Библиографическое описание:

Зыкина Е. И. К вопросу о формировании нравственной устойчивости будущих юристов в условиях преподавания дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции» // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 262-264.

В статье рассматривается понятие «нравственная устойчивость личности» применительно к юридической деятельности, актуализируется проблема нравственной устойчивости студентов-юристов. В работе также представлены образовательные возможности дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции» в становлении нравственной устойчивости.

Ключевые слова:нравственная устойчивость студентов-юристов, федеральный государственный общеобразовательный стандарт высшего профессионального образования, общекультурные компетенции.

Современная ситуация в мире, характеризующаяся интенсивными процессами глобализации в различных сферах человеческой деятельности, а также стремительным расширением международных социально-экономических и правовых контактов, повышает требования, предъявляемые к профессиональной подготовке специалистов в области юриспруденции и права. Основной функцией высшего образования является не только передача знаний и умений, но и воспитание профессионально-значимых личностных качеств будущих специалистов, необходимых для осуществления профессиональных компетенций [1, 2].

В ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция [3] прописаны сферы профессиональной деятельности бакалавров, их задачи, а также система общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) (результаты освоения студентами того или иного учебного курса), обеспечивающих успешное осуществление этой деятельности. Согласно исследованию, проведенному в Удмуртском государственном университете, а также анализу современной ситуации на рынке труда, наиболее несформировавшиеся общекультурные компетенции — это владение необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13), нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6), а в рейтинге профессиональных компетенций наиболее несформированная — способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4). Проведенное исследование свидетельствует о том, что среди многообразия вопросов, рассматриваемых в сфере юридического образования, особое место занимают проблемы нравственно-этического характера, проявляющиеся в несоблюдении законов и норм, неуважительном отношении к ним; неспособности в полной мере распознавать незаконное и коррупционное поведение; недостаточном уровне нравственного и правового сознания, а также недостаточной сформированности жизненной позиции и принципов, и т. д. В связи с этим, особую значимость приобретает создание в ВУЗах образовательной среды, способствующей формированию высоких нравственных качеств, словом, нравственной устойчивости личности, будущего представителя юридической профессии к совершению противоправных действий.

Анализ соответствующей литературы показал, что понятие «нравственная устойчивость» личности рассматривается как необходимый компонент процесса формирования личности. Имеется ряд монографических (В. Э. Чудновский, Л. И. Божович, И. С. Марьенко, И. Ф. Харламов, Л. Ю. Сироткин и др.) и диссертационных (Е. В. Семенова, Т. В. Кононенко, Е. В. Головко, В. А. Данилова, О. В. Михайлова и др.) исследований, где рассматриваются сущность и структура данного понятия, проблемы формирования и диагностики нравственной устойчивости. При рассмотрении понятия «нравственная устойчивость» личности выделяются две точки зрения. Представители первой точки зрения определяют нравственную устойчивость как способность личности к определенным действиям в рамках нравственных норм, принципов и правил (В. Э. Чудновсский, Б. Г. Мещеряков, Е. В. Семенова, Т. В. Кононенко и др.). Представители второй точки зрения придерживаются мнения о том, что нравственная устойчивость личности выражает ее ценностные отношения (С. Н. Тихомиров, А. Н. Копыл, Е. В. Головко, В. Ф. Маленчук и др.) и определяют ее как сформированную систему внутренних качеств личности, моральных ценностей, мировоззренческих идеалов и общественных отношений (О. В. Михайлова [4]). Учитывая специфику юридической деятельности, мы считаем, что нравственная устойчивость — это интегративное качество личности, проявляющееся вположительном отношении человека к существующим в обществе нормам закона, нравственным убеждениям и принципам; вспособности проявлять «иммунитет» к негативным и стресогенным воздействиям среды; вумении действовать в различных ситуациях согласно законам и нормам.

Указанное выше противоречие между недостаточной сформированностью нравственной устойчивости у студентов — будущих юристов и ее значимостью в современном обществе влечет за собой проблему поиска новых путей и условий становления нравственной устойчивости студентов (помимо дисциплины «Профессиональная этика юриста»).

Необходимо отметить, что в силу присущего дисциплине «Иностранный язык» комплекса образовательных, развивающих и воспитательных возможностей, она входит во все Федеральные государственные образовательные стандарты и является обязательной для всех специальностей и профилей высшего профессионального образования. Мы считаем, что предмет «Иностранный язык» обладает достаточным образовательным потенциалом в становлении нравственной устойчивости у студентов-юристов [5] и может выступать одним из средств становления данного качества в силу своей интегративности на основании следующего:

-          В ФГОС ВПО отсутствуют требования к содержанию того или иного учебного курса, поэтому дисциплина «Иностранный язык в сфере юриспруденции» относительно других обладает большими возможностями при отборе содержания. В процессе обучения рассмотрению и обсуждению подлежат темы, затрагивающие нравственные ценности юридической деятельности.

-          Данная дисциплина дает возможность использования активных форм и методов обучения, способствующих становлению нравственной устойчивости (инсценировки, составление диалогов, ролевые игры, нравственно-ориентированные дискуссии, выполнение индивидуальных и групповых проектов, эссе-рассуждения и т. д.). На занятиях студенты высказывают свое мнение, свое видение и отношение к обсуждаемой проблеме, что, несомненно, воспитывает такие качества, как инициативность, трудолюбие, настойчивость и др.

-          Спецификой предмета иностранного языка является то, что методическим содержанием процесса обучения должна быть его коммуникативность, т. е. речевая направленность [6]. Обучение в форме общения, речевого партнерства позволяет эффективно осуществлять воспитательное воздействие, а значит, в данном случае, оптимальным образом способствовать формированию нравственной устойчивости у студентов.

-          Владение иностранным языком рассматривается в качестве одного из показателей конкурентноспособности специалиста [7], профессионализм которого основывается не только на знаниях и умениях, а также на нравственных принципах и нормах, на его способности организовывать, контролировать и управлять профессиональной, трудовой и общественной деятельностью в соответствии с требованиями закона, социально одобряемыми нормами и требованиями.

-          Дисциплина «Иностранный язык в сфере юриспруденции» обладает достаточными временными ресурсами, т. е. трудоемкость данного учебного курса в третьем и четвертом семестрах составляет четыре зачетные единицы, в то время как курс «Профессиональная этика юриста» составляет две зачетные единицы и адресована студентам-бакалаврам первого года обучения. Следовательно, учебная дисциплина «ИЯ в сфере юриспруденции» дает возможность студентам использовать ранее полученные знания и опыт, расширить систему знаний и представлений о нравственных нормах и ценностях, совершенствовать нравственные качества, сделать нравственные убеждения и поведение более устойчивыми.

Таким образом, перспективой настоящего исследования является следующее:

1)                   выявить, теоретически обосновать и реализовать организационно-педагогические условия становления нравственной устойчивости как педагогической категории у студентов — будущих юристов (на материале обучения английскому языку);

2)                   разработать структурную модель становления нравственной устойчивости будущих юристов (на материале обучения английскому языку);

3)                   создать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности нравственной устойчивости студентов — будущих юристов.

Литература:

1.         Зеер Э. Ф., Заводчиков Д. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем. // Высшее образование в России. — 2007.-№ 11. — С.39–46.

2.         Зимняя И. А. Социальные компетентности выпускника вузов в контексте ГОСов высшего образования и проекта TUNING.// Высшее образование сегодня. — 2007.- № 11. — С.22–27.

3.         Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр»)/Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/98430/ (дата обращения: 10.03.2014).

4.         Михайлова О. В. Формирование нравственной устойчивости у подростков в системе деятельности классного руководителя сельской школы: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Чебоксары, 2004.

5.         Зыкина Е. И. Образовательный потенциал дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции» в становлении нравственной устойчивости студентов- будущих юристов.// Материалы IV Международной научно-практической конференции «Академическая наука — проблемы и достижения». North Charleston, SC, USA. 7–8 июля 2014. — Т.1. — С.55–60.

6.         Батурина О. А., Высотова И. Е. Педагогический потенциал иностранного языка как учебного предмета в формировании общекультурной компетентности студентов-бакалавров. // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2012. -№ 11(126). — С.125–128.

7.         Исаева Т. Е. Культурно-образовательный потенциал иностранного языка в развитии личности специалиста в процессе получения высшего профессионального образования. // Труды РГУПС. — 2013. -№ 3 (24). — С.56–59.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle