Библиографическое описание:

Тадтаев Д. М., Жевора Ю. И. Исследование направлений формирования стратегии инновационно-инвестиционной политики Республики Южная Осетия // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 187-190.

Рассмотрены основные аспекты инновационно-инвестиционной политики Республики Южная Осетия, влияние государственной политики на инновационно-инвестиционное развитие национальной экономики. Определены факторы инновационно-инвестиционного развития.

Ключевые слова: национальная экономика, Республика Южная Осетия, инновационно-инвестиционная политика.

Анализ путей и средств становления экономики Южной Осетии на современном этапе развития показал, что невосполнимый урон инфраструктуре нанесли вооруженные операции, которые трижды (1991–1992гг., 2004г., 2008г.) перерастали в масштабные кровопролитные столкновения, сопровождавшихся многочисленными жертвами и разрушениями социально-экономической инфраструктуры. Промышленный, сельскохозяйственный и инфраструктурный потенциал, унаследованный с советских времен, нуждается не просто в восстановлении, а в коренной модернизации с учетом реалий XXI века.

Качество жизни населения Южной Осетии не отвечает современным стандартам с точки зрения социального обеспечения и безопасности. В фазе становления находятся политические и экономические институты. Ситуация усугубляется, в целом, неблагополучным имиджем Республики в глазах потенциальных международных партнеров, инвесторов и туристов.

Главной целью послевоенных действий 08.08.08 для Республики Южная Осетия стала высокая интеграция с Российской Федерацией в области социально-экономического, торгового и культурного развития с перспективой занять свое достойное место на мировой арене.

По мнению М. П. Денисенко, развитие экономики следует рассматривать как процесс количественных и инновационных преобразований в производстве и потреблении в масштабе межгосударственных объединений отраслей экономики [1, с.105]. При этом наиболее значимым, в этой связи, является инновационный аспект развития экономики, что и определяет актуальность представленной работы.

Выбор эффективной стратегии развития Южной Осетии обусловлен как сильными, так и слабыми сторонами, присущими каждому объекту исследования. В результате проведенного SWOT-анализа были выявлены как благоприятные, так и неблагоприятные внешние факторы, которые могут повлиять на выбор модели развития.

Таблица 1

Сводная матрица SWOT-анализа

Сильные стороны

Возможности

1. Значительные рекреационные, агроклиматические и минеральные ресурсы;

2. Благоприятные природно-климатические условия;

3. Богатое историко-культурное и наследие;

4. Географическое положение благоприятствует развитию межрегиональных торговых связей;

5. Наличие сравнительно недорогой рабочей силы;

6. Развитые традиции земледелия и животноводства;

7. Совместимость различных секторов экономики. Наличие предпосылок для создания кластеров.

8. Возможность высоких темпов роста экономики в силу значительного потенциала ключевых отраслей;

9. Незначительное в течение длительного срока воздействие на окружающую среду со стороны промышленности и транспорта является важным фактором для развития отраслей с высокими экологическими требованиями.

1. Создание конкурентоспособного сельскохозяйственного кластера ориентированного на производство экологически чистой продукции и поставке ее в Российскую Федерацию, Европейский Союз, страны Кавказского региона;

2. Увеличение спроса на экологический туризм создает благоприятные предпосылки для развития отрасли на территории Южной Осетии;

3. Значительное увеличение производства питьевой и минеральной воды, спрос на которую имеет тенденцию к долгосрочному росту;

4. Создание «с чистого листа» территории с максимально комфортными условиями работы для внешних инвесторов;

5. Использование благоприятного географического положения для расширения межрегионального делового и торгового взаимодействия.

Слабые стороны

Угрозы

1. Низкий уровень жизни населения;

2. Критическая степень износа существующего жилого фонда;

3. Недостаток объектов социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, культура и спорт);

4. Изношенность всех обеспечивающих инфраструктур;

5. Недостаток квалифицированных специалистов во всех секторах экономики и социальной сферы;

6. Отток из республики квалифицированного и социально активного населения;

7. Недостаточный уровень мотивации населения к развитию и созидательной деятельности;

8. Морально и физически устаревшее оборудование в промышленности и сельском хозяйстве;

9. Неконкурентоспобность производимой продукции практически во всех ключевых сегментах экономики республики;

10. Неразвитость нормативной базы;

11. Малоэффективная система управления развитием республики;

12. Низкий уровень инвестиционной привлекательности;

13. Неразвитость финансовых и рыночных инфраструктур;

14. Отсутствие системы переподготовки и воспроизводства квалифицированных специалистов.

1. Дальнейшее снижение конкурентоспособности продукции, производимой на территории республики;

2. Ухудшение демографической ситуации, увеличение оттока из республики квалифицированных кадров;

3. Преобладающая ориентация на российскую экономическую помощь, отсутствие предпосылок для формирования самодостаточной экономики;

4. Низкий уровень инвестиционной привлекательности региона;

5. Усиление ориентации населения приграничных территорий республики на другие страны закавказского региона.

Опираясь на выявленные угрозы и возможности SWOT-анализа больше предпочтение необходимо отдать инновационной модели развития национальной экономики, при инвестиционных капитальных вложениях как национальных, так и иностранных инвесторов.

Внедрение такой модели в первую очередь будет способствовать обеспечению роста вовлечения отечественных предпринимателей в хозяйственно-производственные отношения, укрепит их позиции на рынке и обеспечит высокую конкурентоспособность выпускаемой продукции за рубежом, а в глобальных интеграционных мирохозяйственных процессах Республика Южная Осетия будет их равноправным субъектом, а не объектом направления.

Опыт как аграрно, так и промышленно развитых стран показывает, что активизация инновационно-инвестиционной деятельности предприятий и повышение через это конкурентоспособность выпускаемой продукции является одной из основных задач любого государства.

Именно поэтому, по нашему мнению, основными приоритетными направлениями работы Правительства Республики Южная Осетия должны стать:

а)     разработка инновационно-инвестиционной политики на долгосрочную перспективу;

б)                   выправление демографической ситуации в Республике;

в)                   совершенствование законодательной базы в инвестиционной сфере и повышение уровня инвестиционного климата Южной Осетии;

г)     совершенствование права собственности и предоставление государственной поддержки предпринимательской деятельности;

д)     обновление основных фондов и повышение реальных доходов населения;

е)     позиционирование Южной Осетии на международной арене и улучшение имиджа;

ж)   обеспечение социальных гарантий государства.

Вышеперечисленные мероприятия позволят обеспечить сбалансированные темпы экономического роста относительно развитых стран мира и создадут экономическую почву для ввода новых социальных стандартов обществу.

Важным моментом в обеспечении положительных структурных сдвигов в национальной экономике играет внедрение достижений науки и техники, инновационных продуктов. Именно эти факторы способствуют переориентации ресурсов из малоперспективных секторов экономики в сферы с высоким инновационным потенциалом, дают мощный импульс развитию высокотехнологичных наукоемких отраслей и модернизации традиционных отраслей на новой технологической базе [2, с. 35].

При использовании только рыночных механизмов координации хозяйственных процессов невозможно эффективно решить эти задания, поэтому в развитых странах стимулируют воплощение перспективных научных проектов и разработок, регулируют отношения между участниками этого процесса.

В качестве измерения инновационно-инвестиционной модели развития выступает широкомасштабный генезис и распространение инновационно-инвестиционных процессов в национальной экономике во всех ее измерениях. В результате чего должны происходить прогрессивные структурные и технологические изменения в национальной экономике, ее качественное и расширенное воспроизводство и в общем результате выход страны на траекторию устойчивого развития [3, с. 25].

Инновационно-инвестиционные процессы имеют системный характер и требуют государственной поддержки (регулирования) для их направления по установленным законодательством приоритетным направлениям.

Стратегической целью инновационно-инвестиционной политики Республики Южная Осетия должно стать обеспечение позитивной экономической динамики за счет использования комплекса «инвестиции-инновации», формирования внутренних инновационно-инвестиционных механизмов саморазвития национальной экономики. Исходя из указанной цели, раскроем содержание заданий политики, которые требуют первоочередного и перспективного решения.

К первоочередным задачам следует отнести:

-        создание благоприятного инвестиционного климата и простых правил «игры»;

-        создание условий для наращивания внутренних инвестиционных ресурсов;

-        стимулирование прилива иностранных инвестиций;

-        стимулирование развития науки и техники.

Выполнение этих задач создаст условия для решения и перспективных заданий:

-        создание новых рабочих мест и повышение технологического уровня существующих;

-        усовершенствование отраслевой структуры хозяйства в направлении развития инновационных производств;

-        изменение структуры занятости населения;

-        обеспечение стабильного темпа экономического роста;

-        переход к инновационно-инвестиционной модели развития.

Выделим несколько наиболее важных факторов, сдерживающих инновационно-инвестиционную деятельность в Республике Южная Осетия:

-        недостаточное количество собственных средств;

-        большие затраты на нововведения;

-        высокий уровень экономического риска;

-        несовершенство законодательной базы;

-        длительный срок окупаемости инноваций;

-        отсутствие средств у заказчиков;

-        отсутствие квалифицированного персонала;

-        сложности в налаживании кооперации с другими предприятиями и научными организациями;

-        недостаточная информация о рынках сбыта;

-        отсутствие спроса на инновационную продукцию;

-        невосприимчивость предприятий к нововведениям.

Одновременно, стоит отметить, что государственное управление инновационной деятельностью в Республике Южная Осетия традиционно тяготеет к отраслевым принципам, в то время как необходимо системно и последовательно внедрять функциональные принципы. Переход на функциональные принципы в государственном управлении инновационным развитием требует четкого понимания того, за какое время, каким образом и какие ресурсы, вовлеченные в процесс преобразования, дадут ожидаемый конечный результат.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что необходимо разработать действенную государственную инновационно-инвестиционную политику по трансформации экономики, которая будет направлена на диверсификацию ее структуры, отдавая предпочтение развитию наукоемких отраслей, а также отраслей, развитие которых должно способствовать ориентации югоосетинской экономики на значительное увеличение в ее структуре доли потребительского комплекса.

К приоритетным сферам инновационно-инвестиционной деятельности, которые заслуживают государственной поддержки, относятся:

-        высокие технологии, организация которых должна быть направлена на производство высокотехнологичных, конкурентоспособных на мировых рынках и импортозамещающих товаров;

-        обеспечение производства экологически чистой продовольственной продукции за счет поддержки сети фермерских и личных подсобных хозяйств;

-        модернизация финансовой и банковской инфраструктур;

-        современные средства коммуникации, производство средств связи, создание и модернизация транспортных и информационных сетей.

Перечисленные приоритеты должны составить основу системы государственных отраслевых инновационно-инвестиционных программ и получить первоочередную поддержку в виде прямых инвестиций, льготных кредитов, налоговых льгот и т. д.

Государственная инновационная политика, управление и регулирование инновационно-инвестиционного развития не могут быть реализованы только за счет поддержки или стимулирования любой из отдельных ее звеньев. Так же как невозможно достичь весомых результатов в реализации такой политики усилиями одного из звеньев государственного управления, без мобилизации усилий всей системы органов законодательной и исполнительной власти страны. Достижению этой цели должны служить и все действия государственной власти, в том числе и осуществление политических реформ.

Инновационно-инвестиционная политика государства должна быть направлена на постепенное формирование дееспособного инновационно-инвестиционного комплекса, расширение его пределов на все отрасли экономики Республики Южная Осетия.

Следовательно, в современных условиях соответствие национальной экономики критериям мировой хозяйственной системы значит в первую очередь инновационность на основе достаточного инвестиционного обеспечения, а не только высокий уровень доходов и жизни населения, стабильные темпы экономического роста.

Мировые тенденции развития экономики свидетельствуют, что при современных условиях невозможно обеспечить преуспевание страны и существенное повышение благосостояния ее народа без внедрения инновационно-инвестиционной модели развития национальной экономики.

Ориентиры инновационно-инвестиционного развития Республики Южная Осетия свидетельствуют о вполне реальной возможности достичь конкретных и весомых результатов в утверждении инновационной модели развития. В то же время изменения, которые происходят без активного вмешательства государства, только демонстрируют тенденции прямо противоположные тем, которые необходимы для построения новой экономики, базирующейся на научном развитии. Поэтому, обеспечение прогрессивных структурных изменений требует со стороны государства последовательности в проведении соответствующей государственной инновационно-инвестиционной политики.

Литература:

1.        Денисенко М. П., Гречан А. П. Теоретичнi засади iнновацiйного розвитку економiки Украïни // Iнвестицiйно-iнновацiйна стратегiя розвитку нацiональноï економiки. Киïв, 2004. — С. 105–119.

2.        Бодров В. Г. Государственное регулирование экономики и экономическая политика: учеб. пособие. / В. Г. Бодров, О. М. Сафронова, Н. И. Балдыч. — К.: Академвидав, 2010. — 520 с.

3.        Бодров В. Г. Инновационно-инвестиционная модель устойчивого развития национальной экономики: учеб. материалы / В. Г. Бодров, В. О. Гусев, В. Ф. Мартыненко. — К.: НАГУ, 2009. — 60 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle