Библиографическое описание:

Шеховцева Л. С., Данченко Е. С., Новоселова В. А., Суханицкий Р. В. Анализ конкурентного положения фирмы в отрасли (на примере ОАО «Автотор») // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 178-181.

На сегодняшний день как в Российской Федерации, так и во всем мире конкуренция на рынках производства автомобилей очень высока. Несомненно, на такое состояние отрасли влияет множество факторов. Технологический прогресс — один из наиболее весомых факторов, влияющих на состояние рынка, особенно связанного с машиностроением.

Инновации, связанные с производством машин, обновлением ассортимента, заставляют производителей «держаться в напряжении» и контролировать все нововведения, которые в свою очередь могут влиять на спрос. Именно поэтому автомобилестроение как отрасль, а также положение групп ее компаний целесообразно для конкурентного анализа. Ниже будет рассмотрено конкурентное положение компании «Автотор» на рынке автомобилестроения в России на основе модели стратегических групп, модифицированной с учетом специфики отрасли [1, 2].

Данный рынок можно условно разделить на две крупные группы (автомобили, импортированные на территорию Российской Федерации, не учитываются):

-                   Отечественные автомобили;

-                   Автомобили зарубежных брендов, выпускаемые в России.

В качестве конкурентов по сборке автомобилей для компании «Автотор», в данной работе были рассмотрены следующие заводы, находящиеся на территории Российской Федерации: GM Auto, Автоваз, БАУ Мотор Корпорейшн, Автофрамос, Группа ГАЗ, ЗИЛ, Ивеко-АМТ, Вольво Восток, Камаз, Мерседес-Бенц Тракс Восток, Пежо, ПСМА Рус, ТаГАЗ, ИжАвто, Форд Мотор Компании, Форд, УАЗ, Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус [4].

На основе собранной информации об автомобилях, выпускаемых на рассматриваемых заводах, были выделены три направления деятельности [3, 4]:

а)     Выпуск легковых автомобилей. Данная группа представляет собой автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и багажа, вместимостью от 2 до 8 человек. Представлены моделями хэтчбеков, седанов, универсалов и пикапов;

б)     Выпуск специальных автомобилей. Данная группа представлена автомобилями специального назначения для силовых структур и ведомств, а так же автобусами и грузопассажирскими автомобилями, автомобилями скорой медицинской помощи, передвижными лабораториями и комплексами и рабочей техникой многофункционального значения;

в)     Выпуск грузовых автомобилей. В эту группу вошли шасси, контейнеровозы, трубовозы и другие.

Количество моделей автомобилей в ассортиментных группах колеблется от нескольких штук до десятков. Рациональным шагом, упрощающим анализ отрасли автомобилестроения, стало разделение групп по двум критериям: широте ассортимента (узкий ассортимент (<20 моделей), средний ассортимент (20≤n<50), широкий ассортимент (≥50)) и количеству направлений деятельности (одно направление деятельности, два направления деятельности, три направления деятельности.). Эти направления могут стать критериями (осями) матрицы стратегических групп в автомобильной отрасли. Особенностью модели является наличие критерия (оси), характеризующего направления деятельности производителей автомобилей.

После анализа по представленным выше критериям, заводы были разделены на стратегические группы, которые представлены в таблице.

Таблица 1

Ассортиментные группы заводов по сборке автомобилей в РФ

Стратегическая группа

Состав

Количество собираемых моделей

 

Сборщики легковых автомобилей с узким ассортиментом

Автофрамос

5

 

Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус

2

 

GM Auto

5

 

Форд Мотор Компани

2

 

ПСМА Рус

3

 

Сборщики грузовых автомобилей с узким ассортиментом

Мерседес-Бенц Тракс Восток

12

 
 
 

Сборщики легковых автомобилей со средним ассортиментом

Автотор

32

 
 
 

Сборщики грузовых автомобилей с широким ассортиментом

Камаз

56

 
 
 

Сборщики специальных автомобилей с широким ассортиментом

Вольво Восток

76

 
 
 

Сборщики грузовых и специальных автомобилей с узким ассортиментом

УАЗ

16

 

ИжАвто

3

 

Пежо

20

 

Сборщики легковых и специальных автомобилей с узким ассортиментом

Группа ГАЗ

20

 

Ивеко-АМТ

24

 
 

Сборщики легковых и специальных автомобилей со средним ассортиментом

Автоваз

30

 
 
 

Сборщики грузовых и специальных автомобилей с широким ассортиментом

БАУ Мотор Корпорейшн

85

 
 
 

Сборщики легковых, грузовых и специальных автомобилей с узким ассортиментом

ТагАЗ

20

 

Форд

20

 
 

Сборщики легковых, грузовых и специальных автомобилей с широким ассортиментом

ЗИЛ

61

 
 
 

Следующим шагом анализа стало построение модифицированной модели стратегических групп (рисунок) на основе выделенных критериев и указанных в таблице групп заводов.


Рис. Модифицированная модель стратегических групп автопрома


При рассмотрении матрицы, стоит учесть, что в одну ячейку может входить несколько групп, так как, например, завод, занимающийся только одним направлением деятельности, может выпускать только грузовые или только легковые автомобили.

Анализ модели стратегических групп помогает определить нынешнее положение компании «Автотор» относительно конкурентов и выделить следующие стратегии дальнейшего поведения:

1.      Снижение ассортимента легковых автомобилей;

2.      Снижение ассортимента легковых автомобилей и выпуск дополнительного вида продукции;

3.      Введение нового направления деятельности, не выходя из своей ассортиментной группы;

4.      Расширение ассортимента и выпуск дополнительного вида продукции;

5.      Расширение ассортимента выпускаемых моделей.

По прогнозам специалистов, в 2014 году авторынок России может упасть на 5,5 %. В основном, на это влияют те же факторы, которые тормозят развитие других отраслей, — снижение потребительского спроса, уменьшение реальных денежных доходов населения, неэффективная кредитно- денежная политика и т. д. Именно поэтому, ОАО «Автотор» следует в краткосрочном периоде использовать стратегии сокращения ассортимента, а именно, сосредоточиться на сборке наиболее популярных моделей авто.

В долгосрочном периоде целесообразно ориентироваться на стратегии введения нового направления деятельности, расширения ассортимента выпускаемых моделей.

Литература:

1.      Шеховцева Л. С. Стратегический менеджмент: Уч. пос. /Еврофакультет — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2006. — 153 с;

2.      Портер М. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения, 1993.

3.      http://www.ey.com/ Автомобильный рынок России и СНГ. Обзор отрасли. Март 2013.

4.      http://avillage.ru/ Какие автомобили выпускают в России

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle