Библиографическое описание:

Карлова Г. В. Родителям о речевом развитии первоклассника // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 276-277.

Слово — великое оружие жизни.

В. Ключевский

Речь в широком смысле этого понятия относится к средствам выражения человеком своих внутренних, психологических состояний, образов, чувств и мыслей с целью сообщения о них другим людям. Одна из основных функций речи — коммуникативная — реализуется в процессе общения, обмена информацией, помогает организовать совместную деятельнось. Также речь очень тесно связана с мышлением. Вследствии этой связи психические процессы становятся произвольными, человек получает возможность управлять ими. Благодаря речи формируется познавательная активность. С поступлением ребёнка в школу происходят существенные изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Изменяется содержание общения, появляются темы, не связанные с игрой. Очевидно, что хорошо развитая речь будет являться залогом успешного обучения в школе.

Родителям будущих первоклассников необходимо знать, что «готовность» или «неготовность» ребёнка к обучению в школе во многом будет определяться состоянием его речевого развития.

В связи с этим взрослым можно рекомендовать обратить внимание на уровень сформированности компонентов речевой системы дошкольника:

-        чёткое и правильное произношение всех звуков речи

-        умение различать звуки речи на слух

-        владение навыками звукового анализа

-        словарный запас и понимание значений слов

-        живая, выразительная связная речь

Поводом для беспокойства и дальнейшего принятия мер по устранению недостатков могут служить следующие ситуации:

Ограничения словарного запаса, затруднения в группировании и назывании предметов (действий, признаков) по обобщающему признаку, одним словом: мебель, одежда, фрукты, животные и т. д.; затруднения в замене слов синонимами: храбрый — отважный, пачкать — грязнить, смотреть — глядеть и т. д.; подбору к словам антонимов: узкийширокий, грязный — чистый, плакать — смеяться и т. д. Ребёнок с трудом подбирает слова, необходимые по смыслу, не проявляет активности в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов, в своей речи употребляет в основном имена существительные, глаголы. Менее употребительными оказываются имена прилагательные, наречия. Не употребляет причастия, деепричастия. Использует в основном простые предлоги, не проявляет интереса к процессам чтения и письма.

Какие знания и навыки должны быть сформированы у первоклассника?

Ребёнок, поступающий в 1 класс, обязательно должен знать:

1.      Название страны, в которой живёт, название города, улицы, номер дома и квартиры.

2.      Полные имена, отчества, фамилии членов семьи, их профессии.

3.      Правила поведения в общественных местах и на улице.

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо уметь:

-        четко произносить все звуки речи

-        интонационно выделять звук в словах

-        выделять заданный звук в потоке речи

-        определять место звука в слове

-        произносить слова по слогам

-        составлять предложения из 3–5 слов

-        использовать в речи обобщающие понятия

-        составлять рассказ по картинке

-        составлять несколько предложений о предмете

-        различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня)

-        читать наизусть любимое стихотворение

-        знать авторов прочитанного

-        пересказать содержание сказки или небольшого рассказа

Ваш ребенок сможет добиться жизненного успеха, сделать блестящую карьеру, состояться, как личность и чувствовать себя свободно всегда и во всём только в том случае, если будет владеть правильной и красивой речью.

Задача взрослых — умело и вовремя помочь ребенку в устранении речевых недостатков. Грамотная, содержательная, выразительная речь — заслуга семейного воспитания, гарант благополучного будущего.

Литература:

1.         Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М.: Просвещение, 1998. — 482 с.

2.         Выготский Л. С. Кризис семи лет. собр. соч.: В 6-ти. Т.4./ Л. С. Выготский — М.: Педагогика, 1984. — 128 с.

3.         Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.

4.         Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. — М.: НПО Образование, 1996. — 312 с.

5.         Давыдов В. В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / В. В. Давыдов. — СПб.: Питер, 2001. — 234 с.

6.         Журова Л. Е. Обучение грамоте / Л. Е. Журова. — М.: Наука, 1974. 367 с.

7.         Ильина М. Н. Тесты для детей / М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Л. Я. Головнева. — СПб.: Дельта, 1997. — 122 с.

8.         Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении / Н. Г. Лусканова. — М.: Педагогика, 1993.- 256 с.

9.         Пироженко Т. А. Развитие коммуникативно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста. автореф. дис. канд. пси ход. наук. / Т. А. Пироженко. — Киев, 1995. — 56 с.

10.     Урунтаева Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. — М.: Академия, 2001. — 432 с.

11.     Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития / Д. Б. Эльконин. — М.: Тривола, 1994. — 658 с.

12.     Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. — СПб.: Питер, 1998. — 348 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle