Библиографическое описание:

Зверева К. А. Самообразование как фактор устойчивого профессионального роста педагога // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 260-262.

Одним из приоритетных направлений высшей школы, ориентированной на современные тенденции профессионального образования, становится разработка целостной концептуальной модели, вкоторую включены не только профессиональные, но и личностные аспекты развития всех участников образовательного процесса, позволяющие актуализировать саморазвитие, как личности студента, так и личности преподавателя. [5] Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного улучшения образования, его направленности на расширение возможностей личности. Эти ожидания в зависимости от общественных потребностей и новые возможности реализации личности, обуславливают необходимость создания эффективного механизма, позволяющего осуществить выявление конкретных профессиональных возможностей каждого учителя и перспектив его роста. [1] Центральной проблемой образования становится обеспечение высокого качества образования, что невозможно без решения проблемы профессионального роста педагога. Новые целевые установки заставляют акцентировать внимание на процессе самообразования учителя [1]

Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована на:

-       развивающиеся потребности личности, общества, государства;

-       расширение пространства образования современных педагогов;

Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов — это самообразование. [2]

В чем заключается суть процесса самообразования? Каковы же его источники? Все источники знаний делятся на: способствующие личностному росту, и источники, определяющие профессиональный рост педагога. Личностный рост — это интеграция деятельности субъекта, направленная на развитие характера, способностей и индивидуальности работника. Под профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, приводящих к новому способу деятельности. В целом — это динамичный и непрерывный процесс самопроектирования деятельности педагога.

Существуют различные подходы к классификации этапов профессионального роста учителя.

1 стадия: «выживание» (первый год работы);

2 стадия:«адаптация» (2–5 лет работы);

3 стадия: «зрелость» (6–8 лет, стремление переосмыслить свой опыт и желание самостоятельного педагогического исследования).

4 стадия: «спад» (в зависимости от индивидуальности педагога)

Каждому из этих этапов присущи специфические черты педагога.Так первый этап отмечен личными профессиональными затруднениями. Когда формируется представление о себе как об учителе, то возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Второй этап характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности, а третий — возрастанием творческой потребности и активности. Это требует обобщения и анализа. Именно на этой стадии возможна организация исследовательской работы учителя по интересующим его проблемам. [1]

Так же есть и определенные формы организации самообразования:

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования — возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

Недостатки:

-         эпизодичность прохождения курсов;

-         время проведения — в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;

-         качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования:

-         возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;

-         система «ученый-учитель», при которой обучение ведут ученые-специалисты.

Недостатки:

-         нехватка у педагогов свободного времени;

-         дороговизна обучения.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

-         Главные достоинства такой формы самообразования:

-         возможность пройти их в удобное для педагогов время;

-         возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Недостатки:

-         дистанционные курсы проводятся на платной основе;

-         документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

-         научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

-         посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

-         участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

-         посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

-         теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, — отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

5. Сетевые педагогические сообщества — новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество — это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

-         использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

-         самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

-         освоение информационных концепций, знаний и навыков;

-         наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

-         обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;

-         методическая помощь является персональной и адресной;

-         попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время. [6]

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

-           В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

-           Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

-           Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

-           Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

-           Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

-           Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития. [2]

Профессия педагога предполагает непрерывное самообразование. Самообразование педагогов осуществляется не только через курсы повышения квалификации, но и самостоятельное штудирование научно-популярной литературы, работа с периодической печатью, методическая работа, участие в научно-практических конференциях, в профессиональных конкурсах. [3]

Литература:

1.         Пупырев, С. И. Самообразование как фактор устойчивого профессионального роста педагога,не считая Google [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.menobr.ru/materials/26/28342/# — Загл. с экрана (дата обращения: 09.08.2014).

2.         Корнеева, Н. М. Самообразование педагогов — главный ресурс повышения профессионального мастерства, не считая Google [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/pedagogika/samobrazovanie-pedagoga.html. — Заглю с экрана (дата обращения 10.08.2014).

3.         Десятова, И. В. Саморазвитие педагога, как фактор профессионального саморазвития,не считая Google[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009–07–01–10–21–16/652–2012.html. — Загл. с экрана (дата обращения 09.08.2014).

4.         Самообразование педагога, не считая Google[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/1718-samoobrazovaniepedagoga. — Загл. с экрана

5.         Блинова, В. Л. Личностно- профессиональное саморазвитие педагога, как условие повышения качества образования. [Текст]:статья....ст. преп / В. Л. Блинова. — Казань - Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет.-6 с.

6.         Профессиональноеразвитиепедагога. не считая Google[Электронный ресурс]. — Режим доступа: school-429.ru.- Загл. с экрана (дата обращения 10.08.2014).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle