Библиографическое описание:

Мальгин В. Е., Щергунова Н. В. Неформальное образование: сущность и перспективы детских и молодежных неформальных объединений // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 267-269.

В статье рассматриваются особенности возникновения и деятельности детских и молодежных неформальных объединений и их роль в формировании активной жизненной позиции детей и молодежи.

Ключевые слова: неформальное образование, программа детского объединения, образовательная среда, вариативный подход, индивидуальные особенности, содержание неформального образования.

Сформировавшиеся в последнее время молодежные и детские общественные объединения, все более активно и успешно действуют как вид особого социального института, основной задачей которого является реализация вариативных и социально значимых программ, разнообразных проектов творческих видов деятельности детей, подростков и молодежи, основная цель которых состоит в определении и решении задач неформального образования юных граждан нашей страны.

Современные тенденции в неформальном образовании в Европе состоят в том, что противостояние и противопоставление неформального образования формализованному государственному смягчается, между ними устанавливаются отношения взаимодополнения. Неформальное образование, будь то частное или общественное, становится испытательной лабораторией и полигоном для новых технологий, для выработки новых стандартов. Когда новые технологии и стандарты выдерживают испытание в жестокой конкуренции в сфере неформального образования, их перенимают государственная система образования и частные учебные заведения [2, с.67].

В педагогической практике существует много примеров вовлечения подрастающего поколения в различные виды неформального образования: участие в слетах, педагогических и студенческих отрядах, летних лагерях добровольческого труда по восстановлению памятников культуры и архитектуры, экологическому благоустройству, поисковой деятельности; разносторонняя помощь воспитанникам интернатов; оказание помощи библиотекам, приютам для животных; участие в организации и работе детских и молодежных общественных приемных, в подготовке альтернативных докладов по проблеме представления и защиты прав детей и молодежи в обществе, распространение информационных материалов о детских и молодежных общественных объединениях [3].

Однако, несмотря на наличие положительных примеров и попыток успешного решения задач по предоставлению условий для получения неформального образования, формирование не инертно-потребительской, а активной, положительной, направленной на постоянное получение новых знаний системы ценностей детей и молодежи остается актуальной проблемой педагогической науки и воспитательной практики.

Большинство существующих разнообразных программных продуктов и проектов деятельности детских и молодежных общественных объединений носят, как правило, разовый, периодический характер. Структура, присущая формальному образованию, пока не дает возможность классифицировать и определить групповую принадлежность тех или иных видов неформального образования, а тем более включить все его проявления в образовательное пространство учреждения, района, города или региона. Если рассматривать государственный уровень, то выясняется, что в большей степени отсутствует практическая возможность взаимосвязи образовательного процесса и проявлений общественно полезной деятельности детей, подростков и молодежи. Современный подход к организации и проведению производственной и педагогической практики студентов колледжей и вузов зачастую слишком формализован, и это находит проявление и со стороны организации реализующую необходимую деятельность, так и со стороны непосредственно и образовательного учреждения.

Как показала практика, в большая часть молодежи не всегда обладает полной информацией о подобных видах деятельности, основная ее масса не включена в нее и, следовательно, не всегда имеет достаточно возможностей признать и правильно оценить для себя степень ее значимости как составной и неотъемлемой части многообразия форм и методов неформального образования.

Анализируя жизненный цикл различных неформальных объединений, можно заметить, что ни одно из сегодня действующих детских и молодежных общественных объединений не удостаивается какого либо явного признания или какой-либо ощутимой поддержки со стороны российского государства. Как правило, деятельность последних проходит сугубо между группой единомышленников, взлеты и падения всецело ложатся на плечи активистов-инициаторов. В лучшем случае государственные или муниципальные структуры оказывают детским и молодежным объединениям непосредственную разовую помощь, либо поощрение в той или иной форме (статьи в местных СМИ, организация встреч и др.).

В виду этого, не всегда в полной мере реализуются специальные систематизированные, долгосрочные программы и мероприятия по привлечению детей и молодежи к различным видам общественно полезной деятельности. Не расширяется спектр предоставленных услуг по реализации возможностей получения неформального образования в той или иной форме. А непосредственная поддержка и своевременное реагирование на изменение условий составляют содержательную основу расширение спектра неформального образования детей, подростков и молодежи.

Современное видение содержания неформального образования может найти свою реализацию в условиях деятельности и функционирования детских и молодежных общественных объединений. Успешная работа последних, в конечном итоге может привести к достижению поставленных целей по нескольким направлениям и будет способствовать:

-          формированию и утверждению позитивной, активной действующей гражданской позиции детей и молодежи;

-          своевременной и безболезненной интеграции в современном обществе и социализации детей и молодежи на протяжении всей жизни;

-          увеличению значимости образования, повышение общей и профессиональной компетентности подрастающего поколения;

-          увеличению и востребованности новых знаний и умений, формированию устойчивой мотивации к обучению в течении всей жизни;

-          реализации усилий по формированию у учащихся и выпускников устойчивых стратегических жизненных целей во время обучения и окончания образовательных учреждений;

-          дальнейшему расширению возможностей по нахождению решений наиболее значимых социально-экономических проблем на муниципальном и региональных уровнях;

-          наиболее эффективному применению полученных теоретических и практических знаний для осуществления общественно значимых видов деятельности участниками детских и молодежных общественных объединений;

-          созданию условий для всецелого усовершенствования процессов профориентации и самоопределения детей и молодежи.

В процессе реализации неформального образования как специфического вида общественно значимой полезной деятельности, находят свое развитие особые механизмы формирования и становления начальных профессиональных и личностно-ориентированных компетенций личности молодого гражданина. Этот многообразный педагогический процесс воздействия способствует формированию эстетической, духовно-нравственной, политической и этико-правовой культуры, становлению экологического мышления, положительного социального поведения, основу которого составляет уважение к законам российского государства и укладу общества, повышает потребность в личностном самоопределении и способности самореализации в постоянно изменяющихся социально-политических и экономических условиях современного мира.

К специфическим характеристикам неформального образования, востребованным в современном обществе, относятся:

-        ориентация на конкретные образовательные запросы различных групп населения;

-        особое внимание к образовательным потребностям конкретных категорий лиц (инвалидов, мигрантов, дезадаптантов);

-        высокий уровень персональной активности обучающихся, отсутствие принудительного характера, основанность на собственной мотивации;

-        внутренняя ответственность обучающихся за результат образовательной деятельности, высокий личностный смысл обучения;

-        развитие качеств личности, обеспечивающих благоприятные предпосылки для достойной жизни, а также успешного участия в общественной и трудовой деятельности;

-        развитие мобильности в быстро меняющихся условиях современного мира;

-        гибкость в организации и методах обучения;

организация отношений между участниками образовательного процесса на взаимном уважении, участии, демократической культуре [1, с.1027].

Реализуемые в настоящее время программы неформального образования участников и представителей детских и молодежных общественных объединений осуществляется в непосредственной взаимосвязи с государственными стандартами современной образовательной практики. Они всецело обогащают и улучшают качество получаемого образования благодаря широкому вовлечению подростков и молодежи в мероприятия по оказанию различной помощи своему образовательному учреждению и всему местному сообществу.

Неформальное образование участников общественных объединений носит постоянный и систематический характер. Такое постоянное непосредственное обучение подростков и молодежи в рамках деятельности общественных объединений включает в себя развитие базовых ценностей общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, приверженности гуманистическим и демократическим идеалам, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

Программы детских и молодежных общественных объединений способны воспитывать у их участников социально значимые качества, усиливать академические курсы обучения или образовательные компоненты проектов помощи местному сообществу и обеспечивают подросткам и молодежи возможность систематизированного и организованного осуществления общественно полезной деятельности.

Литература:

1.                  Мальгин В. Е. Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы / В. Е. Мальгин, О. В. Трофимова // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 1025–1027.

2.                  Стрелкова И. Б. Журнал «Библиотечное дело» № 24 (114), 2009.

3.                  Интернет ресурс информационный портал Дополнительное образование URL http://dopedu.ru/konferentsii/itogi-integratsiya-formalnogo-i-neformalnogo-obrazovaniya-kak-uslovie-dostizheniya-aktualnich-obrazovatelnich-rezultatov

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle