Библиографическое описание:

Букреева И. А. Использование метапредметного подхода в преподавании курса «Технология» // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 260-262.

Жизнь предъявляет новые требования к профессиональной успешности личности. Сформированность образного восприятия целостной картины мира в сознании учащихся позволит им применять способы деятельности, ставшие компетентностными результатами образовательной деятельности при решении задач и проблем в учебных и жизненных ситуациях.

В новой системе знания, умения и навыки рассматриваются не как цель обучения, а как средство развития индивидуальности обучаемого. К этой цели позволяет приблизиться проектно-созидательный подход, при котором на первое место выдвигаются процессы проектирования и исследования объектов целостного мира, поиск взаимосвязей между ними [3]. Технология формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности как принцип интеграции содержания образования базируется на метапредметном подходе. Метапредметный подход, лежащий в основе новой дидактики, предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования. Перспективность метапредметного подхода в образовании обусловила большой интерес современной педагогической науки как к исследованиям метапредметного подхода в целом [1], [6], так и к его применению в конкретных образовательных курсах и областях знаний.

Метапредметный результат обучения является универсальным, применимым в разных областях знания и жизнедеятельности, то есть учащийся овладевает обобщенными системами понятий, знаний, осваивает универсальные способы действий для осмысленного использования.

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Создание учебной ситуации предполагает:

-        наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить) [7];

-        выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;

-        выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания [5];

-        формирование у школьников умения контролировать свои действия (как после их завершения, так и по ходу);

-        включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т. п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. Высшая степень проблемности присуща такой учебной задаче, в которой ученик:

1)      сам формулирует проблему;

2)      сам находит ее решение;

3)      решает;

4)      сам контролирует правильность этого решения [4].

Использование метапредметного подхода не исключает применения элементов деятельностного подхода. Так, деятельностный подход предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной целенаправленной, осознанной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению [2]. Ученики идут от собственного опыта к познанию нового и назад к своему опыту, но уже обогащённому новой информацией (синтез-анализ-синтез).Врезультате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (способов умственных действий — СУД), что создает условия личностного развития учащегося.

Сценарий урока составляется таким образом, что бы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая подтолкнёт ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов.

Предметная область «Технология» интегрирует знания практически по всем учебным предметам и обеспечивает их перенос в другие предметные области и применение их в практической деятельности, обучает решению жизненно важных «надпредметных» проблем, реализуя, таким образом, свои функции в достижении метапредметных результатов общего образования. Технология, реализуя предметные результаты, уже обучает решению жизненно важных «надпредметных» проблем, к которым можно отнести любую бытовую проблему.

В рамках предмета «Технология», как наиболее практико-ориентированного, существует возможность через системно-деятельностный подход формировать метапредметные понятия:

«Проблема» — через реализацию проектной деятельности;

«Знак» — при записи условно-графическими обозначениями технологических операций и выполнении графических работ;

«Здоровье» — при изучении разделов курса «Физиология питания», «Техника безопасности при выполнении работ по обработке материалов»;

«Форма» — при изучении всех разделов курса.

К развитию базовых способностей и свойств личности учащихся относится такой компонент интеллекта, как пространственное мышление. Оно обеспечивает ориентировку в пространстве, выделение в объектах и явлениях действительности пространственных свойств и отношений (формы, величины, направления, протяжённости и т. п.), создание на этой основе пространственных образов и оперирование ими в процессе решения задач [8]. Рассмотрим подробнее возможности метапредметного подхода в освоении пространственного представлений в курсе «Технология».

Иллюстрацией нашего подхода при формировании понятия «Форма» является изучение темы «Первичная обработка овощей» в V-ом классе. На уроке перед школьниками ставится проблемная задача: «Почему рекомендуется при очистке картофеля как можно тоньше срезать кожицу?» В процессе решения учащиеся получают дополнительную информацию: «При чистке картофеля тщательно удаляются позеленевшие части и прорастающие «глазки» где содержание ядовитого вещества соланина велико», перед ними ставится проблема «удалить «глазки» у картофеля». Решение данной проблемы обязательно осуществляется и на практическом, и на теоретическом уровнях. Происходит передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями.

Решение у школьников возникает быстро — срезать или вырезать. Все практические действия выполняются при контроле правил техники безопасности. На следующем этапе урока необходимо оценить: «Каковы достоинства и недостатки предложенных вариантов решения?» После анализа предложенных вариантов и полученной ранее информации о распределении витаминов и минеральных веществ ближе к поверхности овощей, а так же экономической целесообразности учащиеся приходят к выводу — вырезать. «Как вырезать? Какую геометрическую форму будет иметь удаляемая часть?».

В качестве инструментария для решения проблемы учащиеся знакомятся с образованием тел вращения цилиндра, конуса, шара с помощью макетов, демонстрирующих вращение прямоугольника, треугольника и сектора круга вокруг оси вращения. Учащимся предлагается оценить возможность удаления «глазков» при использовании каждого из полученных геометрических тел по параметрам: экономичность, объём, форма лезвия рабочего инструмента, возможность удаления вырезанной части. В ходе анализа всех условий школьники приходят к самостоятельному выводу о том, что коническая форма удаляемой части с «глазком» наиболее удобна и экономична.

Во время решения этой задачи ребёнку необходимо осуществить мысленную операцию по изменению пространственного положения предмета — модель конуса предъявляется ученикам только в положении «вершина вверху», а при выполнении действия — выполнения углубления (удаления «глазка») конус расположен «вершиной вниз», что формируют подвижность пространственных представлений.

Ключевым вопросом для формирования ориентации в пространстве и анализа формы тел учащимися является: «Как должен быть расположен нож относительно поверхности картофеля?» На этом этапе организуется освоение и развитие понятий — параллельности и перпендикулярности объектов, которые по опыту вызывают определённую трудность в восприятии пространства. В процессе деятельности, манипуляций с предметами (картофель, нож), анализа формы, заключения о необходимости вырезания на поверхности клубня картофеля конуса, учащиеся приходят к выводу — нож должен быть установлен под острым углом к поверхности. Графическое изображение технологической операции формирует переход от наглядных изображений к условно-схематическим.

Когда освоена форма, для части учащихся возникает сложность практического выполнения операции, что непосредственно взаимосвязано с освоением схемы собственного тела, координацией собственных движений и ориентацией в пространстве (вправо-влево, вверх-вниз). Задача особенно усложняется в связи с необходимостью сочетать движения обоих рук, что является условием выполнения формы тела вращения. Для тренировки разнонаправленных движений рук можно предложить учащимся целую серию упражнений. Такие задания вызывают интерес учащихся, повышают мотивацию и вносят игровой элемент в процесс учения.

На заключительном этапе учащиеся выполняют плоскостное изображение геометрического тела, полученного в процессе практической работы.

В конце урока учащимся предлагается применить данное понятие на другом предметном материале, это позволяет проверить, насколько данное средство действительно освоено, а школьнику убедиться в том, что оно носит универсальный характер и может быть использовано на других учебных предметах и в разных жизненных ситуациях.

В итоге можно выделить признаки, позволяющие назвать урок метапредметным:

-       передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями;

-       развитие базовых способностей мышления, воображения, работа с взаимосвязями;

-       формирование Универсальных Учебных Действий, умений структурировать знания;

-       рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Удовлетворяя выделенным критериям метапредметности, реализуемый нами подход к преподаванию курса «Технология» позволяет учащимся, овладевать универсальными учебными действиями — основой для дальнейшего освоения знаний и умений, формирующей фундаментальное ядро образования.

Литература:

1.      Колесина К. Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук: Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. — 35 с.

2.      Леонтьев А. А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа: плюс-минус. — 2001. № 1. — С. 3–6.

3.      Научно-методическое обеспечение педагогической практики студентов / Под ред. О. С. Гребенюка / Калининград: Калинингр. ун-т., 1998. — 73 с.

4.      Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. — Ростов н/Д: Феникс, 2003–544 с.

5.      Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 288 с.

6.      Федорова С. Ш. Технология присвоения метазнаний http://festival.1september.ru/articles/100689/

7.      Цукерман Г. А., Шияновская С. И. Урок в системе развивающего обучения (планирование и импровизации) // Психологическая наука и образование. — 1998. № 1.

8.      Якиманская И. С. Развивающее обучение. — М.: 1989.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle