Библиографическое описание:

Рудь Н. П., Шитова Т. Н. Согласно профессиональному долгу // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 300-303.

В конце прошлого столетия, в 90-е годы, в нашем образовательном учреждении выявилась группа обучающихся, имеющих проблемы в обучении. С появлением в школе психолога, выявилась причина инфантильности детей: их психофизиологическое состояние здоровья. Эта группа детей не могла учиться наравне со всеми, потому что им требовались другие условия обучения и воспитания: новые учебные программы с учётом их пробелов в знаниях, иной темп учебной деятельности, согласно их индивидуальным психологическим особенностям, иной объем интеллектуальной нагрузки, иные методические подходы. Этим детям требовались щадящие условия обучения, необходимо было формировать учебно-познавательную мотивацию, учить и оздоравливать детей одновременно.

Ключевые слова: норма, аномалия, школьная дезадаптация.

Число детей с отклонениями в развитии неуклонно растет, так как дестабилизация общества и семей не исчезла.

Показатели здоровья детей в последние десятилетия не улучшились. Зафиксирован целый ряд предпосылок этого, и наш район не исключение:

-        Нарушение экологического равновесия в окружающей среде;

-        Ослабление репродуктивного здоровья (физические и эмоциональные перегрузки женщин, будущих матерей);

-        Рост алкоголизма и наркомании;

-        Низкая культура семейного воспитания;

-        Незащищённость отдельных групп населения (безработица, беженцы);

-        Недостатки в медицинском обслуживании;

-        Несовершенство системы дошкольного и семейного воспитания.

Не уменьшается число семей с дисгармоничным воспитанием. А ведь наибольшую значимость воспитательная среда имеет в раннем дошкольном детстве. Поступление ребенка в школу является началом его социализации. В школе должны быть созданы самые благоприятные условия для каждого ребенка.

Восемнадцать лет назад, когда вся система социального общественного строя менялась, а школа осталась «на обочине», пусть и временно, но за те годы произошёл отток учительских кадров, пришла в негодность материальная база школы, необходимо было срочно создавать улучшенные условия для большой массы детей, которую никто не хотел замечать. Проще всего было обвинять учителя в профнепригодности: не может учить, плохой учитель. Многие закрывали на это глаза, ставили детям «3», хотя знали, что это не за знания, а за то, что он сидит на уроках, ходит в школу.

Дети группы риска появляются в школе, когда состояние здоровья не позволяет им адаптироваться к школьной жизни естественно и безболезненно в кратчайшие сроки. Психолого-педагогическая наука выделяет шесть групп учащихся разных уровней школьной адаптации.

I — III группы имеют вполне удовлетворительные психофизиологические возможности здоровья для успешной адаптации; они имеют хорошую подготовку к школе, высокое чувство ответственности, успешно усваивают учебный материал. Дети IV-VI групп в разной степени находятся в ситуации педагогического риска школьной и социальной дезадаптации.

Педагогические факторы, приводящие к школьной дезадаптации:

1.      Несоответствие школьного режима и санитарно-гигиенических условий обучения к психологическим особенностям детей группы риска.

2.      Несоответствие темпа учебной работы на уроке учебным возможностям детей группы риска (они в 2–3 раза отстают от своих сверстников по темпу деятельности).

3.      Экстенсивный характер учебных нагрузок.

4.      Преобладание отрицательной оценочной стимуляции.

5.      Конфликтные отношения в семье, возникающие из-за неуспехов детей в школе.

В результате появляются адаптационные нарушения следующих типов:

-        педагогический уровень школьной дезадаптации (проблемы в учении);

-        психологический уровень школьной дезадаптации (чувство тревожности, незащищенности);

-        физиологический уровень школьной дезадаптации (отрицательное влияние школы на здоровье детей).

Низкие адаптационные возможности имеют дети:

1)      с отклонениями в психосоматическом развитии и здоровье;

2)      имеющие недостаточный уровень социальной и психо- педагогической готовности к школе;

3)      при несформированности психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности.

В основе организации учебно-воспитательного процесса в нашей школе положена статья 41 Закона РФ «Об образовании» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012), которая определяет направления охраны здоровья обучающихся. Это оказание первой медицинской помощи, организация качественного полноценного питания, определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул (в нашем ОУ введены дополнительные февральские каникулы), пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни и другие включенные в данную работу задачи.

Согласно приоритетам государственной политики, с учетом стратегических направлений, отражённых в нормативно-правовых документах: Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральной Целевой программе развития образования на 2011–2015 годы, Приказов Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009, № 1897 от 17.12.2010 о введении ФГОС и др. документов в школе разработаны, утверждены педагогическим советом и Советом учреждения План работы школы (на каждый год отдельно), планы воспитательной работы классных руководителей (утверждаются на Методическом Совете школы, методическом объединении классных руководителей, директором школы, на общеклассных родительских собраниях), планы по самообразованию каждого педагога, рабочие программы учителей предметников (утверждаются МО соответствующего предмета. Методическим Советом школы, директором школы), план работы социально-психологической службы (утверждается Методическим Советом, директором школы), программа коррекционной работы для учащихся классов КРО (утверждается Методическим Советом, директором школы) и другие локальные нормативные документы, обеспечивающие систему организационно-правовой базы школы.

Принятию решения о реализации соответствующей модели МОУ СОШ № 1 села Кочубеевского (с классами коррекционно-развивающего обучения) предшествовала работа по анализу состояния психофизиологического здоровья учащихся, их познавательного уровня, качества их успешности. На основании анализа была разработана Программа организации и развития классов и групп КРО внутри школы. На тот момент — 18 лет назад — в школе каждый пятый ребенок имел потребность в особых условиях обучения и воспитания, крайне низкий познавательный уровень развития.

Наша школа — относительно крупное (540 учащихся) обеспеченное современными средствами обучения и квалифицированным педагогическим штатом учителей образовательное учреждение, внутри которого, наряду с обычными классами, функционируют классы КРО со 2 по 9 класс.

Границы школьного микрорайона определены решением сельской администрации села Кочубеевского Ставропольского края.

В школе обучаются ежегодно от 5 по 10 детей — инвалидов. На домашнем обучении находятся 8–14 учащихся, 11 учащихся охвачены очно-заочной формой обучения.

Школа оснащена компьютерным оборудованием, ведется дистанционное обучение группы учащихся с ОВЗ — 4 человека.

В соответствии с установленным федеральными законами распределением полномочий между уровнями государственной власти и управления, организация и обеспечение общего образования, отнесены к полномочиям местного самоуправления. Поэтому решение о введении классов КРО для детей с ОВЗ принималось органом местного самоуправления. Решение оформлялось принятием правового акта — постановления главы администрации, по представлению отдела образования района.

Администрация школы подготовила изменения в Уставе школы, зарегистрировала устав с изменениями в Государственном регистрационном органе.

Нормативно-правовое обеспечение функционирования ОУ предлагает наличие нормативных документов: Договор ОУ с учредителем, Положение об ОУ, Устав ОУ с внесенными структурными и иными изменениями, лицензия на право деятельности, Положение о классе КРО, должностные инструкции работников ОУ, правила внутреннего трудового распорядка, правила поведения для учащихся ОУ.

Зачисление в школу обучающихся осуществляется в общем порядке с письменного согласия родителей и оформляется приказом о зачислении.

В соответствии со статьёй трудового Кодекса РФ трудовые отношения с работниками продолжились и продолжаются с их согласия; в той же должности и тех же условиях трудового договора.

Все нюансы трудовых отношений прописаны в коллективном договоре профсоюза работников школы с администрацией школы.

При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы по решению краевой (территориальной) ПМПК учащиеся специальных образовательных классов VII вида могут быть переведены в обычные классы.

Максимальная наполняемость таких классов — 12 учащихся. Таких у нас в настоящий момент 3–3, 5, 9.

Основные задачи работы с обучающимися в коррекционных классах — нормализация учебной деятельности, активизация познавательной активности, повышение уровня умственного развития, коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития, социально-трудовая адаптация учащихся.

Образовательные программы для обучающихся разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом их возможностей и особенностей психофизического развития. Государственная (итоговая) аттестация проходит в традиционной форме. При желании ученик коррекционного класса может сдать экзамен в форме ГИА. Выпускники, успешно освоившие курс основной школы, получают документ установленного образца о получении основного общего образования.

Ежегодно в школе проводятся психолого-педагогические консилиумы для каждого коррекционного класса, где педагогическим коллективом выясняются успехи, недочеты в работе, ставятся общие цели и задачи работы относительно каждого ученика.

Учащиеся коррекционных классов охвачены двухразовым горячим питанием, посещают группу продленного дня. Для них предусмотрено посещение бассейна один раз в неделю. В школе функционирует Совет профилактики, который помогает вести профилактическую работу с семьями учащихся.

Модель работы с классами КРО представлена ниже.

Таким образом, идеи, заложенные в указе президента РФ от 1.06.2012 г «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» нашим коллективом «прочувствованы» еще 8 лет назад. Их претворение в созданной модели школы будут продолжены, т. к. критерием деятельности учителей нашей школы является стремление следовать профессиональному долгу в интересах детей и для их блага в любых условиях.

В качестве рекомендаций хотелось бы указать на необходимость укомплектования коллектива всеми специалистами по потребности.

Литература:

1.         Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно — педагогические аспекты. — Москва, Гуманитарный издательский центр Владос, 1999г., с.64–70, с.75–87

2.         КулагинаИ. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности.Учебное пособие для студентов и преподавателей — М.: ТЦ «Сфера», 1999г

3.         Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1967г.

4.         Усанова О. Н. Дети с проблемами психического развития М., Издательство: Коррекция, 1995г

5.         Лапшина В. Н., Пузанова Б. П. Основы дефектологии, М., М.: Просвещение, 1991г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle