Библиографическое описание:

Горина М. А. Поэтапное включение учащихся в различные виды творческой деятельности на уроках музыки // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 262-264.

Развитие творческой деятельности на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания, так как человек, почувствовавший радость творчества, начинает жить более полной и интересной жизнью, понимает и ценит то, что создано и делается в этой сфере.

Развитие творческой деятельности — сложный, многоаспектный процесс, требующий поэтапного включения ребенка в акт творчества.

Принимая во внимание мнение Д. Б. Кабалевского о важности направленности различных видов музыкальных занятий на творческое развитие личности, отметим, что Кабалевский Д. Б., осмысливает включение учащихся в творчество как поэтапный процесс: «Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее» [21, с.67].

В песенном творчестве, отмечает Кабалевский Д.Б, целесообразно использовать:

-        импровизацию простейших мотивов: придумать свою мелодию на заданный текст, воспроизвести несложный мотив без слов, учитывая жанровый характер (марш, вальс), передать грустное или веселое настроение.

-        использовать серию творческих заданий: импровизация имен (спеть свое имя), мелодий без слов, музыкальных вопросов и ответов, сочинение попевок контрастного характера на предложенный текст в определенном жанре [22].

На первом этапе развития творческой деятельности используются попытки подражать звукам, которые дети не раз слышали. На втором — предлагаются музыкальные вопросы и ответы — диалог в игровой форме. На третьем этапе дети подводятся учителем к импровизации на заданный текст. На четвертом можно предложить спеть свои сочинения в определенном жанре: марш, песенка или колыбельная песня.

Опираясь на мнение Ветлугиной Н.А о необходимости выделения этапов при выполнении учащимися творческих заданий, [11], выделим этапы включения учащихся в творческую деятельность.

1. На первом этапе выдвигается задача, при решении которой, дети активно подражают способам действий, применяемым в музыкальном образце, хотя и не воспроизводят его в точности.

На этом этапе целесообразно использовать задания следующего характера:

-        закончить, сочинить конец мелодии, исполненной взрослым,

-        инсценировать движениями данный текст и мелодию песни;

-        уметь выбрать из заданных элементов танца, художественной гимнастики те, которые подходят к характеру данной пьесы и т. д.

Покажем реализацию первого этапа развития творческой деятельности младших школьников на примере игры «Повтори звуки».

Игровой материал: Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный — «дан», зеленый — «Дон», желтый — «Динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждый по одному); металлофон.

Ход игры: Педагог показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): динь-динь-динь. Учитель просит детей спеть, как звучит бубенчик: низкий, средний, высокий. Затем всем ребятам раздают по одной большой карточке.

Педагог показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы). Учитель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов ребят, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

2. Задача второго этапа — сформировать у детей способы действий, которые стимулируются уже лишь косвенным образцом, программностью музыки, схожестью сказки, песней определенного жанра и которые направлены на создание простейших примеров творчества, на влияние изменений, вариаций в знакомый материал.

Творческие задания этого этапа:

-        сочинить песню на заданный текст, пользуясь косвенным образцом;

-        придумать действия, движения определенных персонажей на основе рассказанной сказки,

-        придумать песенку, передавая характерные движения сказочных персонажей.

В качестве примера приведем игру «Наше путешествие».

Игровой материал: Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

Ход игры: «Ребята давайте придумаем небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. Например, Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).

Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать. И она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).

Ребята или продолжают рассказ или придумывают свой рассказ.

3. На третьем этапе ставится задача, требующая от детей самостоятельных действий, без применения образцов.

Примерный характер творческих заданий на этом этапе:

-        уметь сочинить песню, выбрав текст по своему усмотрению из нескольких заданных;

-        сочинить мелодии без всяких образцов, выбрать тематику игры, план действий;

-        распределить роли; составить композицию простейшей песни.

Приведем пример творческого задания игра «Музыкальная шкатулка».

Игровой материал: Красочно оформленная шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указывается название песни и композитор).

Ход игры: В шкатулке помещается 5–6 карточек. Ребята по очереди вынимают карточки и передают их ведущему. Называя музыкальное произведение и композитора. Песни исполняются без музыкального провождения группой ребят или индивидуально.

Таким образом, творческие задания от этапа к этапу усложняются.

В работах Л. С. Выготского [12] по исследованию детского воображения как основы для творчества, подчеркивается, что предпочтительным для обучения средством должно являться речевое средство. Кроме того, это средство должно быть мотивационно адекватным — опираться на уже освоенную в ходе предыдущего периода психического развития деятельность, а также задавать более широкий по отношению к музыке культурный аспект. В указанном смысле таким внешним средством освоение музыкального произведения может являться сочинение волшебной сказки.

Сочинение сказки адекватно сюжетно-ролевой игре, которая, являясь значимой в младшем школьном возрасте, учащимся уже освоена. Сочинение волшебной сказки является одной из форм литературного, словесного, творчества, которое, по словам Л. С. Выготского, является «самым характерным для школьного возраста» [12; С.37]. Оно компенсирует у школьника «обесцвечивания и затруднение устной речи» при переходе к письменной, снимает противоречие между сохраняющимся глобализмом синкретической картины мира и процессом становления реалистического мышления, овладения средствами и эталонами познавательной деятельности.

Здесь целесообразно использовать специально подобранные сценические игры-упражнения. Такие тренировочные игры-упражнения использовались для выработки средств и приемов, согласующихся с характером и манерой поведения персонажа, в соответствии с этим ученики определяли силу, высоту и тембр его голоса, находили оптимальный вариант выбора декораций, костюмов и атрибутов. Например, для формирования выразительности движений детям предлагалось показать с помощью жестов, как плечи «говорят»: «Я горжусь»; как спина «говорит»: «Я очень старый»; как ребенок говорит: «Я люблю это варенье».

Для развития навыков имитационных движений, эмоциональной передачи характеров использовались игры-загадки. Например показать: 1) зверушек, заблудившихся в лесу; 2) испуг, возникший в результате появления бежавшей на встречу большой собаки; 3) удовольствие, полученное от купания в реке в жаркую погоду. Помимо передачи различных эмоциональных состояний дети должны были подобрать необходимые атрибуты для более яркого воплощения образа, описать обстановку, в которой происходит действие. В заключение данной формы работы детям предлагалось продемонстрировать свое актерское мастерство. Ребята должны были с помощью определенных движений, жестов и мимики сочинить сказку-пантомиму, прослушав в аудиозаписи сказку «Семеро козлят на новый лад» (муз. А. Рыбникова).

Наиболее любимым видом творческих заданий младших школьников является певческая импровизация. В импровизациях ребенок раскрепощается, выступая с собственной мелодией, ребенок не боится спеть ее неверно и продемонстрировать тем самым свое неумение. Чтобы пробуждать творческую активность ребят, педагогу нужно проявлять попытки детей в этом направлении, отмечать лучшие импровизации. Занятия вокальной импровизацией не только творчески активизируют ребенка, но и сказывается на развитии вокально-слуховых способностей.

Одна из форм импровизации в начальной школе — сочинение мелодий на тексты. В ее основе должны лежать содержание текста и его эмоциональный настрой и целесообразнее выбирать из тех стихотворений, которые дети изучают на предметах чтения и языка.

Успех импровизации во многом зависит от учителя, его исполнительских возможностей, педагогического мастерства, умения создать единую эмоциональную настроенность урока, связать импровизацию с его темой, со всем материалом, который составляет содержание урока.

Импровизация как вид творческой деятельности может быть органической частью урока только при таком обучении, которое и во всех других звеньях направлено на раскрытие творческого потенциала ребенка.

Таким образом, необходимым условием включения ребенка в творческую деятельность является ее поэтапная реализация, на первом этапе которой производится накопление впечатлений от восприятия искусства и звуковой стороны жизни, которые становятся образцом для творчества, его источником. На более позднем этапе ребенок накапливает определенный опыта исполнительства.

Развитие детского творчества начинается с заданий, требующих первоначальной ориентировки, затем следует переход к заданиям, способствующим усвоению приемов творческих действий, поискам решения, и далее — к более трудным заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия, на использование сочиняемых мелодий в жизни.

Для того чтобы процесс развития творческой деятельности младших школьников на уроках музыки протекал эффективно, учитель должен уметь: создавать в классе непринужденную атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя легко и непосредственно; подхватить непосредственность детской реакции и ненавязчиво помочь развить ее в конкретном выражении; увлечь детей своим творческим отношением к работе; уметь объективно оценивать вместе с ребятами их творческую реализацию художественного замысла; поддержать в детях желание творческого самовыражения.

Литература:

1.      Глотова, Г. А. Творчески одарённая личность, проблемы и метод исследования [Текст] / Г. А. Глотова. — Екатеринбург. УрГУ, 1992. — 128с.

2.      Ермаш, Г. Л. Искусство как творчество [Текст] / Г. Л. Ермаш. — М.: Искусство, 1972.- 100с.

3.      Лукина, Е. Б. Творчество на уроках музыки [Текст] / Е. Б. Лукина // Искусство в школе. — М.,2001.-№ 3.-С.35–37.

4.      Матейко, А. Н. Условия творческого труда [Текст] / А. Н. Матейко. — М.: Мир, 1990. -156с.

5.      Нехлопочина, А. А. Систематизация эстетического вкуса школьников в процессе взаимодействия искусств [Текст] / А. А. Нехлопочина // Искусство в школе. — М.,2008-№ 3.-С.65.

6.      Обухова, Л. Ф., Возрастная психология [Текст]/. Л. Ф. Обухова, Учебник.- М., Российское педагогическое агентство. 1996. -427с.

7.      Петрушин, В. И. Музыкальная психология [Текст] / В. И. Петрушин. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. — 1997. — 150–213с.

8.      Школяр, Л. В. Изучение музыкальной культуры младших школьников // Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. — М., 1998. — С. 292.

9.      Шевчук, Л. А. Внеклассные занятия для развития мышления детей [Текст] / Л. А. Шевчук // Искусство в школе. — М.2008.-№ 5.-С.15.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle