Библиографическое описание:

Пухова Л. Р. Исследование организационно-педагогических условий вуза, способствующих эффективности процесса формирования социального здоровья студенческой молодёжи // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 298-300.

Молодежь составляет особую социальную группу, которая во все времена считалась носителем огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству, инициативе, максимальной работоспособности. При этом наиболее подготовленной и образованной частью молодежи являются студенты вузов.

Высокое качество подготовки студентов в вузе, способность данной социальной группы к аккумулированию и трансляции знаний во многом обусловлены уровнем их социального здоровья, которое имеет немаловажное значение для успешного социального функционирования, как самих молодых людей, так и общества в целом.

Существует несколько подходов к исследованию содержания социального здоровья: медицинский, философский, психологический и социологический подходы.

В рамках философского подхода (Августин Блаженный, Аристотель, Вольтер, Т. Гоббс, Т. Дичев, О. В. Ковалева, И. С. Ларионова, В. А. Лищук, Платон, Эразм Роттердамский и др.) социальное здоровье отождествляется с добродетелью и нравственным совершенством человека, его счастьем и благополучием, гармонией человека с самим собой и окружающим миром. Представители данного подхода рассматривают социальное здоровье в тесной связи с душевным здоровьем и определяют его как состояние динамического равновесия и гармонии человека с самим собой и окружающей его социальной и природной средой, достигаемое через правильно организованную добродетельную жизнь, подчиненную общественным нормам и нравственно-моральным требованиям.

В контексте медицинского подхода (Алкмеон, Гиппократ, М. Л. Емельянова, Я. Я. Корнева, А. В. Литвинова, Парацельс, И. Х. Пикалов, Пифагор, Н. В. Сократов, В. Н. Феофанов и др.) социальное здоровье рассматривается как один из неотъемлемых взаимосвязанных компонентов в структуре здоровья человека и трактуется в зависимости от специфики определения понятия «здоровье» [1, с.46]. Представители данного подхода понимают социальное здоровье, с одной стороны, как внутреннее состояние человека и его отношения с социальной средой, а с другой стороны, состояние самой социальной среды и степень ее влияния на человека с точки зрения полноценного выполнения им социальных функций.

С позиции психологического подхода (А. А. Агаева, А. Адлер, В. А. Ананьев, Л. А. Байкова, С. В. Егорова, А. Маслоу, Г. С. Никифоров, И. В. Тухтарова, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и др.) социальное здоровье изучается в неразрывной взаимосвязи с духовным и психическим здоровьем [1, с.96]. Одним из наиболее значимых моментов является взаимоотношение человека и культуры, а также влияние этого взаимоотношения на психику человека, его психологические и социальные характеристики.

В рамках социологического подхода (М. Вебер, С. И. Григорьев, Э. Дюркгейм, И. В. Журавлева, М. Б. Лига, Р. Мертон, Т. Парсонс, А. В. Решетников, Н. М. Римашевская, И. А. Щеткина, В. А. Ядов и др.) социальное здоровье понимается как поведение членов общества, не нарушающее общественного порядка, результат социализации личности, усвоение и принятие социальных норм, ценностей и образцов поведения [1, с.162].

В современной социологии общепринятым является подход, рассматривающий социальное здоровье как многоуровневую систему, включающую социальное здоровье индивидов, социальных групп, общества в целом. Такой подход предлагают Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев, Н. И. Боенко [2, с.123]. В рамках данного подхода социальное здоровье рассматривается в контексте социализации личности.

В качестве основных компонентов социального здоровья нами рассматриваются: социальная адаптированность, социальная активность, гармоничные взаимоотношения с окружающими, адекватное отношение к социальным нормам, ориентация на позитивные ценности. Существенным компонентом социального здоровья являются гармоничные взаимоотношения с окружающими. С этой точки зрения можно считать человека социально здоровым, если он комфортно чувствует себя в социуме, разделяет принятые в нем ценности, принимает модели ближайшего и отдаленного будущего, разделяемые большинством составляющих его индивидов.

Поэтому особое значение в современных условиях высшего образования приобретает деятельность, направленная на формирование социального здоровья студентов, которое наряду с профессиональным уровнем входит в число показателей качества подготовки специалистов высокой квалификации, определяющих экономическое процветание и социальное благополучие государства. Значительную роль в формировании социального здоровья студенческой молодежи играют организационно-педагогические условия учебного заведения, которые посредством декларируемых и поощряемых вузом целей, ценностей, норм, принятых образцов поведения и общения, отношений и деятельности влияют на процесс формирования социального здоровья студентов, определяя его уровень.

В связи с этим следует отметить, что исследование организационно-педагогических условий вуза, способствующих эффективному процессу формирования социального здоровья студенческой молодежи является весьма актуальным направлением.

Данная проблема затрагивалась в рамках различных направлений научного знания. Существуют многочисленные исследования, посвященные изучению различных аспектов социального здоровья студенческой молодежи (А. В. Байкова, Э. Дюркгейм, И. В. Журавлева, И. С. Ларионова, Г. С. Никифоров, Т. Парсонс, А. В. Решетников, Н. М. Римашевская, И. В. Тухтарова, Э. Фромм, К. Хорни, В. А. Ядов и др) [3, с.172].

Тем не менее, при всем многообразии направлений исследования вопросы формирования социального здоровья студенческой молодежи в условиях вуза до сих пор остаются малоисследованными.

В рамках социологического знания становится возможным рассмотрение социального здоровья студенческой молодежи как интегрального понятия, отражающего уровень адаптации личности в социальной среде, степень ее социальной активности, гармонию взаимоотношений с другими людьми и социальными

Уровень социального здоровья студентов, проявляющийся в определенном способе социального функционирования, зависит от типа организационной структуры вуза. Социологический анализ позволил установить, что структура вуза представляет собой сложное многоуровневое образование, имеющее свою специфику. В ней выделяются три уровня: базовые представления об окружающем мире; провозглашенные ценности, сознательно воспринимаемые и разделяемые сотрудниками и студентами вуза; артефакты (архитектура и материальное окружение, планировка и оформление зданий и др.). К качественным характеристикам вуза относятся ценности, система отношений, поведенческие нормы, действия сотрудников. В соответствии с доминирующими в вузе ценностями могут быть выделены следующие типы организационной культуры: клановый, адхократический, рыночный, иерархический.

На наш взгляд, доминирование в вузе иерархического, адхократического и рыночного типов организационной культуры неблагоприятно сказывается на уровне социального здоровья студенческой молодежи. Высокому уровню социального здоровья способствует преобладание в вузе культуры кланового типа. Он способствует формированию высокого уровня социального здоровья. Иерархический, адхократический, рыночный типы организационной культуры порождают следующие способы социального функционирования: конформность — средний уровень социального здоровья; инертность — социального здоровья; асоциальность — социальное нездоровье; антисоциальность — социальная болезнь. Основным условием успешного формирования социального здоровья студенческой молодежи является сочетание наиболее положительных черт каждого из четырех типов организационной культуры вуза, что является одним из организационно-педагогических условий вуза по формированию социального здоровья студентов.

Помимо этого, основными организационно-педагогическими условиями вуза, способствующими формированию социального здоровья студенческой молодежи, являются: многосубъектность управления процессом формирования социального здоровья студенческой молодежи (управленческий, преподавательский, административный, учебно-вспомогательный, технический персонал и студенты вуза); поэтапность и комплексность воздействия на процесс формирования социального здоровья студенческой молодежи на всех его стадиях социальной адаптации, индивидуализации личности, интеграции в вузовскую среду, социального функционирования; наличие кадрового, финансового, материально-технического, правового, организационного, методического и информационного обеспечения процесса формирования социального здоровья студенческой молодежи.

Согласно данным условиям, основными стадиями процесса формирования социального здоровья студенческой молодежи в вузе являются: социальная адаптация в вузовской среде, индивидуализация личности студента, интеграция в вузовскую среду и социальное функционирование в условиях вуза.

Все это реализуется через вузовские мероприятия, которые должны быть направлены на развитие у студентов чувства единства и принадлежности к вузу; на активизацию творческого потенциала и инициативности; на развитие конкурентоспособности студентов; на развитие коммуникативных и организаторских навыков; на формирование потребности в соблюдении общечеловеческих норм и др. Данная работа будет способствовать формированию главных компонентов социального здоровья студенческой молодежи — ориентации студентов на позитивные ценности, гармонизации их взаимоотношений с окружающими, адаптированности в социальной среде, проявлению социальной активности, адекватному отношению к социальным нормам.

Способствовать формированию социального здоровья студенческой молодежи должны управленческий, преподавательский, административный, учебно-вспомогательный и технический персонал вуза, а также сами студенты. Данные субъекты оказывают целенаправленное воздействие на объект на всех стадиях формирования социального здоровья через основные направления деятельности вуза: учебный процесс, научно-инновационную деятельность, воспитательную работу и деятельность по обеспечению инфраструктуры вуза. Это воздействие осуществляется посредством следующих мер: корректировка либо изменение миссии вуза; корректировка целей вуза; разработка кодекса вуза; восстановление, поддержание и формирование новых традиций вуза; система мероприятий, способствующих освоению организационной культуры вуза. Для того, чтобы цели вуза являлись реальным отражением провозглашенной миссии, а также способствовали формированию социального здоровья студенческой молодежи, при их выработке необходимо учитывать наиболее оптимальное соотношение целей, свойственных для кланового, адхократического, рыночного и иерархического типов культуры. Необходимо также, чтобы цели вуза были известны и понятны всем сотрудникам и студентам; совпадали с их интересами, жизненными планами, разделялись значительным числом сотрудников и студентов; чтобы сотрудники и студенты видели связь между своими действиями и движением к целям вуза, оценивали свой вклад в их достижение; чтобы сотрудники и студенты имели возможность влиять на формирование и изменение этих целей, а также оценивать степень их достижения вузом в различные периоды.

Все это, на наш взгляд, будет способствовать формированию социального здоровья студенческой молодежи.

Литература:

1.                 Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности. Текст.- М.: Наука, 2004.1

2.                 Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики. М., 2001.

3.                 Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. Текст.- М.: Педагогика, 1989.

4.                 http://www.dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii1/a835.php

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle