Библиографическое описание:

Гальчин Е. С. Расстройства спектра аутизма у детей — синдром Аспергера. Клиническое наблюдение // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 85-87.

Австрийский педиатр Ханс Аспергер в 1944 году описал аутистическое расстройство с ранним речевым развитием, дисгармоничностью в эмоциональном развитии и своеобразными двигательными нарушениями.

Интеллект детей с данной патологией был выше, чем у обычных детей. Ханс Аспергер называл своих пациентов «маленькими профессорами». «Аутистическая психопатия» — оригинальный термин Х.Аспергера для данного расстройства, был преобразован в 1981 г. Лорной Винг в синдром Аспергера.

Иногда синдром Аспергера называют «высокофункциональный аутизм», используя для этого уровень IQ. Интеллект при данном синдроме сохранен, а у некоторых детей он выше интеллекта обычных детей.(IQ-120 и выше). Социальные нарушения могут не иметь такой степени нарушений, как при аутизме с низким уровнем интеллекта.

К. Гилберг рассматривает возможность постановки диагноза синдрома Аспергера при высокой степени эмпатии. Исследователи синдрома Аспергера подчеркивают наивность, чрезмерную правдивость в характерах таких пациентов [Гилберт К., Питерс Т., 1989, П.Сатмари,2005, У.Фрит,1991], а также подчеркиваются коммуникативные нарушения: отсутствие способности поддерживать беседу (семантическое прагматическое нарушение речи), измененная тональность и темп речи. [Л.Винг,1981, Т.Эттвуд,2005], нарушения невербальной коммуникации: амимичное лицо, отсутствие или скудная жестикуляция. До настоящего времени среди исследователей нет единого взгляда на данное заболевание. Является ли синдром Аспергера расстройством спектра аутизма или же это отдельное нарушение развития?

В американской классификации психических болезней пятого пересмотра (DSM-V) изменены диагностические критерии расстройств спектра аутизма и дети с синдромом с Аспергера с высокой долей вероятности не будут соответствовать новым критериям, что, безусловно, будет влиять на социальную поддержку таких детей.

Распространенность заболевания среди мальчиков в 10 раз выше, чем у девочек. Многие ученые [Л.Винг,1981] считают развитие мозга у людей с синдромом Аспергера по нетипичному варианту мужского типа. Для детей с таким синдромом характерно узко специализированное увлечение одним предметом, имеется ограниченный круг интересов, в котором такие люди могут достигнуть выдающихся результатов. Гениальные безумцы, «саванты», так определял их психиатр Дарольд Трефферт. Среди таких аутисты-гении: А.Эйнштейн, И.Ньютон, Б.Гейтс, Винсент Ван Гог, Т. Грендин, Стивен Спилберг. Абсолютный рекорд по аутистам-гениям удерживает американская «силиконовая долина»- место высоких компьютерных технологий.

Несмотря на существующие многочисленные тесты для диагностики синдрома Аспергера у детей [С.Барон-Коэн, Эмми Клин, 2006, Тони Эттвуд, 2005.] раннее выявление нарушений затруднено. Ранняя диагностика синдрома Аспергера — установленный диагноз до достижения ребенком 10 лет. В отечественной литературе работ, посвященных изучению синдрома Аспергера у детей мало, чаще всего он упоминается при описании аутизма у детей, поэтому каждый случай наблюдения представляет научный интерес.

Приводим 2 случая наблюдений синдрома Аспергера у детей.

Cлучай 1. Больной А., 1996 г.р., младший из двух детей семьи служащих. При рождении ребенка отцу было 39 лет, матери-32 года. Психозов у родственников не выявлено. Беременность протекала с угрозой выкидыша. Роды — кесарево сечение, у ребенка — перинатальная энцефалопатия. Катамнез. В грудном возрасте был беспокойным, много плакал, кричал. Ходить начал в 14 мес., фразовая речь в 12 мес. Любимыми игрушками были карандаш и стрела игрушечного подъемного крана, с которыми мог играться часами, раскачиваясь туловищем. Со слов матери в 2.5 года перестал говорить, мог только повторять слова матери (эхолалии.) Впервые обратились к психиатру в 2001 году, когда мальчику было 5 лет в связи с отсутствием разговорной речи: «не разговаривает, а только повторяет чужую речь». Неоднократно консультирован в Киевском центре «Психічне здоров’я дітей та підлітків». Посещал логопедическую группу детского сада, детей сторонился, в играх не участвовал, его пугали громкие звуки, шум лифта. Мать отмечает повышенную тревожность сына. На фоне тревоги появился страх «туалета»: мог по 8 дней не испражняться. В 2003 г. стал посещать школу. С педагогической характеристики: «….программный материал усваивает на начальном уровне. На уроках несобран, разговаривает сам с собой, постоянно трясет ногами. Проявляет интерес к истории ХХ века, но полностью игнорирует математику, арифметику». В настоящее время посещает 10 класс общеобразовательной школы.

Психический статус. На осмотре с матерью, сидит опустив голову, избегает зрительного контакта. На вопросы отвечает нехотя, пытается уйти, диалог с врачом непродуктивен, речевому контакту труднодоступен, зрительный не поддерживает, напряжен, испытывает тревогу, страх. На вопросы отвечает односложно, голос монотонный, речь замедленна. Соматическое состояние. По органам патологии не выявлено. Отмечает склонность к запорам. Анализы мочи, крови, ЕКГ без изменений. Консультация психолога. Снижение интеллекта до ст. легкого слабоумия. Умеренная социальная дезадаптация.

Осмотр невролога: Диагноз: Минимальная мозговая дисфункция (ММД). На ЭЭГ выявляются ирритативные и эпилептиформные (с пик -волной) очаги.

Консультация логопеда: дефектов речи не обнаружено.

Диагноз: Синдром Аспергера с интеллектуально-когнитивным дефицитом. Стойкая социальная дезадаптация.

Получал лечение: риссет, стимулотон, кортексин.

Случай 2. Больной В., 2004 г.р. Первый ребенок в семье, от первой беременности вне брака. Наследственность не отягощена. Мальчик живет с мамой и бабушкой. Беременность протекала с токсикозом первой и второй половины, с угрозой выкидыша на сроке 24 недели. Роды стремительные, в срок, родился весом 3,100 кг, закричал сразу. Сидеть начал в 5 мес., ходить- 11 мес. Разговорная речь фразами в 2 года.

Катамнез. Мать впервые обратилась к детскому психиатру в 2007 году, когда мальчику было 3 года 9 мес. в связи с задержкой речевого развития. Консультирован в Украинском НИИ Социальной, судебной психиатрии и наркологии. Исследование на выявление аутизма при помощи рейтинговой шкалы аутизма (CARS) выявило: Общее количество баллов-31.Умеренно выраженные признаки аутизма в виде эмоциональных, адаптационных нарушений, недостаточной координации движений- мальчик леворукий; зрительная перцепция: сходящееся косоглазие, зрительная память очень развита, читает страницу целиком, правильно воспроизводит ее содержание, не понимая смысла, зрительный контакт поддерживает непродолжительное время, мимика лица малоподвижна. Тактильная чувствительность несколько повышена. Любит играть косметическими кремами, размазывает по рукам. Коммуникация: Вербальная - обращает на себя внимание выраженные нарушения экспрессивной речи, ребенок произносит слова очень быстро, взахлеб. Речь немодулированная, невнятная. Использует отстроченные и непосредственные эхолалии, словарный запас недостаточен. Невербальная: Мальчик пользуется жестами, понимает жесты других людей.

Уровень познавательной деятельности достаточен: ребенок знает счет до миллиона, знает дни недели, читает бегло страницами. Устанавливает логические связи, классифицирует по форме, цвету.

Детский сад не посещал, был под присмотром бабушки. В школе с учебным материалом справляется. С педагогической характеристики: “…В контакт со сверстниками не вступает; мальчику характерны перепады настроения, которые сопровождаются гудением, верчением и раздеванием одежды. Неорганизованный, отсутствует самоконтроль, тяжело осваивает навыки самообслуживания”.

Консультирован психологом: Вторичная когнитивная задержка. Нарушение активности и переключения внимания. Консультация логопеда: Нарушения речи II уровня. Специфические расстройства артикуляции. Данные лабораторных и инструментальных исследований: Анализы крови, мочи без патологии. ЭКГ — вариант нормы. Компьютерное ЭЭГ — картирование головного мозга-заключение: В фоне регистрируется дезорганизованная БЭАГМ (биоэлектрическая активность головного мозга) доминированием в картине ЭЭГ регулярного, дезорганизованного альфа — ритма, модуляции неустойчивой частоты, высокой энергетической плотности выраженными зональными различиями и значительной межполушарной асимметрией (Д>S).Форма альфа-волн нормальная. Пиковая частота доминантного спектра альфа — ритма соответствует возрастной норме. Определяются умеренно стойкие региональные нарушения БЭАГМ ирритативного характера резидуально-органического генеза в области левых заднелобных и левых затылочно-теменных полей коры мозга в форме относительной спектральной плотности медленных (дельта- и тета-) составляющих. Специфической эпилептической активности, явлений генерализации и признаков снижения порога судорожной готовности мозга в картине фоновой ЭЭГ не выявлено. Диагноз: Синдром Аспергера. Вторичная когнитивная задержка. Нарушение речи II уровня. Леворукость. Сходящееся косоглазие.

Назначено: Когнитивный тренинг, коррекция дизартрии с логопедом. От медикаментозного лечения мать ребенка категорически отказалась.

У обоих мальчиков наблюдается классическая триада нарушений при аутистических расстройствах: 1) социального взаимодействия, 2) коммуникативные нарушения, 3) стереотипии. Отличительным дифференциальным признаком являются ранние языковые навыки с особенностями речи, развитие фразовой речи до 3-х лет, уровень интеллектуального развития, избирательность познавательных интересов. Изоляцию в социуме провоцируют узкие интересы и фрагментарные способности данных больных, отсутствие навыков самообслуживания, других социальных навыков.

Литература:

1.         Гилберг К.,Питерс Т. Аутизм: Медицинские и педагогические аспекты.СПб.,1998–144 с.

2.         Карвасарская Е. Осознанный аутизм, или мне не хватает свободы. М.: Генезис., 2010- 400с.

3.         П. Сатмари. Дети с аутизмом. Изд-во: Питер.,2005–224с. 4. Ф.Аппе. Введение в психологическую теорию аутизма. М.: Теревинф,2006 -216c. 5. Baron-Cohen S. (2002) Is Asperger’s Syndrome necessarily aviewedasa disability? Focus Autism. Other Dev Disable 17/3/:91–186. 6. Wing L. Asperger syndrome: a clinical account.,1981 Wing L. Autistic children N. Y. 1985.

4.         7. Attwood T.(2003). “ Frameworks for behavioral interventions”. Child Adolesc. Psychiatry. Clin. Am 12(1):65–86.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle