Мобильная телефония: инструмент экономического роста в развивающихся странах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (72) август-2 2014 г.

Дата публикации: 15.08.2014

Статья просмотрена: 1654 раза

Библиографическое описание:

Ака, Куаме Нгоран Карин Ресса. Мобильная телефония: инструмент экономического роста в развивающихся странах / Куаме Нгоран Карин Ресса Ака. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 123-126. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12317/ (дата обращения: 19.04.2024).

Благодаря распространению беспроводных технологий, мобильная связь стала доступна повсеместно в мире. Эта технология оказывает сильное воздействие, как на жизнь непосредственных пользователей, так и на экономику развивающихся стран. Мобильная телефония стала трансформационным инструментом, обеспечивающим совершенствование возможностей организации деятельности компаний, одним из факторов экономического роста развивающихся стран.

Ключевые слова:экономический рост, технологическое развитие, развивающиеся страны.

За последние 15 лет возможности доступа к телефонной связи в развивающихся странах резко возросли. Этот рост в основном происходит за счет развития беспроводных технологий и либерализации телекоммуникационных рынков, что приводит к более быстрому и экономичному развертыванию мобильных сетей. В 2002 году общее количество линий мобильной связи превысило количество стационарных телефонных линий, мировой объем рынка мобильной связи в 2013 году по количеству мобильных телефонов оценивался в четыре миллиарда единиц [11]. Доля абонентов мобильной связи в развивающихся странах в мировом объеме увеличивался: в 2000 году ее рост составил приблизительно 30 %, в 2008 году – более чем 50 %, в 2012 году — почти 80 %. Рост количества абонентов мобильной связи представлен на рис.1.

Рис. 1: Количество абонентов мобильной телефонной связи в мире, млн., 2008–2012 гг.

Источник:ITU,J’son & Partners Consulting

Массивная диффузия мобильной телефонии

Ни одна технология не распространялась в мире так быстро, как мобильная связь. Этому в значительной степени способствовало усиление конкуренции на рынках сотовой связи развивающихся стран. Расширение возможностей конкуренции на рынке для мобильной телефонии часто приводило к немедленному увеличению скорости ее проникновения.

Pис. 2: Global ICT developments, 2003–2013

Источник: ITU world telecommunication/ICT database.

С целью повышения эффективности мобильной связи, руководство ряда стран способствовало усилению конкуренции через создание независимых органов, регулирующих деятельность сотовых операторов на рынке.

В некоторых случаях, простого объявления о реализации на рынке новых лицензий было достаточно, чтобы улучшить ситуацию:

Существующие операторы сотовой связи реагировали на улучшение доступа к сети диверсификацией своих услуг и снижением цены.

В последние годы цена снижается в основном за счет возможностей технического прогресса, что способствует росту рынка и усилению конкуренции, и как следствие быстрому распространению мобильной телефонии во многих развивающихся странах.

Использование предоплаченных услуг позволяет клиентам контролировать их потребление. Для тех, кто не может позволить себе собственные телефоны, предоставляются кредиты, в основном для бедных людей в сельской местности, чтобы они могли обеспечить себя должным образом.

В сельской местности телефоны, зарядные устройства предлагаются в аренду. Кроме того, предлагаются недорогие предоплаченные карты за пользование мобильной связью, интернетом, что позволяет клиентам с низким уровнем дохода иметь доступ к коммуникациям, тем самым повышая скорость их проникновения в сельские районы.

Значительное влияние на экономический рост

Так, макроэкономические исследования [7, 8, 9], проведенные в последние годы, показывают существование тесной связи между экономическим ростом в стране и развитием мобильной телефонии. Шридхар и Шридхар [6], используя данные из 28 развивающихся стран, показывают, что развитие фиксированной телефонной связи и мобильной телефонии имеет значительное влияние на внутреннее производство. Это влияние в развивающихся странах значительно выше, чем в развитых.

Рис. 3 Влияние 10 %-го роста отрасли телекоммуникаций на ВВП страны.

Источник: Economic Impact of Broadband: An Empirical Study

Waverman и Алии [10] также считают, что существует положительное влияние мобильной телефонии на экономический рост. Дополнительные десять мобильных телефонов на 100 человек в развивающихся странах приводят к росту на 0,6 процента ВВП на душу населения, примерно в два раза выше, чем в развитых странах. Эти результаты показывают, что развитие мобильной связи играет в странах с менее развитыми экономиками, такую же решающую роль, которую сыграло в более развитых странах развитие фиксированной телефонии в 1970–1980-х годах. Если в развитых странах мобильная телефония развивалась как дополнение к стационарным телефонным линиям, то в беднейших странах мобильные телефоны являются основным инструментом, вытесняют слабо развитую стационарную телефонию, поэтому они, естественно, имеют большее влияние на экономический рост.

Ли и Алии [2] рассматривают, в свою очередь влияние мобильной телефонии на экономический рост в странах Африки южнее Сахары, где наблюдалась значительная асимметрия между проникновением фиксированной и мобильной связи в пользу последней. Результаты этого исследования показывают, что расширение использования мобильных телефонов является ключевым фактором для экономического роста стран в этом регионе, и этот вклад в экономический рост продолжает усиливаться.

Влияние становится еще более сильным в тех районах, где стационарные телефоны редки. По данным недавнего исследования, финансируемого Всемирным банком, проведенного экономистом Christine Zhen-Wei, на основе данных из 120 стран, в развивающихся странах повышение уровня проникновения мобильной телефонии на 10 % сопровождается увеличением экономического роста на 0,81 % против 0,60 % в развитых странах. Это влияние выше влияния стационарной телефонии, но ниже показателей, связанных с доступом в Интернет через широкополосную связь.

Данное исследование также показало, что все информационные технологии и коммуникации (ИКТ) больше способствует росту в развивающихся странах, чем в развитых странах.

Рис. 4. Развитие информационных технологий и коммуникаций (ИКТ) в мире, 2013

Источник: AC&M Consulting,2013

Это объясняется ролью ИКТ в улучшении функционирования рынков, снижении операционных издержек и повышении производительности труда за счет улучшения управления — как в государственном, так и в частном секторе. Эти проблемы более остро стоят в развивающихся странах, поэтому влияние улучшенного доступа к телекоммуникациям здесь выше.

Этот новый потенциал развития является особенно перспективным, если учесть, что развивающиеся страны из-за недостатков начальной инфраструктуры не могли в полной мере использовать возможности «Интернет-революции». Современные возможности доступа к Интернету могут дополнительно стимулировать экономический рост, еще больше, чем это уже делает мобильная телефония.

Широкополосный доступ в Интернет, будь то фиксированный или беспроводной, увеличивает потенциал развития с экономической точки зрения: повышается уровень знаний и навыков, необходимых для развития сети, увеличивается производительность частного сектора и уровень конкурентоспособности в целом. Интернет также играет важную роль в повышении отдачи от инвестиций в исследования и разработки, в том числе в содействии торговле, способствует  улучшению национальной конкурентоспособности. Таким образом, мобильный широкополосный доступ в Интернет может в будущем обеспечить существенный рост, как это происходит сейчас с мобильной телефонией в развивающихся странах.

Литература:

1.         Bаnque mondiаle, 2013. Informаtion and Communicаtions for Devеlopment: Extending Reach and Increаsing Impact, Bаnque mondiale, Wаshington.

2.         Lee, S., Levendis, J., Gutierrez, L., 2012. Telecommunications and economic growth: an empirical analysis of sub-saharan Africa, Universidad del Rosario, Facultad de Economía, document de travail 64.

3.         Qiang, C. Z. W., 2013. Telecommunications and Economic Growth, Banque mondiale, document

4.         Qiang, C. Z. W., Rossotto, C.M., 2013. Economic Impacts of Broadband, dans Information

5.         Communications for Development 2013: Extending Reach and Increasing Impact, Banque mondiale, Washington D. C., 35–50.

6.         Sridhar, K. S., Sridhar, V., 2013. Telecommunicаtions infrаstructure and economic growth: Evidence from developing countries, National Institute of Public Finance and Policy, document de travail 04/14.

7.         The Economist, 2013. Hаlfway There: How to Promоte the Spread of Mobile Technologies among the World’s Poorest, 29 mai.

8.         The Ecоnomist, 2013. The Meek Shall Inherit the Web,

9.         The Economist, 2013. Mоbile Marvels: A Special Report on Telecoms in Emerging Markets, 24 septеmbre.

10.     Wavermаn, L., Meschi, M., Fuss, M. A., 2013. The Impаct of Telеcoms on Economic Growth in Developing Cоuntries, dans The Vodafone Policy Paper Series 3, Vodafone, 10–24.

11.     Wireless Intelligence, 2013. Wireless Intelligence database, Wireless Intelligence, London

Основные термины (генерируются автоматически): мобильная телефония, мобильная связь, экономический рост, ICT, усиление конкуренции, ITU, значительное влияние, сельская местность, сотовая связь, частный сектор.


Похожие статьи

Особенности конкуренции на российском рынке услуг мобильной...

Наглядно видно, что добиваться роста выручки на рынке услуг мобильной связи становится всё труднее.

Индикаторный анализ конкуренции в российском банковском секторе. Особенности бренда как феномена современного общества: специфика его развития на рынке...

Анализ рынка операторов сотовой связи | Статья в журнале...

С развитием технологий связи конкуренция между операторами перестала быть только ценовой конкуренцией или конкуренцией качества сети.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, миллион, сотовая связь, абонентская база, МТС, мобильная связь...

Услуги в сфере телекоммуникации и их продвижение

услуга, потребитель, мобильная связь, оператор, современное общество, сотовая связь, телекоммуникационный рынок, цифровой формат, предоставляемая услуга, компания.

Современная интернет-индустрия и ее влияние на экономику

В связи с консолидацией банковской отрасли предполагается значительный рост рынка онлайнового банкинга, который будет расширять свою географию.

1) мобильный интернет — новая пользовательская модель в отношении ресурсов сети.

Особенности сегментации корпоративных клиентов...

Сегмент В2С является основным потребителем услуг подвижной связи, а сектор В2В является потребителем всех услуг связи.

Ведущие операторы рынка связи, предоставляющие мобильные услуги, признают, что одним из основных драйверов роста мобильного рынка...

Стратегия развития региональной компании сотовой связи...

Мы видим, что особенностью рынка сотовой связи является высокий уровень конкуренции.

- Значительная доля рынка сотовой связи. Формирование понимания, что при

Данная стратегия лишь способ достижения основной цели — роста долгосрочной стоимости Компании.

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Ключевые слова: конкурентоспособность, предприятия, прибыль, спрос, рынок, анализ, расходы, динамика, технологические инновации, рост, продукция.

Рис. 1. Виды конкуренции. На конкурентоспособность предприятия оказывают влияние ряд факторов

Роль телекоммуникационных компаний в развитии финансовых...

В будущем значение рынка услуг финансового сектора будет значительно возрастать, а главным фактором станет информация, которая формирует

Можно отметить, что переход на такую бизнес-модель позволяет операторам сотовой связи перейти от конкуренции с...

Похожие статьи

Особенности конкуренции на российском рынке услуг мобильной...

Наглядно видно, что добиваться роста выручки на рынке услуг мобильной связи становится всё труднее.

Индикаторный анализ конкуренции в российском банковском секторе. Особенности бренда как феномена современного общества: специфика его развития на рынке...

Анализ рынка операторов сотовой связи | Статья в журнале...

С развитием технологий связи конкуренция между операторами перестала быть только ценовой конкуренцией или конкуренцией качества сети.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, миллион, сотовая связь, абонентская база, МТС, мобильная связь...

Услуги в сфере телекоммуникации и их продвижение

услуга, потребитель, мобильная связь, оператор, современное общество, сотовая связь, телекоммуникационный рынок, цифровой формат, предоставляемая услуга, компания.

Современная интернет-индустрия и ее влияние на экономику

В связи с консолидацией банковской отрасли предполагается значительный рост рынка онлайнового банкинга, который будет расширять свою географию.

1) мобильный интернет — новая пользовательская модель в отношении ресурсов сети.

Особенности сегментации корпоративных клиентов...

Сегмент В2С является основным потребителем услуг подвижной связи, а сектор В2В является потребителем всех услуг связи.

Ведущие операторы рынка связи, предоставляющие мобильные услуги, признают, что одним из основных драйверов роста мобильного рынка...

Стратегия развития региональной компании сотовой связи...

Мы видим, что особенностью рынка сотовой связи является высокий уровень конкуренции.

- Значительная доля рынка сотовой связи. Формирование понимания, что при

Данная стратегия лишь способ достижения основной цели — роста долгосрочной стоимости Компании.

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Ключевые слова: конкурентоспособность, предприятия, прибыль, спрос, рынок, анализ, расходы, динамика, технологические инновации, рост, продукция.

Рис. 1. Виды конкуренции. На конкурентоспособность предприятия оказывают влияние ряд факторов

Роль телекоммуникационных компаний в развитии финансовых...

В будущем значение рынка услуг финансового сектора будет значительно возрастать, а главным фактором станет информация, которая формирует

Можно отметить, что переход на такую бизнес-модель позволяет операторам сотовой связи перейти от конкуренции с...

Задать вопрос