Библиографическое описание:

Поддуваева Д. В. Анализ интернационализации ОАО «Сбербанк» // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 199-201.

В статье рассмотрен выход российского банка ОАО «Сбербанк» на зарубежные рынки (СНГ, Европа, Азия), а так же проанализированы результаты интернационализации.

Ключевые слова: интернационализация, компания, дочерний банк, «Сбербанк», стратегия.

The article considers the output of a Russian bank «Sberbank» to foreign markets (CIS, Europe, Asia), as well as analyzed the results of the internationalization.

Key words: internationalization, the company, a subsidiary bank, «Sberbank», strategy.

Интернационализация — это последовательный процесс все более глубокого вовлечения в международные операции: выхода фирмы на зарубежные рынки и укрепления ее позиций на этих рынках [3]. Это процесс развития устойчивых экономических взаимосвязей между странами (прежде всего на основе международного разделения труда) и выхода воспроизводства за рамки национального хозяйства [13].

Ярчайшим примером интернационализации российской компании является ОАО «Сбербанк».

Сбербанк является крупнейшим банком не только России, но и Центральной и Восточной Европы. Активное и динамичное развитие зарубежной сети Сбербанка является одним из ключевых векторов его стратегии. География присутствия Сбербанка охватывает 22 страны, а количество его клиентов за пределами России достигло 10 миллионов. Доля международного бизнеса составляет 14 % совокупных активов [4].

Сбербанк сегодня — единственный российский банк, входящий в топ-50 крупнейших банков мира. В рейтинге топ-1000 крупнейших банков мира по капиталу (Top 1000 World Banks), опубликованном журналом The Banker, Сбербанк занял 34 место, поднявшись на 15 позиций по сравнению с предыдущим годом. К тому же в этом рейтинге Сбербанку принадлежит 1 место в мире по рентабельности активов (ROA), 1 место по рентабельности собственного капитала (ROE) и 5 место в мире по соотношению «капитал к активам».

В 2013 году Сбербанк занял 63 место в рейтинге самых дорогих мировых брендов, опубликованном консалтинговой компанией Brand Finance. Стоимость бренда Сбербанка оценена в $14,16 млрд: за год она выросла почти на $3,4 млрд. Тем самым Сбербанк признан самым дорогим брендом России [7].

Первым шагом Сбербанка на международной арене стало приобретение банка в Казахстане в 2006 году. Отделение на территории Казахстана являетсякрупнейшим подразделением Сбербанка на постсоветском пространстве: в 2012 году активы банка увеличились на 38,0 % в основном за счет роста портфеля корпоративных кредитов [9].

В декабре 2007 г. ОАО «Сбербанк России» приобрел банк в Украине. Дочерний банк в Украине показал самые высокие темпы роста кредитов и активов среди дочерних банков ближнего зарубежья: за 2012 год его кредитный портфель, после вычета резервов под обесценение, увеличился на 46,8 %. Чистая прибыль банка в Украине за 2012 год составила 1,6 млрд руб. (на основе неконсолидированных данных по МСФО), а рентабельность активов за данный период составила 1,6 % [12].

Затем последовало приобретение банка в Белорусии. Темпы роста показателей в Республике Беларусь были несколько ниже, чем у других дочерних банков ближнего зарубежья: активы увеличились на 6,0 %, кредиты, после вычета резервов под обесценение, на 20,3 %. В 2012 году в Беларуси наблюдалась стабилизация процентных ставок после девальвации белорусского рубля и роста процентных ставок в 2011 году, в связи с чем банк столкнулся со снижением доходности по кредитам и падением прибыли от торговых валютных операций. Операционные расходы банка выросли из-за увеличения оплаты труда в связи с инфляцией. [8].

Общий вклад дочерних банков ближнего зарубежья в чистую прибыль Группы по данным годового отчета возрос с 2,2 до 2,7 %. Лучшую динамику финансовых показателей продемонстрировал дочерний банк в Казахстане. Его доля в совокупной чистой прибыли трех подразделений из стран СНГ составила 67,6 % [15].

В 2009 году было открыто первое представительство в дальнем зарубежье — в Германии в городе Франкфурт-на-Майне. Выбор города был обусловлен его статусом одного из ведущих финансовых центров Европы. Цель выхода на рынок Германии — представление и защита интересов Банка и его клиентов в странах ЕС, консультирование и дальнейшее развитие деловых контактов с государственными и коммерческими структурами ЕС [5].

В июне 2010 года ОАО «Сбербанк России» получил разрешение Китайской банковской регуляторной комиссии на открытие представительства в г. Пекине (КНР). Цель выхода на рынок Китая — расширение возможностей для обслуживания клиентов Банка, имеющих деловые интересы в КНР, а так же углубление взаимовыгодного сотрудничества с финансовыми институтами КНР, оказание консультационных услуг как клиентам Банка, так и китайским банкам — партнерам [6].

В сентябре 2010 года Банк России зарегистрировал филиал ОАО «Сбербанк России» в Индии.

2012 год отмечен крупным приобретением: зарубежные активы европейской группы Volksbank International, включающей такие страны, как Словакия, Чехия, Венгрия, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина (в том числе в Республике Сербской), Сербия и Украина.

Данная сделка является первым существенным приобретением Банка за пределами стран СНГ и является шагом в трансформации Банка из крупного национального финансового учреждения в ведущий международный банк. Однако на данный момент Европейское отделение не приносит прибыли. Убыток Sberbank Europe с даты приобретения составил 8,0 миллиарда рублей [1]. Основная причина — большой объем созданных резервов под обесценение по кредитам [2]. Финансовые показатели Sberbank Europe за 2012 год обусловлены нестабильной экономической ситуацией в ряде ключевых для банка регионов.

В сентябре 2012 года Сбербанк приобрел 99,85 % акций банка DenizBank. Эта сделка стала крупнейшим приобретением за 172-летнюю историю банка. [45], являясь важнейшим шагом на пути реализации стратегии «Сбербанка», позволяя выйти на быстрорастущий банковский рынок Турции. Покупка Denizbank отвечает стратегической концепции Сбербанка, который намерен через 20–30 лет получать около 50 % доходов за рубежом.

Преимущества выхода на турецкий рынок «Сбербанк» аргументирует следующим образом [10]:

-        Турция — крупная и быстрорастущая экономика с высокой долей молодого населения.

-        Уровень проникновения банковских услуг в Турции сопоставим с восточноевропейским (кредиты/ВВП на уровне 52 %) и ниже, чем в еврозоне, что предполагает высокий потенциал роста банковского сектора

-        Турция — один из крупнейших внешнеторговых партнеров России (в 2011 г. объем экспорта составил $24 млрд, импорта — $6 млрд), рынок инвестиционных контрактов для российских компаний и туризма (3,3 млн российских туристов посетило Турцию в 2011 г.). Соответственно, «Сбербанк» надеется получить синергию в виде доступа к обслуживанию внешнеторговых, инвестиционных и туристических потоков между Россией и Турцией, увеличить диверсификацию доходной базы.

-        Отчетность Denizbank показывает стабильное финансовое положение, высокое качество кредитного портфеля (NPL 2,9 %, провизии перекрывают неработающие кредиты на 17 %), низкую зависимость от рыночного фондирования (Loans/Deposits ниже 110 %, депозиты составляют 70 % пассивов, из них около половины — депозиты частных лиц), хорошую рентабельность капитала (ROE 15 % в 1Q12). Кредитный портфель банка диверсифицирован (крупные корпоративные клиенты 23 %, средние корпоративные клиенты 30 %, розница 27 %, МСБ — 14 %, с/х — 6 %).

-        Прибыль DenizBank с даты приобретения составила 3,9 миллиарда рублей.

В таблице ниже приведена сегментная информация по распределению доходов и расходов на 31 декабря 2012 года между отделениями ОАО «Сбербанк» в России и за рубежом.

Таблица 1

Консолидированная финансовая отчетность 2012 [15]

Показатель (в млрд)

Россия

Другие страны

Всего

% иностр.

Процентные доходы

1057,3

84,7

1 142,0

7,4

Процентные расходы

394,7

(34,0)

(428,7)

7,9

Комиссионные доходы

177,1

13,0

190,1

6,8

Комиссионные расходы

(15,1)

(4,0)

(19,1)

20,9

Доходы за вычетом расходов по операциям с ценными бумагами

5,2

2,1

7,3

28,8

Доходы за вычетом расходов по операциям с иностранной валютой, валютными производными инструментами и от переоценки иностранной валюты

18,3

5,6

23,9

23,4

Доходы за вычетом расходов по операциям с прочими производными финансовыми инструментами

-

3,0

3,0

100

Доходы за вычетом расходов по операциям с драгоценными металлами

2,2

(0,3)

1,9

-

Выручка, полученная от неосновных видов деятельности

51,1

0,1

51,2

0,2

Прочие операционные доходы за вычетом расходов

15,7

(1,6)

14,1

-

Операционные доходы

847,7

47,4

895,4

5,3

Операционные расходы

(421,4)

(40,1)

(461,5)

8,7

Прибыль до налогообложения

426,6

7,3

433,9

1,7

Таким образом, из таблицы можно сделать вывод о том, что в настоящий момент зарубежные филиалы не приносят ожидаемых прибылей. И расходы превышают получаемые доходы. Прибыль до налогообложения филиалов составляет лишь 1,7 % от общей прибыли.

Крупнейший банк РФ, потратив в 2012 году на покупки за рубежом более $4 миллиардов, теперь развивает сеть в Европе и не планирует в ближайшее время новые сделки. [11]. По словам главы Сбербанка Германа Грефа, после покупки в Турции новых приобретений не планируется. «В ближайшие пару лет минимум надо навести порядок в тех активах, которые мы приобретаем».

По словам Сергея Горького, заместителя председателя правления, OАО «Сбербанк» в 2014 году сосредоточится на развитии бизнеса в Чехии и Словакии, а также планирует увеличить присутствие в Австрии и Германии.

Согласно стратегии Группы до 2018 года, Сбербанк планирует сосредоточиться на интеграционных проектах в приобретенных активах и расширять свой бизнес посредством органического развития [4]

Литература:

1.      Sberbank Europe AG [Электронный ресурс]. URL: http://www.sberbank.ru/saintpetersburg/ru/about/affiliated_banks_abroad/db/ce/se_ag/

2.      Sberbank Europe (SBE) [Электронный ресурс]. URL: http://report-sberbank.ru/ar/management-report/financial-results-of-key-subsidiaries/sberbank-europe-sbe/

3.      Интернационализация и транснационализация [Электронный ресурс]. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=119631

4.      Международный бизнес [Электронный ресурс]. URL: http://www.sberbank.ru/moscow/ru/about/affiliated_banks_abroad/

5.      Представительство ОАО Сбербанк России» в Германии [Электронный ресурс]. URL: http://www.sberbank.ru/saintpetersburg/ru/about/affiliated_banks_abroad/rep/de/

6.      Представительство ОАО «Сбербанк России» в Китае [Электронный ресурс]. URL: http://www.sberbank.ru/saintpetersburg/ru/about/affiliated_banks_abroad/rep/cn/

7.      Сбербанк — единственный российский банк, входящий в топ-50 крупнейших банков мира [Электронный ресурс]. URL: http://www.sberbank.ru/tyumen/ru/press_center/all/?id114=11028547

8.      Сбербанк Беларусь (СББ) [Электронный ресурс]. URL: http://report-sberbank.ru/ar/management-report/financial-results-of-key-subsidiaries/sberbank-belarus/

9.      Сбербанк Казахстан (СБК) [Электронный ресурс]. URL: http://report-sberbank.ru/ar/management-report/financial-results-of-key-subsidiaries/sberbank-kazakhstan/

10.  Сбербанк купил путевку в Турцию [Электронный ресурс]. URL: http://www.akm.ru/rus/ma/sm/05_2012.htm

11.  Сбербанк планирует развивать бизнес в Чехии, Германии и Австрии [Электронный ресурс]. URL: http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/sberbank-planiruet-razvivat-biznes-v-chekhii--germanii-i-avstrii-840262

12.  Сбербанк Украина (СБУ) [Электронный ресурс]. URL: http://report-sberbank.ru/ar/management-report/financial-results-of-key-subsidiaries/sberbank-ukraine/

13.  Т. А. Фролова Формы экономической интеграции [Электронный ресурс]. URL: http://www.aup.ru/books/m215/6_1.htm

14.  Турция [Электронный ресурс]. URL: http://www.sberbank.ru/kaliningrad/ru/about/affiliated_banks_abroad/db/tr/

15.  Финансовый отчет [Электронный ресурс]. URL: http://report-sberbank.ru/upload/Financial_Report_rus_2012.pdf

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle