Библиографическое описание:

Саидбобоев З. А. Историко-картографические источники по Средней Азии в период развитого средневековья в Западной Европе // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 205-208.

В период развитого средневековья в Западной Европе стала развиваться картографическая наука. Было составлено множество карт, но, к сожалению, до нашего времени сохранились лишь немногие из них [13, с. 87]. Среди них имеются и карты, отображающие регионы Средней Азии.

Особую ценность представляет карта, составленная в XVI в. английским купцом Антонием Дженкинсоном. Она была издана в 1562 г. в Лондоне под названием «Карта России 1562 г. Дженкинсона» [4, с. 28]. Дженкинсон пребывал в Средней Азии в 1558–1599 гг., его путь начинался с полуострова Мангышлак; затем он посетил Хиву, а оттуда отправился в Бухару. На самом деле Дженкинсон являлся представителем Английской компании, торгующей с Московским государством.Он был отправлен в 1557 г. на восток для выявления древнего торгового пути, ведущего в Китай. Поскольку морской путь в Китай был на тот момент захвачен португальцами, и англичане стали вынуждены искать другой путь [17, с. 13].

Дженкинскон записывал сведения о пройденным им путях в форме отчета, где указал определенные им измерения географической широты некоторых местностей: географическая широта Мангышлака — 450, Ургенча — 390 10’, Бухары — 390 1 0’.

Немецкий ученый Мичоу высоко оцениыл измерения широты, приведенные Женкинсоном, однако отметил, что отчет его и карта о бассейне Арала несколько не совпадают с действительностью [19, с. 25].

Особый интерес представляют примечания на карте Дженкинсона. В частности, о городе Самарканде приведены следующие сведения: «Самарканд являлся постоянной столицей Татарии; но сейчас он превратился в развалины, смешанные со следами прошлого. Там погребен Темур, который в свое время захватил в плен турецкого императора Боязида» [1, с. 307]. Из этого текста можно предположить, что Дженкинсон под Татарией подразумевал Среднюю Азию.

Текстовые сведения Дженкинсона не всегда совпадают с его картографическими материалами. На карте изображено, что озеро Кitaia (Китай), на северо-востоке Каспийского моря, берет воды из Сырдарьи и несет их в реку Обь. Скорее всего, это озеро и есть Аральское море. Но для нас остаётся неизвестным, откуда Дженкинсон взял данное наименование. Очевидно, что это название связано с картой Гербенштейна, опубликованной в 1546 г. под названием «Моscovia». Поскольку на этой карте за Уралом показано озеро Kythay lacus (Китайское озеро) берилган бўлиб, а по берегам данного озера расположена Китайская столица. Название этого озера, где брала свое начало река Обь, встречается и на некоторых российских картах более позднего периода. Может быть, это Озеро Зайсан. Несмотря на все эти моменты, следует утверждать факт, что Дженкинсон знал об озере Kythay (Китай), наименование которого встречалось в литературе того времени; он хорошо знал о нахождении озера, севернее Хивы, куда несут свои воды реки Амударья и Сырдарья, и предполагал, что это и есть озеро Kitaia (Китай). Может быть, имеющиеся у него сведения о карте Фра Мауро послужили основой для его такого предположения. Отвергая существующие мнения о том, что Дженкинсон мог спутать старое название Аральского моря «Синее море» с китайским названием Sina (Китай) [18, с. 154], уместно отметить, Женкинсон и его современники не знали о том, что слова Sina и Саthау являются синонимами [6, с. 186].

Указывая на пресность вод пролива Каспийского моря, Дженкинскон не имел понятий об озере Карабагазгол. На карте к востоку от Каспийского моря до города Везирь протянулсяь продолговатый пролив — озеро Сарыкамыш. По мнению В.Бартольда [3, с. 104], караванная дорога вела в бассейн Сарыкамыша только через север; в те времена Аральское и Сарыкамышское озера не были объединены.

В период путешествий Дженкинсона, в 1558 г., Амударья вливала свои воды в Сарыкамышское озеро. Судя по его словам, воды русла(узан) Сарыкамыша (Кухнадарьи) заметно уменьшились; об этом русле упоминается при описании Окса (на карте — Ougus). Можно предположить, что во времена Дженкинсона воды Сарыкамыша были пресными, а расположенный в 100 милях от Старого Ургенча Ардок был руслом Амударьи от Арала и именовался Талдык [20, с. 74].

Озеро, куда вливал свои воды русло Ардок, на карте осталось без названия, можно предположить, что это Аральское море. Таким образом, на карте Дженкинсона Аральское море изображено дважды: в первый раз — в качестве озера, куда несут свои воды реки Ougus (Окс) и Ardock (Ардок), увиденные самим Дженкинсоном, во второй раз — в качестве озера Кitaia (Китай), куда вливались реки Sur (Сур или Сырдарья) и Аmow (Аму, или Амударья).

Карта Денкинсона считалась самой лучшей в XVI в., «была несколько раз переиздана и широко распространена» [7, с. 7]. Следует отметить, что карта Дженкинсона дала возможность Англии иметь представления о Средней Азии.

В XVI в. в Западной Европе сформировалась наука историческая география [16, с. 516].Врамках данной науки в этот же период появилась науки историческая картография. Это была научная дисциплина, выключающая в себя составление исторических карт и атласов, разработку методов их создания [16, с. 517].

Мероприятия, начатые в Европе в эпоху Возрождения, на пути к великим Географическим открытиям и в целях захвата колоний, открыли новую страницу в развитии картографической науки.

Особую значимость представляют работы по составлению карт известного представителя фламандской школы картографии в Европе XVI в. Абрахама Ортелийя (1527–1598). Он работал в городе Антверпене, считавшимся одним из центров мировой торговли, начиная со второй половины XVI в. В этот период активно развивалась и фламандская школа картографии. Антверпен не являлся городом ученых. Там картография развивалась на основаниях требований претворения в жизнь торговых путешествий.

20 мая 1570 г. Ортелий издает свой атлас мира, состоящий из 70 карт. Ортелий не является автором этих карт, но он отредактировал их и собрал в единый атлас. Немецкий ученый Фердинанд фон Рихтгофен высоко оценил труд Ортелия, отметив, что тот собрал достоверные и точные карты [21, с. 644].

Его карты нарисованы высоким художественным мастерством, и к ним даны комментарии [22, с. 106].

И, хотя эти карты о Европейских странах, среди них имеются и те, что отображают Россию и Среднеазиатские регионы. А. Ортелий составил такую карту, используя карту Дженкинсона 1562 г. [15, с. 106].

В атласе, составленном А.Ортелием, 27-я карта называется «Alexandri Magni Macedonis expedito» («Походы Великого Александра Македонского»), но на ней отображены не сведения о завоевательных походах Александра Македонского, а указаны территории завоеванных им стран. На данной карте изображена территория Средней Азии, приведено старинное название Самарканда — Мараканд, а также названия рек Окс и Яксарт и указано их направление со сливанием своих вод в Каспийское море. Об Аральском море не упоминается. Карта украшена иллюстрациями и изображениями монет Александр Македонского.

При изучении 12 старинных картах, находящихся в картографическом бюро Академии Наук Узбекистана, Н.Корженевский установил, что одна из них составлена в 1570 г. А.Ортелием [9, с. 67].

Но А.Ортелий не указывает на автора карты. Можно предположить, что основой для ее составления могла служить карта земли, составленная в 1570 г. Вальдземиллерем. Следует добавить аргумент о том, что возможно, данная карта могла быть первым печатным изданием, отображающим земли Сибири и Средней Азии [8, с. 22]. Размеры карты составляют 35х47 см., и на ней не показано Аральское море на территории Средней Азии. Лишь только Каспийское море (Маге Саspium, et Hyrcanum) изображено в несколько округлой, расширенной форме. С восточной стороны в него вливается Сырдарья (на карте — Chesel — красное) и с юга несет свои воды Амударья (Abiamu). Справа в Амударью вливается приток, на карте без названия,, на берегу которого показан город Самарканд и здесь приведены следующие надписи: «Samarkand Magni Tamber quonda sedes» («Самарқанд — город, где расположен престол великого Темура»). Данные сведения показывают, что во второй половине XVI в. личность Темура была в центре внимания европейцев.

Интересным представляется факт, что на карте в нижнем течении Амударьи в нее вливается река Мургоб, а еще южнее, на левой стороне Амударьи изображен город Бухара. Также на левом берегу Амударьи, с помощью притоков реки изображено крупное озеро, именующееся Ваd acaber Lacus (озеро Бад акабер). Для нас остается неизвестным, что это такое. На берегу этого озера изображена крепость Мари. Ташкент показан у притока неизвестной реки Sur fly (возможно Сырдарьи?), которая, в свою очередь, составляла верхнее течение реки Обь (Оbу). Она вливается в Кithaу lagus (Китайское озеро), от него начинается река Обь. Наверное, это есть среднее течение Сырдарьи (Sur fly) на карте. То, что она показана в качестве верхнего течения реки Обь, аргументируется отсутствием у автора достаточных сведений о начальных источниках этой реки. А Китайское озеро (Kithay), это, скорее, выдумка Дженкинсона и других средневековых картографов.

Карта Гондиуса «Татария», составленная в 1606 г., (размеры — 33,5х60 см.), на оборотной стороне имеет надпись на латинском языке «Tartaria sive Magni Chami imperium», т. е. «Татария или империя великого хана» [9, с. 69]. На карте изображены города Ташкент, Самарқанд, Термез. Данная карта намного бедна по своей содержимости, в сравненни с картой Гондиуса 1633 г. [4, с. 34].

Сырдарья (на карте Сhesel) и Амударья (Аlbiamu) вливаются в Каспийское море. А также изображено незнакомое озеро (Siminan Saluna Lacus). К северо-востоку от начала Сырдарьи и Амударьи изображено Китайское озеро (Kithay Lacus), которое берет свои воды из Сырдарьи, а река Обь начинается от него. Хотя город Ташкент (Тaskent) указан на берегу Сырдарьи, западнее, в бассейне реки Амударьи (Аmu lacus) ҳавзасида он опять показан под названием «Таsсаn».

В 1664–1665 гг. В Москву прибывает с визитом голландец Николай Вицен (1641–1717). Впоследствии он являлся бургомистром Амстердама. Как отмечает Николай Вицен, идея создания карты Татарии возникла у него в 1665 г. В своем письме, направленном Г. В. Лейбницу 19 января 1706 йил г., он писал, что во время пребывания в Москве он разработал план создания карты [10, с. 69]. Однако поначалу деятельность его проистекала медленно. В 1666–1667 гг. Он побывал во Франции, затем возвратившись в Голландию, он понимает, что обладает недостаточными сведениями для создания карты.

Став бургомистром Амстердама в 1682 г., он начинает собирать множество сведений о странах Азии. Вицен старался беседовать с каждым иностранцем, пребывшим в Голландию. Кроме того, в 70-е гг. XVII он устанавливает прочные связи с голландцами, проживавшими в Москве, и в результате приступает к составлению своей первой карты о Татарии [12, с. 125].

Н.Вицен утверждает, что за основу карты «Татария» им взят чертеж «Годунова», составленный в 1667 г. в России. Однако, если сопоставить все известные экземпляры данных картографических источников, становится очевидным, что между ними практически нет схожих качеств [11, с. 123]. Данный факт является доказательством составления Н.Виценым карты на основании сведений, собранных им самостоятельно.

На карте Аральское озеро (More Sieneie) изображено в очень маленькой форме, его южный берег находится на 410 северной широты, 950 восточной долготы, с восточной стороны в него вливается река, не имеющая на карте названия. А Сырдарья изображена выше, на ее юге образована еще одна небольшая река, на берегу которой указаны города Taskun (Ташкент) и Nesaph (Насаф). На северо-западной стороне Арала показаны две реки: в сторону востока река без названия и на ее берегу Самарканд, а вторая — река Арсан (Arsan flu).

Река Амударья (Оxus) вливается в Каспийское море (Маге Саsrium sive Cwalinskoi More). На ее берегу изображен город Бухара (Восhага). Кроме того, к северо-востоку от Арала изображено озеро Ак-Басир (Ak-Basir), вдвое меньше Аральского. Земли между этим озером и Аралом названы страной Бухара (Вugaria).

На карте можно проследить некоторое слияние данных: эти сведения взяты из некоторых наименований, встречающихся в русских классических картах и на карте Дженкинсона [5, с. 161].

Разумеется, на карте, в основном, изображена Сибирь, но также на ней имеются и изображения Среднеазиатских территорий. Несмотря на достаточное количество ошибочных сведений, в силу содержания в себе информации о регионе, данная карта «в скором времени была широко распространена в странах Западной Европы» [12, с. 124–129].

Особенно к ней часто обращались французские картографы. А западноевропейские картографы иногда ее просто снимали с нее копии. Сам Н. К. Вицен по этому поводу писал следующее: «В 1696 г. Карл Аллард издал в Амстердаме карту Азии. Он отметил, что при ее создании он брал образцы с моей карты Татарии” [12, с. 129].

Для Вицена имела огромное значение встреча с представителями русского посольства, сопровождавшего Петра I при его визите в Голландию в 1696–1697 гг. Эти представители русского посольства внесои множество предложений по карте Татарии. Однако Вицен не успел создать второй вариант карты Северной Азии.

В заключении можно отметить, что в период развитого средневековья содержание карт о Средней Азии намного было обогащено. Они отличаются более обширными сведениями о городах, реках, озерах и горах региона, а также примечаниями. Начиная с этого времени, западноевропейские картографы стали использовать градусную сетку в измерениях, что положило конец многим неверным картографическим представлениям о географических объектах.

Литература:

1.         Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке / Перевод с англ. Ю. В. Готье. — Ленинград, 1937.

2.         Багров Л. С. Карты Азиатской России. Исторические заметки. — Петроград, 1914.

3.         Бартольд В. В. Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до ХVII века // Известия Туркест. Отд. Имп. Русск. Геогр. Общ-ва. Т. V. — Ташкент, 1902.

4.         Берг Л. С. Аральское море // Известия Туркест. Отд. Имп. Русск. Геогр. Общ-ва. Т.V. — СПб., 1908. -С. 34.

5.         Берг Л. С. Первые русские карты Каспийского моря // Изв. АН СССР. Серия Геогр. и геофиз. 1940.

6.         Берг Л. С. Очерки истории исследований в связи с историей картографии Аральского моря. Избранные труды. Т.III. — Москва: Изд-во АН СССР, 1960.

7.         Дитмар Б. П. Исторический очерк изображения территории СССР в иностранной картографии до ХVIII века // Ученые записки Яросл. Гос. пед. инс-та. Вып. VI. 1945.

8.         Кордт В. Материалы по истории русской картографии. Вторая серия. Вып. I. — Киев, 1906.

9.         Корженевский Н. Л. О старинных картах, хранящихся в Узбекистанском филиале Академии Наук СССР // Известия Узб. Фил. АН СССР. 1941. № 3.

10.     Полевой Б. П. О подлиннике «Чертежной Книги Сибирии» У. Ремезова 1701 г.// Докл. Ин-та. Географ. Сибири и Дальнего Востока. 1964. №.7.

11.     Полевой Б. П. Гипотеза о «Годуновскиом» атласе Сибири 1667 г. // Известия АН СССР. Серия география. 1966. № 4.

12.     Полевой Б. П. О картах Северной Азии Н. К. Витсена // Известия АН СССР. Серия география. 1973. № 2.

13.     Райт К.Дж. Географические представление в эпоху крестовых походов. — Москва: Наука, 1988.

14.     Федчина В. Н. Как создавалась карта Средней Азии. — Москва: Наука, 1967.

15.     Яцунский В.К Историческая география. История ее возникновения и развития в XIV — XVIII веках. — Москва: Изд-во АН СССР, 1955.

16.     Яцунский В. К. Историческая география. Советская историческая энциклопедия. Т. VI. — Москва, 1965.

17.     Ҳасанов Ҳ. Ўрта Осиёга сайёҳатлар. — Тошкент, 1954.

18.     Baer K. E. Peter’s des Grossen Verdienste um die Erweiterung der geographischen Kenntnisse // Beitragi zur Kenntniss des Russischen Reichs. Bd.16. 1872.

19.     Michow M. Das erste Jahrhundert russischer Kartographie. 1525–1631. — Mitteil. Geograph. Ges. in Hamburg. Bd. 21. 1906.

20.     Morgan E. D. and Coote C. H. Early voyages and travels to Russia by Anthony Jenkinson.– London, 1886. Vol. I.

21.     Richthofen F. F. von. China. — Berlin, 1877.

22.     The New Encyclopaedia Britannica. Mаcropaedia. Knowledge in Depth. Vol. XXIII. 1995.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle