Библиографическое описание:

Черниговских Е. В., Муляр Н. В. Преемственность между семьей и детским садом по вопросу оздоровления детей // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 312-314.

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье каждого ребенка определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности, усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности, а физическое воспитание ребенка, и в частности, формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), является одним из ведущих направлений дошкольной педагогики.

С детства следует создать вокруг детей такую учебно-воспитательную и предметно-пространственную среду, насыщенную символикой, ритуалами, атрибутами, обычаями валеологического характера, которая приведет к потребности ребенка и в дальнейшем вести здоровый образ жизни, к сознательному и ответственному отношению к своему здоровью и здоровью других людей, к овладению необходимыми умениями и практиками.

Одним из основных направленийдеятельности ДОУ в процессе создания здоровьесберегающей системы является тесное многоаспектное сотрудничество с семьей. Преемственность между семьей и детским садом по вопросу оздоровления детей.

Взаимосвязь семьи и детского сада в решении формирования ЗОЖ у дошкольников прежде всего зависит от взаимных установок ближайших родственников ребенка и специалистов детского сада. Наиболее успешно складывается сотрудничество, если обе стороны доверяют друг другу и осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка с целью формирования у него навыков и установок ЗОЖ.

Семейное воспитание — фундамент формирования личности. «Ребенку для полноценного и гармоничного становления необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания», сказано в «Конвенции о правах ребенка», разработанной ООН. Трудно не согласиться с этим. Можно также с полным основанием утверждать, что воспитание здорового, жизнерадостного, гармоничного с валеологической точки зрения человека — тоже задача в первую очередь родителей, ближайших родственников ребенка.

Поскольку существенной положительной динамики показателей здоровья можно достичь только совместными действиями педагогов, психологов, медиков и родителей, необходимо наладить многоаспектную работу с родителями:

-       Беседа и анкетирование родителей при поступлении ребенка в ДОУ для получения дополнительной информации, в том числе для выявления индивидуальных противопоказаний для использования различных средств оздоровления.

-       Родительские собрания.

-       Индивидуальные беседы.

-       Консультации для родителей врача, психолога, инструктора ЛФК.

-       Информация для родителей по оздоровлению детей и профилактике в помещении ДОУ.

-       Лекции для родителей.

-       Рецепты здоровья — письменные рекомендации для домашнего оздоровления, индивидуальные комплексы ЛФК, практики нетрадиционной форм оздоровления.

-       Анкетирование родителей по результатам оздоровления.

Анкетирование, а также анализ личных бесед с родителями и ближайшими родственниками детей помогает определить уровень знаний о возможностях и технологиях формирования ЗОЖ у детей, как в детском саду, так и в семье.

Консультации, особенно востребованными оказались, как показывает практика, индивидуальные или по подгруппам консультации для родителей, проводить целесообразней с привлечением специалистов по различным вопросам оздоровления и коррекции здоровья ребенка, например: «Вредные привычки у родителей: курение, употребление алкоголя и их влияние на здоровье детей»; «Совместные занятия физическими упражнениями ребенка и родителей»; «Как предупредить плоскостопие у дошкольника?»

Семинары-практикумы проводятся по следующей схеме: в начале семинара — теоретическое сообщение воспитателя, методиста или медсестры по теме семинара. Затем — показ практических действий либо наглядного материала, иллюстрирующего тему практикума. Для семинаров-практикумов можно предложить следующие темы:

«Дыхание во время занятий физическими упражнениями»;   

«Правильный уход за полостью рта»;

«Утренняя гимнастика в семье» и др.

Родительские собрания. Обычно на родительских собраниях обсуждается множество вопросов организационного характера, необходимо всегда включить в них в качестве основного вопроса повестки дня обсуждение тех или иных аспектов формирования здорового образа жизни у детей, например, организация закаливания, в детском саду, соблюдение режима дня дома в выходные дни и т. п.

Наглядная информация о формировании ЗОЖ у детей информационные выпуск санбюллетеней, тематические стенды. Такие формы работы являются очень эффективными.

Популярны на современном этапе дискуссионные формы работы с семьей, в частности беседы, диспуты, лектории. Продуктивность данной формы работы мы видим в организации диалога между воспитателями, родителями детей и другими специалистами работающими по проблеме формирования здорового образа жизни у детей.

Важным фактором, по нашему мнению в формировании здорового образа жизни детей является совместное проведение мероприятий воспитательно-оздоровительной направленности, где полноправными участниками являются дети и их родители. Такие как физкультурные праздники и досуги, например: «Быстрее, выше, сильнее»; «Старты надежд»; «Юные олимпийцы»; «Мама, папа, я — спортивная семья».

Таким образом, здоровье детей — цель, где сходятся интересы и семьи, и детского сада. Общность интересов в том, чтобы вырастить здоровую смену, жить в здоровой стране. Это основа для взаимодействия и сотрудничества семьи и детского сада.

Литература:

1.      Богославец Л. Г., Давыдова О. И. Творческие конкурсы в работе ДОУ с родителями.// Управление ДОУ.№ 1, 2010;

2.      Ермулина Е. А.,Тараторкина Т. В. Построение единого здоровьесберегающего пространства развития ребенка в ДОУ и семье. // Управление ДОУ. № 4, 2009;

3.      Зимонина В. Н. Расту здоровым. М., 1997;

4.      Кудрявцев В. Т.,Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2000;

5.      Прищепа С. С.,Храмцова Н. В., Шатверян Т. С. Сотрудничество педагога с семьей// Управление ДОУ.№ 3, 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle