Особенности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (72) август-2 2014 г.

Дата публикации: 11.08.2014

Статья просмотрена: 6177 раз

Библиографическое описание:

Вакуленко, К. Э. Особенности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков / К. Э. Вакуленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 129-130. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12316/ (дата обращения: 19.04.2024).

Крупнейшие налогоплательщики — крупные организации-налогоплательщики, которые по показателям финансово-экономической деятельности и взаимозависимости с другими организациями относятся к категории крупнейших (критерии отнесения закреплены в приказе ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3–06/308@). Именно за счет их деятельности бюджет получает большую часть налоговых поступлений. Чтобы полностью проконтролировать «самых прибыльных» налогоплательщиков в РФ создаются отраслевые межрегиональные инспекции на федеральном уровне (далее — Межрегиональные инспекции) и межрайонные инспекции на региональном уровне (далее — Межрайонные инспекции) по крупнейшим налогоплательщикам. Создание таких инспекций позволяет обеспечить качественное обслуживание налогоплательщиков, эффективный налоговый контроль и рост доходов государства.

Ежегодно контрольным управлением ФНС России формируется Список организаций — крупнейших налогоплательщиков. Организации, переставшие удовлетворять установленным ФНС России критериям и исключенные из данного списка, продолжают считаться крупнейшими налогоплательщиками в течение трех лет. При постановке на учет организации — крупнейшего налогоплательщика выполняются следующие действия:

1)        присваивается новый код причины постановки на учет (КПП);

2)        вносятся данные в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН);

3)        выдается организации «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика». В нем указывается оставшийся без изменения идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), новый КПП и код из общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО) (с 1 января 2014 года — код из Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКВЭД)) [2].

До постановки на учет в Межрегиональной инспекции крупнейшие налогоплательщики подлежат налоговому администрированию в Межрайонной инспекции. Если в субъекте РФ не существует Межрайонной инспекции, то налоговое администрирование данных организаций осуществляется в налоговом органе по месту нахождения.

При постановке крупнейшего налогоплательщика на учет в Межрегиональной или Межрайонной инспекции он не снимается с учета в налоговом органе по месту нахождения [3].

Для проведения налоговыми органами камеральной налоговой проверки крупнейшие налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде [1].

Если крупнейший налогоплательщик состоит на учете в Межрегиональной инспекции, но расположен в другом субъекте РФ, либо имеет обособленные подразделения, находящиеся в других регионах, то региональные и местные налоги уплачиваются организацией в налоговый орган по месту нахождения, а налоговая декларация представляется по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика [3].

Срок проведения выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков — два месяца, но по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России он может быть продлен до четырех или шести месяцев.

Выездной контроль крупнейших налогоплательщиков федерального уровня должен проводиться раз в два года, а регионального значения — раз в три года. Проверкой охватываются три календарных года деятельности организации [1].

Основной принцип проверки данной категории налогоплательщиков — проверка организации в целом, включая зависимые компании, наиболее значимых контрагентов и организации, выделившиеся из структуры крупнейшего налогоплательщика с активами или имуществом.

В налоговом администрировании крупнейших налогоплательщиков важное место занимают сотрудники, проводящие проверку. Проверка промышленного предприятия требует очень высокой специфической подготовки, и инспекторам недостаточно хорошего знания налогового законодательства. Необходимо в рабочий процесс деятельности Межрегиональных и Межрайонных инспекций внедрить регулярный учебный процесс с привлечением преподавателей горных институтов, представителей нефте- и газодобывающих предприятий и т. п. [5].

Одним из недостатков Межрегиональных инспекций является то, что они создаются на основе субъектного отраслевого принципа. Это выражается в том, что они контролируют налогоплательщиков, занятых в определенной отрасли производства, а не расположенных или осуществляющих деятельность на какой-либо территории. В связи с этим налогоплательщики выражают свое недовольство: «Почему находящиеся на Дальнем Востоке, в Сибири крупные организации вынуждены состоять на учете в Межрегиональных инспекциях, расположенных в Москве, и нести потери, связанные с необходимостью направлять в Москву документацию, отчетность, сотрудников в командировки и т. д.?» [4].

Решением данной проблемы может стать администрирование всех крупнейших налогоплательщиков Межрайонными инспекциями с возможностью при необходимости увеличения их количества и деления по отраслям.

Еще одним недостатком налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков является недостаточное регламентирование в налоговом законодательстве. Весь процесс администрирования «самых прибыльных» налогоплательщиков регулируется подзаконными актами Министерства финансов РФ и ФНС России, которые постоянно изменяются. В НК РФ ни один принципиально важный вопрос не раскрыт по существу.

Для урегулирования этого вопроса необходимо внести в НК РФ следующие изменения:

1)                 в статье 19 «Налогоплательщики и плательщики сборов» первой части НК РФ раскрыть понятие «крупнейший налогоплательщик»;

2)                 в главе 14 «Налоговый контроль» первой части НК РФ отразить особенности учета и контроля крупнейших налогоплательщиков, касаемые, в частности периодичности проведения выездных налоговых проверок, правил учета обособленных подразделений и т. п.

Из-за сложной структуры «самых прибыльных» налогоплательщиков, колоссальных потоков денежных средств, масштабного документооборота, осуществления огромного количества хозяйственных операций, наличия партнерских отношений с различными фирмами для крупнейших налогоплательщиков становится возможным применение различных налоговых схем, позволяющих снижать налоговое бремя. Поэтому специализированные инспекции являются необходимым условием полной и точной работы налоговых органов.

Литература:

1.                  Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 [по состоянию на 5 апреля 2013: принят ГД 16 июля 1998]. — КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://base.consultant.ru.

2.                  Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы: [приказ Минфина России № 101н: принят 9 августа 2005]. — КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://base.consultant.ru.

3.                  Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях: [приказ МНС России № САЭ-3–30/290@: принят 16 апреля 2004]. — КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://base.consultant.ru.

4.                  Пепеляев, С. Г. О статусе и полномочиях межрегиональных налоговых инспекций [Электронный ресурс] / С. Г. Пепеляев // Налоговед. — 2004. — № 5. — Режим доступа: http://nalogoved.ru/

5.                  Ситникова, О. В. Разработка мероприятий по совершенствованию налогового администрирования металлургических предприятий [Электронный ресурс] / О. В. Ситникова // Микроэкономика. — 2011. — № 2. — Режим доступа: http://www.vipstd.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): налогоплательщик, крупнейший налогоплательщик, РФ, налоговый орган, инспекция, Межрайонная инспекция, место нахождения, налоговое администрирование, Межрегиональная инспекция, налоговое законодательство.


Похожие статьи

Проблемы налогового контроля в отношении крупнейших...

Администрирование крупнейших налогоплательщиков происходит на федеральном (межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам) и региональном уровнях (межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим...

Совершенствование налогового администрирования как метод...

Межрегиональная инспекция является территориальным органом Федеральной налоговой службы, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах на основе автоматизированной обработки сведений об операциях...

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

налоговый контроль, проверка, орган, контрольная работа, налоговое администрирование, мероприятие, налогоплательщик, Налоговый кодекс, Российская Федерация, выездная налоговая проверка.

Выездные и камеральные налоговые проверки: сравнительный...

Но если у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для проведения проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (ч.1 ст.89 НК РФ).

Эффективность налогового контроля | Статья в журнале...

Молчание в ответ на запросы ИФНС [1]. В отличие от камеральной, выездная проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика, а налоговый орган проверяет уже не только соответствие документов, но и правильность исчисления налогов...

Основные направления совершенствования организации...

– количество выездных налоговых проверок за отчетный период на одного сотрудника налоговой инспекции

Так, например, достигнуты существенные результаты в повышении качества обслуживания налогоплательщиков: в ИФНС РФ по Октябрьскому району г...

Особенности и преимущества налогового мониторинга как формы...

налоговый мониторинг, налоговый контроль, налоговый орган, Российская Федерация, Налоговый Кодекс, налогоплательщик, орган, налоговое законодательство, правильность исчисления...

Налоговый контроль как правовая категория | Статья в журнале...

Например, Межрегиональная налоговая инспекция проводит контрольные мероприятия, направленные на недопущение занижения налоговой базы по

Ключевые слова. налоговый контроль, налоговое право, налоговые органы, акты законодательства о налогах и сборах.

Оценка практической ситуации урегулирования налоговой...

Рост задолженности отмечается в 72 Управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации и 5 межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

Похожие статьи

Проблемы налогового контроля в отношении крупнейших...

Администрирование крупнейших налогоплательщиков происходит на федеральном (межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам) и региональном уровнях (межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим...

Совершенствование налогового администрирования как метод...

Межрегиональная инспекция является территориальным органом Федеральной налоговой службы, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах на основе автоматизированной обработки сведений об операциях...

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

налоговый контроль, проверка, орган, контрольная работа, налоговое администрирование, мероприятие, налогоплательщик, Налоговый кодекс, Российская Федерация, выездная налоговая проверка.

Выездные и камеральные налоговые проверки: сравнительный...

Но если у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для проведения проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (ч.1 ст.89 НК РФ).

Эффективность налогового контроля | Статья в журнале...

Молчание в ответ на запросы ИФНС [1]. В отличие от камеральной, выездная проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика, а налоговый орган проверяет уже не только соответствие документов, но и правильность исчисления налогов...

Основные направления совершенствования организации...

– количество выездных налоговых проверок за отчетный период на одного сотрудника налоговой инспекции

Так, например, достигнуты существенные результаты в повышении качества обслуживания налогоплательщиков: в ИФНС РФ по Октябрьскому району г...

Особенности и преимущества налогового мониторинга как формы...

налоговый мониторинг, налоговый контроль, налоговый орган, Российская Федерация, Налоговый Кодекс, налогоплательщик, орган, налоговое законодательство, правильность исчисления...

Налоговый контроль как правовая категория | Статья в журнале...

Например, Межрегиональная налоговая инспекция проводит контрольные мероприятия, направленные на недопущение занижения налоговой базы по

Ключевые слова. налоговый контроль, налоговое право, налоговые органы, акты законодательства о налогах и сборах.

Оценка практической ситуации урегулирования налоговой...

Рост задолженности отмечается в 72 Управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации и 5 межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

Задать вопрос