Библиографическое описание:

Курков И. И. Подоходное налогообложение как отражение налоговой культуры общества (на примере Франции и России) // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 148-151.

В современном российском обществе роль и значение налоговой культуры стремительно возрастают, так как современная Россия находится в сложных социально-экономических условиях. Масштабы уклонения от уплаты налогов в России создают угрозу для экономической безопасности государства. Граждане не понимают, ради чего их принуждают платить налоги, лишая значительной части заработанных средств, а многие организации и предприятия никак не могут адаптироваться в условиях рыночной экономики, борясь с высоким налогообложением. Обо всем этом свидетельствуют как данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе в крупных и особо крупных размерах, так и результаты многочисленных социологических исследований. Поэтому в современных условиях наиболее актуальной задачей становится совершенствование налогообложения, построение социально ориентированной налоговой системы, формирование и развитие налоговой культуры населения.

Многие нарушения налогового законодательства носят особо опасный для российской экономики характер, так как связаны с «отмыванием» капиталов, добытых преступным путем, утечкой валютных средств за рубеж, сращиванием криминальных структур с рыночными. Именно поэтому сегодня есть смысл задуматься над тем, что есть налоговая культура.

Налоговая культура представляет собой систему ценностей, норм, установленных правил и принципов в сфере налоговых отношений; некую модель, которая включает в себя правомерные действия, как налогоплательщиков, так и налоговых органов. В качестве налогоплательщиков выступают, как рядовые граждане, так и индивидуальные предприниматели, собственники малого, среднего и крупного бизнеса. У каждого налогоплательщика своя, отличная от других, налоговая культура. К тому же у налоговых органов существует свой свод ценностей, норм и правил.

Налоговая культура складывается из понимания гражданами всей важности для государства и общества уплаты налогов и знания своих прав и обязанностей по их уплате. Законопослушный налогоплательщик полностью осознает, что на его деньги государство содержит армию, флот, полицию, образование, здравоохранение и т. д.

Изучение вопросов формирования налоговой культуры является актуальным не только в теоретическом, но и в практическом аспекте. Это связано с тем, что налоговая культура, ее функционирование и развитие, вызывают многообразные и часто непредсказуемые социальные последствия. Они затрагивают все социальные институты общества, а также налоговое, экономическое, политическое поведение различных социальных групп: политиков, государственных служащих, населения. Чтобы их предотвратить или уменьшить, необходимо изучать возможности управления налоговой культурой.

В России в любое время существовало неприязненное отношение к налогам, в отличие от западноевропейских государств, где плата налогов считается даже предметом гордости налогоплательщиков. В таком государстве человек редко когда скажет: “Я гражданин этой страны”, скорее он скажет: “Я налогоплательщик”. Подобная высокая налоговая культура обуславливается тем, что в таких государствах институт налогов имеет историю гораздо более продолжительную, нежели в России.

В РФ подоходный налог — один из самых распространенных, так как он взимается абсолютно со всех работающих граждан. Ведь от того, какой будет размер данного налога, зависит, какие доходы будут в каждой семье. Поэтому к нему такое пристальное внимание.

Российским Правительством и Президентом Российской Федерации было принято решение не увеличивать подоходный налог в 2014 году. Я считаю, что позиция Российского Правительства и Президента РФ относительно ставки НДФЛ — верная.

Несмотря на предпринимаемые Правительством РФ меры в области реформирования налогового института (упрощение налогообложения и ужесточение налогового администрирования), ситуация с налоговой дисциплиной и налоговой культурой в стране все еще далека от идеальной — она находится на стадии зарождения, (хотя некоторые «положительные сдвиги» уже наблюдаются), так как существует целый ряд препятствующих ее развитию факторов:

1.                 недоверие населения правительству.

2.                 высокие налоги, подрывающие заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

3.                 акцент только на личную, а не общественную прибыль абсолютного большинства налогоплательщиков.

4.                 уклонение от уплаты налогов в России (недобросовестные плательщики используют всевозможные легальные и нелегальные способы уклонения от уплаты налогов и «минимизации» налоговых платежей).

5.                 стремительное развитие теневой экономики.

6.                 отсутствие основ налоговой грамотности среди населения.

7.                 коррумпированность госструктур, в том числе налоговых органов.

8.                 наличие личных связей у большинства крупных монополистов и т. д.

В настоящий момент Федеральная налоговая служба проводит определенную работу с налогоплательщиками по поводу их налоговой культуры: существует официальный сайт в Интернете, на котором содержатся требования к налогоплательщикам, представлены образцы необходимых документов и прочая полезная информация; проводится значительная работа в СМИ, издаются учебники по налогообложению, корректируется Налоговый кодекс, проводятся тематические семинары и конференции.

Проблема повышения налоговой грамотности населения затрагивает не только нашу страну, но и ряд ведущих стран мира. Французский просветитель и философ Ш. Монтескье сделал, на мой взгляд, очень верное высказывание: ”Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают и той, которую оставляют им”. И правда, от грамотных мер государства в области налогообложения зависит очень многое. События во Франции конца 2012 года, активно обсуждаемые средствами массовой информации, тому яркое подтверждение.

Во Франции, где одна партия не задерживается долго у власти, давно введен прогрессивный налог на доходы богатых граждан. Чем выше доход, тем выше ставка налога. При этом шкала налогов пересматривается и утверждается парламентом Франции каждый год (в зависимости от уровня инфляции, бюджета и экономической ситуации в стране).

В России подоходным налогом (НДФЛ — налог на доходы физических лиц) облагается в отдельности каждое физическое лицо, получающее доход, т. е. налоговая база (сумма, с которой платится налог) вычисляется индивидуально для каждого налогоплательщика по сумме его персональных доходов. Во Франции подоходным налогом (IR &mdash Impôt sur le Revenu) облагается не каждое отдельное физическое лицо, а вся семья в целом. Иногда это называют подоходным налогом с домохозяйства. Под семьей понимаются супруги и их дети, не достигшие 18 лет, а также дети, не состоящие в браке и моложе 21 года, либо дети-студенты моложе 25 лет. Налоговая база вычисляется для всей семьи как совокупный годовой доход всех членов семьи за вычетом определённых видов расходов, которые налогом не облагаются. Далее эта суммарная семейная налоговая база делится на коэффициент размера семьи, и таким образом получается налогооблагаемая доля одного члена семьи, т. е. некий среднедушевой доход семьи (QF — Quotient Familial), который и определяет величину ставки подоходного налога для этой семьи (см. шкалу подоходного налога ниже).

QF = (Совокупный доход семьи) / (Семейный коэффициент)

Для среднедушевого дохода семьи (QF) считается налог по ступенчатой прогрессивной шкале — это получается размер налоговых отчислений на одну долю семьи. А далее размер налоговых отчислений с одной доли снова умножается на коэффициент размера семьи — таким образом получается размер налоговых отчислений на всю семью.

Вот, например, шкала подоходного налога для физ. лиц во Франции в 2013 году:

QF до 5 963 евро в год: налог 0

QF от 5 963 до 11 896 евро в год: налоговая ставка 5,5

QF от 11 897 до 26 420 евро в год: налоговая ставка 14 %

QF от 26 421 до 70 830 евро в год: налоговая ставка 30 %

QF от 70 831 до 150 000 евро в год: налоговая ставка 41 %

QF от 150 001 до 1 000 000 евро в год: налоговая ставка 45 %

QF свыше 1 000 000 евро в год: налоговая ставка 75 %

Для сравнения, в Бельгии подобная ставка на доходы самых богатых — 50 %, Великобритании — 50 %, Германии — 45 %, США — 35 %

В сентябре 2012 года президент Франции Франсуа Олланд пообещал в течение двух лет восстановить французскую экономику и обрисовал набор планируемых им мер по бюджетной консолидации, главными из которых является повышение налогов.

Президент подтвердил план введения 75 %-ного подоходного налога на доходы выше 1 млн. евро в год. Новый налог будет действовать до 31 декабря 2014 года.

Повышение подоходного налога должно покрыть одну треть из 33 млрд. евро, которые стране надо сэкономить в будущем году, чтобы выйти на уровень бюджетного дефицита в 3 % ВВП. Еще треть будет получена в виде дополнительных налогов с бизнеса, а оставшаяся треть — за счет сокращения госрасходов.

Ужесточение налогового режима (введение в стране «налога на богачей») подтолкнуло к отъезду из Франции звезду кино — Жерара Депардье.

Премьер-министр Франции Жан-Марк Эро прокомментировал переезд актера, назвав происходящее «жалким» налоговым бегством. Он выступил с резкой критикой тех, кто обратился в налоговое бегство из Франции и, по словам премьера, «хочет обогатиться еще больше» и «не быть солидарным с остальными французами». Такое заявление Жан-Марк Эро сделал в ходе пресс-конференции, посвященной вопросам бедности. «Переезжать за границу я считаю довольно жалким. Быть французом означает любить свою страну и помогать ей встать на ноги, — заявил Эро. — Такое мало патриотическое поведение встречается нередко. Я предпочитаю обратиться с призывом к солидарности, а не проводить новый закон», — добавил он [5].

Эти слова означают, что людей, пытающихся уклониться от уплаты налогов во Франции, преследовать не будут. Никакого закона в этом отношении приниматься не будет, так как принять такой закон означает попирать республиканские свободы: право человека жить там, где он считает нужным, или там, где ему нравится. А обратиться с призывом к таким людям этого не делать, а поступить по совести премьер-министр может, что он и сделал в отношении Жерара Депардье.

Ж. Депардье счел нужным ответить на претензии политика. Артист подчеркнул, что всегда исправно платил налоги (за прошедшие 45 лет он выплатил Франции 145 миллионов евро налогов) и никогда не пользовался социальными привилегиями во Франции. По его словам французы, которые покинули Пятую республику, не были так оскорблены, как он. «У нас больше нет общей страны, я настоящий европеец, гражданин мира, как меня всегда учил мой отец», — подытожил свое обращение Ж. Депардье [2].

Жерар Депардье — далеко не первый состоятельный француз, решивший сменить место прописки из-за введенного правительством социалистов налога на роскошь, который составляет 75 %.

Становится ясно, насколько верно и высказывание Джеймса Ньюмена: ”От налогов за границу убегает никак не меньше людей, чем от диктаторов”.

Накануне телеинтервью президента Франции также стало известно о том, что подал заявление на получение бельгийского гражданства cамый состоятельный человек Франции и четвертый в списке мировых богачей по версии Forbes, 63-летний Бернар Арно — глава холдинга LMVH CEO (в который входят такие всемирно известные марки класса люкс, как Louis Vuitton, Christian Dior, Givenchy, Bulgari, Hennessy и др). В 2011 году только зарплата Арно составила 10,7 млн. евро, а доходы от дивидендов измеряются еще более солидными цифрами. Его общее состояние оценивается в 41 млрд. долларов.

Поскольку Арно признан «богачом № 1" во Франции, он больше всех пострадает от предусмотренного еще в предвыборной программе Франсуа Олланда введения новых налогов.

Французские «левые» назвали решение Арно «непатриотичным». Сам Франсуа Олланд в своем телеинтервью заявил по поводу решения Арно: «Ему следует принять в расчет, что значит быть французом. Мы — большая страна со множеством достижений и историей. Мы гордимся тем, что мы французы, в то самое время, когда от нас требуется усилие в борьбе против долгового кризиса». Эксперты напоминают, что в 1981 году, после того как президентом страны стал социалист Франсуа Миттеран, Арно уже уезжал из Пятой Республики на несколько лет.

Однако сам олигарх заверяет: «Я остаюсь и буду оставаться налоговым резидентом во Франции. В этом отношении я буду, как и все французы, выполнять мои налоговые обязательства». [5]

30 декабря 2012 года Конституционный совет Франции — высший надзорный орган Пятой республики — отклонил инициативу главы государства Франсуа Олланда о введении 75-процентного подоходного налога для наиболее обеспеченных сограждан, несмотря на то, что данная мера была одной из центральных в предвыборной программе президента-социалиста, избранного весной 2012 года.

Решение Конституционного Суда приветствовали политические оппоненты президента-социалиста Франсуа Олланда. Ранее оппозиция неоднократно подчеркивала, что реальная выгода от такого «сверхналога» для государства будет невелика, зато имидж Франции подпортит серьезно.

Новый сверхналог на богатых будет шагом назад, так как он лишает средний класс стимулов к повышению своих доходов и расширению бизнеса. Поступления в казну составили бы по подсчетам правительства порядка 500 млн. евро — cумма немаленькая, но это всего лишь около 1,5 % от общего бюджета страны на 2013 год.

При этом эксперты оценивают в несколько миллиардов отток из Франции частного капитала после прихода к власти социалистов (перепуганные французские богачи предпочли собрать чемоданы и по крайней мере временно поселиться в соседних государствах с более благоприятным «налоговым климатом»).

Представители спорта также с самого начала пытались привлечь внимание властей к негативным последствиям столь высокого налога. «Для французского футбола его последствия были бы катастрофичными. Это привело бы к исходу лучших игроков» [7], — убежден президент Профессиональной футбольной лиги Франции Фредерик Тирьез. Эту точку зрения разделяет и представитель Объединения профессиональных футбольных клубов Франции Жан-Пьер Лувель: «У большинства клубов, за исключением, пожалуй, столичного «Пари-Сен-Жермен», не было бы возможности платить подобный налог» [7], — заметил он.

Высказывание французского просветителя и философа Ш. Монтескье перекликается со словами одного из выдающихся рекламщиков своего времени Артура Годфри: ”Я горжусь тем, что плачу налоги в Соединенных Штатах. Правда, я бы гордился не меньше за половинную сумму”.

Из вышеуказанного можно сделать вывод, насколько правильным является высказывание философа Ш. Монтескье и в наши дни, и к каким ощутимым потерям может привести неграмотное действие представителей власти. Я считаю, что действия Олланда — неправильные, что подтверждается многочисленными опросами, проведённым во Франции. После данных мер его рейтинг значительно снизился по сравнению с бывшим президентом Николя Саркози. Олланд, предлагая такую ставку налога, смотрел на налогообложение не системно, что было его большой ошибкой. Он до конца не осознал к каким последствиям приведут его действия. Его действия привели к оттоку капиталов из Франции, а также к отъезду великих людей в другие страны, что не может не сказаться на культурном развитии государства. Также столь высокая ставка налога может привести к снижению стимула зарабатывать больше. Зачем трудиться днями и ночами, чтобы потом большую часть дохода отдать государству?

Конечно, нужно платить налоги и с этим спорить трудно, но когда налоги забирают 75 % от твоего дохода, то это уже самый настоящий грабёж. С одной стороны, действия Олланда понять можно. Он хочет ликвидировать государственный долг Франции, но он выбрал неправильную позицию в данном вопросе. Я считаю, что для покрытия дефицита бюджета необходимо не повышать налоги, а искать более эффективное использование бюджетных средств.

Литература:

1.         Knowledge.allbest.ru. Реферат: Принципы и сущность системы налогов и сборов в Российской Федерации. [Электронный ресурс] // URL: http://knowledge.allbest.ru/finance/3c0b65635b3ad78a5d43b88521216d27_0.html

2.         Lenta.ru. Депардье откажется от французского гражданства. [Электронный ресурс] // URL: http://lenta.ru/news/2012/12/16/citizen

3.         Библиофонд. Реферат: Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ. [Электронный ресурс] // URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=61303#1

4.         Гончаренко Л. И., Осетрова Н. И. «О новой дисциплине: современные тенденции в формировании налоговой культуры» // Налоги и налогообложение. — 2007.— № 11.— С.58.

5.         Новости NEWSru.com. Французский премьер осудил Депардье за «налоговое бегство» в Бельгию. [Электронный ресурс] // URL: http://www.newsru.com/cinema/12dec2012/dprd.html

6.         Скоблова Е. М. Философский взгляд на жизнь. Налоговая культура в современном российском обществе [Электронный ресурс] // URL: http://filosofika.ru/2011/05/213.html

7.         Татар-информ. Одобрение футболистов вызвало аннулирование «налога для богатых» во Франции. [Электронный ресурс] // URL: http://www.tatar-inform.ru/news/2012/12/30/343816/?font=big

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle