Индивидуально-авторские новообразования в функции создания художественного образа как одна из характерных черт идиолекта Василия Каменского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (71) август-1 2014 г.

Дата публикации: 28.07.2014

Статья просмотрена: 2755 раз

Библиографическое описание:

Халявина, Д. В. Индивидуально-авторские новообразования в функции создания художественного образа как одна из характерных черт идиолекта Василия Каменского / Д. В. Халявина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С. 436-438. — URL: https://moluch.ru/archive/71/12186/ (дата обращения: 28.03.2024).

В статье рассматриваются индивидуально-авторские новообразования, выступающие в роли изобразительно-выразительных средств в поэтических текстах футуриста В. Каменского. Анализируется использование поэтом новообразований в функции создания художественного образа (эпитет, метафора, олицетворение).

Ключевые слова: поэтический язык, индивидуально-авторские новообразования, идиолект, функции индивидуально-авторских новообразований

Поэтический язык — это особая система. Язык каждого поэта неповторим и индивидуален. Совокупность формальных и стилистических особенностей, свойственных речи (языку) отдельного носителя языка, в лингвистической науке называется идиолектом [1, 171]. Оригинальность поэта проявляется в выборе языковых средств для реализации художественных образов. Индивидуально-авторские новообразования и словотворчество — яркая черта идиолекта. Такие слова привлекают своей нестандартностью, неожиданностью, оригинальностью, они призваны выразить смысловые оттенки и экспрессию, для выражения которой в языке еще нет специальных средств.

Выполняемые индивидуально-авторскими новообразованиями функции и частота их использования конкретным автором позволяют говорить об особенностях мировосприятия поэта, об особенном и только ему присущем воспроизведении окружающего мира в идиолекте, в поэтической речи. Ярким примером этому является творчество поэта-футуриста В. В. Каменского.

Как свидетельствует анализ языкового материала, одной из ведущих функций индивидуально-авторских новообразований в поэтических текстах В. Каменского можно считать функцию создания художественного образа. Г. В. Степанов утверждает, что «художественное творчество есть прежде всего образотворчество, и первоэлементом его является слово-образ» [2, 135–136]. Новообразования в художественных текстах, а особенно в текстах поэтических, выступают в роли изобразительно-выразительных средств. Они употребляются с целью метафорического переноса (новообразования-метафоры), используются автором для образного определения явлений, предметов и их признаков (новообразования-эпитеты), а также создаются для придания неодушевленным предметам свойств и признаков одушевленных (олицетворение).

Анализ различных стихотворений В. Каменского позволил нам установить, что эпитет является ведущим изобразительно-выразительным средством в его творчестве. Автор старается каждый образ сделать необычным, ярким, неожиданным. Для этого он использует оригинальные индивидуальные определения:

Жить чудесно! Подумай:

Теплая ночь развернет

Пред тобой синетемную глубь

И зажжет в этой глуби

Семицветные звезды…

(Жить чудесно, 53)

Многочисленные индивидуально-авторские новообразования, используемые в роли эпитетов, подчеркивают стремление поэта выделить образ / предмет в стихотворной строке: звучальные дни, лейная песенка, журчальная вода, перепевные тростинки, перекликный петух, сотворческое солнце, перезвучальные стихи, песниянные легенды, желанья неутайные, восход-багряница, страны неоткрывные, небо размашное.

Эпитет либо выделяет в предмете одно из его свойств (праздно-болтливые гости, дома балконно-высокие, ласково-близкая рука, бакалейно-коммерческие клубы, уездно-модные провинциалы), либо переносит на него свойства другого предмета (свежеясное солнце, танговое манто, невестное венчание, небовая покорность).

Самая многочисленная группа эпитетов у В. Каменского — эпитеты, выраженные сложными новообразованиями-прилагательными. Их использование позволяет поэту охарактеризовать предмет с разных, иногда противоположных, сторон, что способствует более яркому и детальному раскрытию образа, делает его еще более привлекательным и запоминающимся для читателя, при этом используется минимум средств: гибкострунный (Восток), тенеюжная (прохлада),яркоцветное (окно), (собиратель) яркодивный, спелоалые (ягоды),шелковоалый (кусок), напевно-изгибные (индианки),(солнце)свежеясное, снежновечерние (встречи)имногие другие.

Я стою на снежно-солнечной

На высокой горе,

Улыбаюсь сердцем радостным

Раннеутренней заре…

(Жду, 63)

Интересны случаи, когда поэт использует лексические новообразования для обновления «стершихся» эпитетов: любящее сердце — сердце любинное:Сердце любинное / Сердце глубинное/ Мало осталось дней / И надо жить — / Надо жить. / (Улыбнись, 74); утренние травы — травы утровые:Утровые травы косятся/ Косарями по росе,/ Песни алые разносятся / О девической красе (Косарская, 101); голубое небо — голубельное небо: Посмотри утром на солнце пречистое./ Птиц хоровое пойми прославление / Славь голубельное небо лучистое/ У журчья на коленях прими благословение… / (Успокойся, 40); майские розы — майные розы:

А розы в мае майные

В ветвинностях близки

Желанья неутайные

Девинности тоски…

(Грустинница, 104)

Многие новообразования-эпитеты являются образным определением для индивидуально-авторских слов, созданных Василием Каменским (что усиливает необычность созданного автором образа), например: экстра-гаст-рольное сверх-представление, измайные поэмии, словозвонная бесцель, лети-нные крылования, грустноокие грустняки, грустинницы солнцевстальные, сердцевзрывные перелетности идр.

В шелестинных грустинках

Зовы песни звончей.

В перепевных тростинках

Чурлюжурлит журчей.

(Соловей, 73)

Отличительной особенностью поэтического языка В. Каменского является то, что в роли эпитетов выступают сложные образования, состоящие из двух и более основ. Это и традиционно используемые в качестве эпитетов прилагательные и причастия (Рион небо-лунно-опаловый, звездно-опаловая ночь, я лечу солнцеалеющим), и композиты, позволяющие компактной формой не просто назвать предмет (чернолапы, розодать), но и охарактеризовать его с какой-либо стороны (Москва-суета).

Известно, что в основе метафоры лежит сопоставление одного предмета, явления с другим на основании их сходства. Основное ее свойство — образность. Метафора актуализирует смысловую структуру новообразований. При минимуме используемых средств она включает в себя богатое содержание, имеет большую информационную значимость.

Новообразования-метафоры в поэтических текстах Василия Каменского можно разделить на два типа, в зависимости от того, на каком этапе деривации происходит метафорический перенос:

1)           новообразования, метафоричность которых определяется семантикой производящей основы (образованные от слов в переносном значении);

2)           новообразования, метафорические возможности которых формируются в деривационном акте создания нового слова (образованы от слов, употребляющихся в прямом значении).

Новообразований, у которых метафоричность определяется семантикой производящей основы, немного: змеинно выбежит сестра (перен. как змея, извилисто), взвивайся орлино Пальмира (перен. как орел, высоко и гордо), облака-соболя (перен. соболиный — густой, пушистый), Кама серебропарчовая (серебро и парча), сверхрыцарская мерность (от рыцарский — перен. благородный, самоотверженный):

О ты — сверхрыцарская мерность

Оставь навеки нам завет:

В порывах, подвигах, исканьях

Легко нам истину найти –

Мы в человеческих скитаньях

Усовершенствуем пути.                                                

(Николай Филиппов, 67)

Метафор — новообразований второго типа в произведениях поэта большее. Например: колоколить днями веселий, дни океанятся, крылья взголубились, корнерогие лани, ветрокудрая раздольница, огневеющие песни, солнцевейное сердце стихов, осолнцепаленая любовь и др.

В звездном сияньи

В стройном слияньи

С соснами-снами

Таинственных стран –

Мы встретились ясными

Крыльями-песнями

Легендой из Персии

Принцессы Мейран.

(И вдруг, 29)

Яркой отличительной чертой поэтического идиолекта В. Каменского являются индивидуально-авторские новообразования-наречия, которые выполняют различные функции. Большинство из них выступают в функции метафоры: жить водопадно, торжествуем марсельезно, расцветить звучально, улыбнулсямореволно, ты слишком оперно воспета, расцветно мечтайте, всеколокольно я благодарен:

В шелестинности листьев

Весенне кусты

Собирают росу-заряницу,

А на утреннем небе

Вестинно мосты

Расстилают восход-багряницу.

(Первомайский день, 38)

М. Л. Гаспаров, анализируя функции метафор в идиостиле Маяковского, отмечает, что «метафоры работают на образ мира, делают его нагляднее, вещественнее и ощутимее. Все они конкретны, все стремятся приблизить образ к читателю» [4, 399].

Новообразования в поэтических текстах Василия Каменского часто связаны с олицетворением предмета, наделением его качествами и свойствами одушевленных предметов. Это объясняется тем, что природа (мир природы) у поэта — живой организм, который обладает чувствами и живет своей жизнью: росинки-радостинки (росинки, которые испытывают радость), грусточки (грустные листочки), зарницы-озорницы, грустинки (грустные травинки). В поэтических текстах В. Каменского лесная цветинка — не слышит, ручеек — не видит,«цветины травины листины ветвины/ Чистейшие слезы — святые росины способны грустить, шелесточки-листочки — шепчут нежные тайны свои, каждый день раздолью дышит, озеро спит в голубой голубели. Журчеек у поэта — «своевольный мальчишка», который не просто льется, а «звенит и смеется, солнится», а корнерогие лани — пугливые дети. Поэт обращается к журчью, как к живому, одушевленному: «Чурли, журчей, бурли, журчей и как свинец ты солнце плавь» (Бурли, журчей, 102). Океаны способны подать друг другу руку:

Через Панамский канал

Два разлученные брата

Два океана-пирата

Океанские подали руки

Во славу культуры.

(Мементо, 42)

Использование В. Каменским созданных им индивидуально-авторских новообразований в функции создания художественного образа убедительно доказывает, что они являются яркими изобразительно-выразительными средствами. При этом ведущая роль в стихотворениях В. Каменского принадлежит эпитету: это довольно широкий ряд сложных индивидуально-авторских новообразований, способствующих созданию интересных художественных образов. Отдельные из них выступают в роли художественных определений к авторским словам поэта, что способствует созданию довольно сложных образов и выявляет на вербальном уровне систему «закадровых» связей поэтического мира автора. Выступая в роли выразительных средств, новообразования В. Каменского довольно часто функционируют как метафоры и олицетворения.

Литература:

1.                  Виноградов, В. А. Идиолект // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцева. — 2-е изд. — М.:, 2001. — С. 171.

2.                  Степанов, Г. В. Язык. Литература. Поэтика / Г. В. Степанов. — М.: Наука, 1988. — 382 с.

3.                  Каменский В. Стихотворения и поэмы. М.-Л.: «Советский писатель», 1966–499 с.

4.                  Гаспаров, М. Л. Избранные труды. — Т. 2. О стихах / М. Л. Гаспа-ров. — М.: Языки русской культуры, 1997. — 504 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Каменское, новообразование, поэтический язык, предмет, функция создания, художественный образ, метафорический перенос, производящая основа, роль эпитетов, сверхрыцарская мерность.


Ключевые слова

поэтический язык, индивидуально-авторские новообразования, идиолект, функции индивидуально-авторских новообразований

Похожие статьи

Функции эпитета в художественном тексте | Статья в сборнике...

Ключевые слова: эпитет, оценка, функция, признак, образ, ассоциация, эмотивный

Для создания образа добротного, крепкого и надежного дома Т. Шторм использует

Как художественно-изобразительное средство эпитеты играют важную роль в новелле Ст...

Метафора как средство словесно-художественной креативности...

В художественной прозе Д. Рубиной тектообразующую функцию зачастую выполняют метафорические заголовки.

В заключение следует отметить, что создание художественной метафоры не является «бесцельной игрою в перемещении готовых данных величин», а...

Адъективная метонимия и ее специфика в поэзии Н. С. Гумилёва

Адъективная метонимия и метафора (метафорический эпитет)

Без многосмысленности толкований невозможна бы была поэтичность языка истинных художественных произведений, к

Поэтическое представление образа «слово» (на материале стихотворения «Слово» Н. С...

Стилистическая функция тропов в тексте произведения...

По мнению С.Х. Головкиной, «сравнение – это сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного образа» [3, с. 217].

Основная функция эпитетов в романе заключается в придании эмоциональной окраски предмету изображения.

Лексические средства художественной выразительности...

В нашем понимании, тропы — это образные средства языка, основанные на переносе. Это эпитеты, метафоры, метонимии

При создании художественных образов героев повести Э.Кестнер использует разнообразные лексические средства художественной выразительности.

Метафора как средство реализации лингво-культурологического...

Эти наблюдения мы используем для исследования роли метафоры при создании

Таким образом, лингвистический механизм возникновения метафоры может быть описан следующим образом: в ее основе лежит перенос

Таким образом, в метафорической картине мира...

Роль процесса терминологизации в формировании технического...

Лежащие в основе метафорического переноса мотивирующие признаки способствуют более глубокому пониманию процессов использования метафоры для номинации новых предметов

Роль художественной детали в формировании подтекста в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

В основе тропов лежит перенесение признаков и явлений одного предмета на другой.

Эпитет, в узком понимании этого термина, представляет собой определение, подчиненное задаче художественного описания объекта [1, стр.156].

Синонимия в терминологии сварочного производства английского...

Ряд лингвистов подчеркивает общеязыковую сущность термина (термин — это слово в особой функции выражения специального понятия), вследствие чего правомерным

Например, в терминосочетаниях elbowjoint — kneejointпервые компоненты толкуются следующим образом

Похожие статьи

Функции эпитета в художественном тексте | Статья в сборнике...

Ключевые слова: эпитет, оценка, функция, признак, образ, ассоциация, эмотивный

Для создания образа добротного, крепкого и надежного дома Т. Шторм использует

Как художественно-изобразительное средство эпитеты играют важную роль в новелле Ст...

Метафора как средство словесно-художественной креативности...

В художественной прозе Д. Рубиной тектообразующую функцию зачастую выполняют метафорические заголовки.

В заключение следует отметить, что создание художественной метафоры не является «бесцельной игрою в перемещении готовых данных величин», а...

Адъективная метонимия и ее специфика в поэзии Н. С. Гумилёва

Адъективная метонимия и метафора (метафорический эпитет)

Без многосмысленности толкований невозможна бы была поэтичность языка истинных художественных произведений, к

Поэтическое представление образа «слово» (на материале стихотворения «Слово» Н. С...

Стилистическая функция тропов в тексте произведения...

По мнению С.Х. Головкиной, «сравнение – это сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного образа» [3, с. 217].

Основная функция эпитетов в романе заключается в придании эмоциональной окраски предмету изображения.

Лексические средства художественной выразительности...

В нашем понимании, тропы — это образные средства языка, основанные на переносе. Это эпитеты, метафоры, метонимии

При создании художественных образов героев повести Э.Кестнер использует разнообразные лексические средства художественной выразительности.

Метафора как средство реализации лингво-культурологического...

Эти наблюдения мы используем для исследования роли метафоры при создании

Таким образом, лингвистический механизм возникновения метафоры может быть описан следующим образом: в ее основе лежит перенос

Таким образом, в метафорической картине мира...

Роль процесса терминологизации в формировании технического...

Лежащие в основе метафорического переноса мотивирующие признаки способствуют более глубокому пониманию процессов использования метафоры для номинации новых предметов

Роль художественной детали в формировании подтекста в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

В основе тропов лежит перенесение признаков и явлений одного предмета на другой.

Эпитет, в узком понимании этого термина, представляет собой определение, подчиненное задаче художественного описания объекта [1, стр.156].

Синонимия в терминологии сварочного производства английского...

Ряд лингвистов подчеркивает общеязыковую сущность термина (термин — это слово в особой функции выражения специального понятия), вследствие чего правомерным

Например, в терминосочетаниях elbowjoint — kneejointпервые компоненты толкуются следующим образом

Задать вопрос