письменного и устного народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов) и литературную (эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка подражает либо фольклорной или создана автором без подражания с использованием сказочных элементов [1].

Для создания текста ребятам важно знать, что такое композиция, а также изучить её составные части: экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка. Например, особенность кульминации волшебной сказки заключается в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её. Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Также ребята знакомятся с системой персонажей в волшебной сказке (вредитель, даритель, помощник, герой, ложный герой), средствами художественного изображения, помогающие раскрыть образы персонажей (олицетворение, гипербола (преувеличение), эпитет, сказочные зачины «жили-были» и др.). Учащиеся должны помнить, что название сказки должно перекликаться с её основным содержанием. Также затрагивается вопрос о том, что такое добро, милосердие, взаимовыручка, гордость, дружба, смелость и др. Ученики вспоминают способы оформления прямой речи, диалога, косвенной речи. К своему тексту ребята придумывают иллюстрацию. Приведем примеры детских работ учащихся 5-х классов.

Добрые дела

Жила-была одна девочка Лида. Как-то раз она нашла умирающую птичку. Девочке её стало жалко. Она решила выходить пташку. Лида несколько дней ухаживала за ней.

И вот однажды девочка проснулась от красивого звонкого пения, а птичка молвит ей человеческим голосом: «Не удивляйся. Это я. Ты спасла мне жизнь, и я готова исполнить любое твое желание». Лида очень хотела новую сумочку, но тут вспомнила, что у неё больная бабушка. Желание было придумано!

Вскоре бабушка поправилась. Лида была счастлива, ведь она выручила бедную птичку, а та помогла больной бабушке.

Делать добро-это так приятно!

Стреблянская Яна

Иванушка и три предмета.

Жили-были старик со старухой. И был у них сын Иванушка. Однажды поехали старик и старуха на базар и наказали Иванушке:

— Веди себя хорошо! За избой смотри, со двора в лес не ходи, и мы тебе пряников купим!

Уехали они, а Иванушка на лавочке сидит и в след смотрит. Как скрылись они из виду, так Иванушка пошел домой. Сидит и ждет пряников. Наскучило ему дома сидеть, и пошел играть с ребятами. Играли в прятки. Иванушка прыг в кусты, скок за дерево да так и в чащу попал. Идет по лесу, плачет. Тут видит впереди дом стоит, а около дома множество зверей. Подошел поближе да диву дался: звери по-людски говорят. Стоит и ту к нему подбегает заяц, а его не замечает.

Иванушка стоит-глядит на зайца. Тут заяц повернулся и, увидев Иванушку, закричал:

— Воры, грабители, разбойники! Спасайся, кто может!

Тут из избы выходит человек. Сам маленький, а борода на полу валяется. И сказал он Иванушке:

— Здравствуй, добрый молодец! Проходи в мою избу.

Пошел Иванушка к дому. Зашел, присел на лавочку и молчит. А дедушка говорит:

— Привет, я старик-лесовичок, а ты кто?

— Иванушка,- сказал он.

— Ты заблудился, — спрашивает лесовичок.

— Да, тихо ответил Иванушка. — Я очень хочу вернуться домой.

— Я помогу к тебе в этом.

Иванушка встал, походил по комнате. Тут лесовичок достал какую-то шапку, сапоги и клубок. Положил их и говорит.

— Это шапка–невидимка, сапоги-скороходы и клубок. Они тебе помогут. Наденешь шапку — станешь невидимым, наденешь сапоги- станешь быстро бегать, а клубок доведет тебя домой. Взял Иванушка предметы и пошёл домой.

Положил Иван клубок на землю, и он покатился. Бежит Иван и видит избушку на курьих ножках. Слышит, что-то гудит. Тут из-за деревьев вылетает ступа, а в ней Баба-Яга. Надел Иванушка сапоги и побежал. Баба-Яга за ним. Да куда ей угнаться! Бежит Иван и видит, подлетает к нему ворон. Хвать клубок — и улетел. Иванушка остановился, снял сапоги, надел шапку. Ворон обрадовался и сел пониже. А Иван подбежал к ворону, схватил клубок и побежал дальше. Идет и видит просвет, вышел, и вдруг все пропало у Ивана: шапка, сапоги, клубок. Иванушка сел на лавочку дух перевести, и тут подъехала телега, а в ней старуха со стариком. Вылезают они и спрашивают у Ивана:

— Хорошо себя вел, сыночек?

— Да,- ответил Иван.

И стали они жить поживать да добра наживать.

Демушкин Станислав

Два соседа

Не в сосновом не в бору и не в парке, не в лесу и не в поле, не в царстве-государстве, а в обычном городе Москве на одной улице рос молодой каштан. Все время хвастался он перед своим соседом-кленом.

—Посмотри на мои свечки, какие они красивые!

Клен же все стоял и грустил.

С наступлением осени свечки у каштана превратились в ежики. Опять начался хвастаться каштан:

— Посмотри, какие ежики на мне растут. А когда они упадут и расколются, из них появятся красивые каштаны.

Но ближе к началу октября листья у клена стали менять цвет. Они становились красными, багряными, желтыми и оранжевыми. Увидел каштан, что дети собирают из опавших листьев красивые букеты. Стало ему стыдно за то, что он хвастался перед кленом. Попросил он прощения у клена. Простил его клен, и стали они друзьями, как и прежде.

Куропаткин Андрей

Две звезды.

Жили-были две звезды. Желтая звездочка Нюся — на небе, а розовая звездочка Тинка — в море.

Нюся была очень веселой и любила прыгать. Однажды она прыгала-прыгала и свалилась с неба. Упала Нюся в море на самое дно. Сидит и плачет.

Вдруг подплывает к ней Тинка и говорит:

«Привет! Я — Тинка, морская звезда. А ты кто?»

Нюся ей отвечает: «Я — Нюся, небесная звезда. Я и не знала, что в море тоже живут звезды. Давай дружить».

«Давай! — обрадовалась Тинка. — А почему ты грустишь?».

«Я случайно упала с неба, но небесные звезды не могут жить в воде: они остывают и больше не горят»,- сказала Нюся и заплакала.

«Не плачь,- успокоила Нюсю Тинка. –У меня много друзей и мы поможем тебе вернуться домой».

Тинка позвала своего друга морского конька. Он поднял Нюсю до середины моря. Там он позвал на помощь рыбку. Рыбка понесла Нюсю дальше и подняла ее до поверхности воды.

На берегу моря загорала девочка Маша. Рыбка попросила девочку помочь. Маша осторожно взяла звездочку в ладошки и подняла высоко над головой, но не смогла достать до неба. Тогда она позвала на помощь птичку.

Птичка взяла Нюсю в клюв и полетела в небеса, но не могла взлететь выше облаков и позвала на помощь самолет.

Самолет поднял Нюсю очень высоко. Она летела выше всех облаков, но самолет не мог долететь до звезд, и он попросил помощи у ракеты.

Села Нюся на ракету и прилетела в космос к своей семье, к другим звездам.

Мама-звезда обняла Нюсю и сказала: «Видишь, как важно иметь друзей, ведь только благодаря им ты вернулась домой».

С тех пор Нюся каждую ночь ярко светит с неба своим друзьям.

Тарасова Мария

Митя и Заяц

Шел однажды Митя через лес. Видит, на опушке леса сидит Заяц и плачет. Спрашивает Митя Зайца:

— Почему ты, зайчишка, плачешь?

— Ну как же мне не плакать, — отвечает Заяц,- все меня обижают: собаки, люди, орлы. Не могу и минуты без страха прожить.

— И не надо тебе, братец, бояться, — говорит Митя. — Тренируй свои длинные задние ноги — будешь быстрее волка и лисы. Тренируй свои длинные уши — будешь слышать, где охотник ходит. Будешь видеть орла в небе, если будешь тренировать свой косой глаз. Сама природа тебя защитой одарила: зимой ты белый, на снегу тебя не видно, а летом — серый, не различишь тебя ни в лесу, ни в поле.

Сергеев Владислав

Дневник и его хозяйка Женя.

Жил-был дневник. И у него была хозяйка. Дневник очень любил её и хорошие отметки. Хозяйку звали Женя. Женя любила дневник и математику. Однажды Женя получила «двойку», и дневник очень расстроился. Он не мог найти себе место. Однажды Жене приснился сон…

Женя попала в страну, где все неживое было живым: дневник ходил, бегал, разговаривал, «оценки» водили хороводы… Дневник предложил Жене пойти в замок к королеве Математики.

Пришли они в замок. Там их встретила королева. Спросила королева Математики: «Что тебе нужно, девочка?». Женя ответила: «Я бы хотела исправить оценку по математике». «Хорошо,- ответила королева, — но тебе нужно будет решить одну задачу. Решишь — получишь оценку и вернешься домой».

Задача

В саду цветут пять яблонь. На каждой яблоне по 5 больших веток, каждая из которых имеет по пять маленьких веток. На каждой маленькой веточке растут по пять яблок. Сколько на дереве всего яблок? Сколько яблок всего в саду?

Женя немного подумала… «Итак, на одной яблоне 25 маленьких веток; значит, яблок на одной яблоне будет 125 штук. Следовательно, в саду на пяти яблонях будут расти 725 яблок».

«Умница»,- обрадовалась королева. — Я поставлю тебе оценку «пять». Дневник, откройся!» Дневник открыл свои страницы, и королева поставила «пятерку».

В то же мгновение Женя проснулась. Она открыла дневник. Там стояла «пятерка».

Алехина Евгения

Текст на уроках литературы и русского языка можно рассматривать и как предмет обучения (то есть то, чему нужно учить), и как средство обучения (язык живёт, функционирует только в речи, продуктом которой является текст). Поэтому на уроках русского языка и литературы каждым учителем предусматривается разнообразная работа в этом плане: анализ текста с точки зрения задачи его создания, темы, основной мысли, строения, связи частей, стилистического и жанрового своеобразия, использования соответствующих речевой задаче и условиям её решения средств языка, оценки их изобразительно-выразительных возможностей, создание собственного текста. Творческие задания, предлагаемые учителем, ориентируют учащихся как на восприятие чужого текста, так и на создание собственного с учётом определённых правил текстообразования [2].

Литература:

1.         Википедия/ Свободная энциклопедия — https://ru.wikipedia.org/wiki/   

2.         Людмила Дьяконова. Комплексная работа с текстом — http://www.teacherjournal.ru/shkola/russkij-yazyk-i-literatura/503-kompleksnaya-rabota-s-tekstom-na-urokax-russkogo-yazyka.html

Основные термины (генерируются автоматически): дневник, текст, небо, яблоня, яблоко, эпический жанр, художественный стиль, учитель, тут, сапог, русский язык, развитие сюжета, больная бабушка, лес, королева Математики, клубок, звезда, Заяц, друг, девочка.


Похожие статьи

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок...

Ключевые слова: русские народные сказки, литературные сказки, волшебные предметы

Сказка целое направление в литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр

В подобных ситуациях героев всегда выручал волшебный клубок ниток или пряжи...

Сравнение сюжета русских и зарубежных волшебных сказок

Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет присказку (характерна для русских народных сказок), зачин, развитие сюжета, кульминацию и развязку (концовку).

Воспитательское занятие на тему «Русская матрёшка»

На фартуке изображают основной смысловой элемент росписи: памятник архитектуры или пейзаж, фрагмент картины известного русского художника, сюжет народной сказки. Встречаются матрешки, расписанные в стиле других традиционных промыслов: «под хохлому»...

Становление английской литературной сказки | Статья в журнале...

Сам язык английской литературной сказки обладает этой магией.

- С. 3-569. Светлее алмазов горят в небе звезды (о жанровой специфике английской литературной сказки)

Систематика образов британской волшебной сказки в контексте исторического развития этого жанра. /

Конспект занятия в средней группе «Приключения...»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Дети: Здравствуй, бабушка! Дай нам, пожалуйста, волшебную воду.

Расскажите, кого вы встретили в волшебном лесу!

Волшебные предметы помощники героя в структуре волшебной...

В сказке «Шел солдат со службы» герою подарен волшебный клубок, указывающий дорогу.

Сюда относится вода, возвращающая жизнь или зрение, яблоки, дающие молодость

Особенности пространственно-временной организации текста русской волшебной сказки.

Обучение первоклассников грамоте с использованием...

Стали они кричать, звать на помощь друзей. Но, к их несчастью, в чаще леса жила старуха Глухота.

Основные термины (генерируются автоматически): лингвистическая сказка, дидактическая игра, звук, гласный, игра, слово, учебная деятельность, школьник, русский язык...

«Юные математики в гостях у сказки» | Статья в журнале...

«Юные математики в гостях у сказки». Автор: Прокопюк Рива Аркадьевна.

Чтение художественной литературы: русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Теремок»

Мне Сорока-Белобока в лесу сказала, что в подготовительной группе мне смогут помочь.

Методические приемы для формирования УУД на уроках...

( Например, В. Даль «Девочка Снегурочка», с.75 «Попробуйте с друзьями пересказать эту сказку так, чтобы она звучала иначе?»)

Рассмотрим некоторые методические приемы используемые учителями начальных классов для формирования и развития регулятивных...

Похожие статьи

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок...

Ключевые слова: русские народные сказки, литературные сказки, волшебные предметы

Сказка целое направление в литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр

В подобных ситуациях героев всегда выручал волшебный клубок ниток или пряжи...

Сравнение сюжета русских и зарубежных волшебных сказок

Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет присказку (характерна для русских народных сказок), зачин, развитие сюжета, кульминацию и развязку (концовку).

Воспитательское занятие на тему «Русская матрёшка»

На фартуке изображают основной смысловой элемент росписи: памятник архитектуры или пейзаж, фрагмент картины известного русского художника, сюжет народной сказки. Встречаются матрешки, расписанные в стиле других традиционных промыслов: «под хохлому»...

Становление английской литературной сказки | Статья в журнале...

Сам язык английской литературной сказки обладает этой магией.

- С. 3-569. Светлее алмазов горят в небе звезды (о жанровой специфике английской литературной сказки)

Систематика образов британской волшебной сказки в контексте исторического развития этого жанра. /

Конспект занятия в средней группе «Приключения...»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Дети: Здравствуй, бабушка! Дай нам, пожалуйста, волшебную воду.

Расскажите, кого вы встретили в волшебном лесу!

Волшебные предметы помощники героя в структуре волшебной...

В сказке «Шел солдат со службы» герою подарен волшебный клубок, указывающий дорогу.

Сюда относится вода, возвращающая жизнь или зрение, яблоки, дающие молодость

Особенности пространственно-временной организации текста русской волшебной сказки.

Обучение первоклассников грамоте с использованием...

Стали они кричать, звать на помощь друзей. Но, к их несчастью, в чаще леса жила старуха Глухота.

Основные термины (генерируются автоматически): лингвистическая сказка, дидактическая игра, звук, гласный, игра, слово, учебная деятельность, школьник, русский язык...

«Юные математики в гостях у сказки» | Статья в журнале...

«Юные математики в гостях у сказки». Автор: Прокопюк Рива Аркадьевна.

Чтение художественной литературы: русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Теремок»

Мне Сорока-Белобока в лесу сказала, что в подготовительной группе мне смогут помочь.

Методические приемы для формирования УУД на уроках...

( Например, В. Даль «Девочка Снегурочка», с.75 «Попробуйте с друзьями пересказать эту сказку так, чтобы она звучала иначе?»)

Рассмотрим некоторые методические приемы используемые учителями начальных классов для формирования и развития регулятивных...

Задать вопрос