Библиографическое описание:

Зулькорнеева Л. И. Толерантность и интолерантность в молодежной среде // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 321-324.

Россия является одной из самых многонациональных стран нашего мира. На протяжении веков она демонстрировала удивительный опыт поликультурного исторического развития, в ходе которого вырабатывались способы и пути мирного сожительства представителей различных национальных и религиозных групп. Все это сформировало определенную систему ценностей, основывающуюся на принципах морали, этических ценностях и толерантности. В наши дни появилась угроза разрушения и деформации сложившейся ценностной системы общества. В этой связи научные исследования данной проблемы, способные создать базу для ее разрешения, приобретают особую актуальность. И здесь нельзя не затронуть достаточно новое для отечественной науки понятие толерантности.

Толерантность в более широком смысле представляет собой довольно сложное и противоречивое социальное явление. Его смысловые и содержательные компоненты формировались тысячелетиями и, возможно, формируются до сих пор. Включая в себя ценности, социальные интересы и нормы общества, являясь способом выживания в постоянно изменяющемся мире, толерантность предстает той самой точкой соприкосновения личной свободы и ответственности и, в связи с этим, требует уточнения границ, в которых она может быть описана и объяснена на каждом конкретном временном отрезке развития человечества. Толерантность в индивидуальном аспекте является составляющей системы нравственных и морально-этических ценностей каждого члена общества, которые складываются в системы ценностей различных социальных групп. Отдельное внимание в данном случае следует уделить такой социальной группе, как молодежь.

Система ценностей современного молодого поколения — одна из важнейших и актуальных проблем нашего общества. Ведь молодые люди находятся только в начале своего жизненного пути и нуждаются в ориентирах, которыми и выступают ценности. В то же время, именно на плечах молодежи лежит огромная ответственность за будущее нашей страны и общества в целом. В том числе, решение проблем национальной и религиозной нетерпимости, «войны и мира» и прочих, не менее важных и значимых проблем. В связи с этим, ценности и ориентиры именно этой социальной группы имеют особое важное значение, и должны подвергаться тщательным и объективным исследованиям.

С целью выяснить, насколько молодежь Астраханской области толерантна в своем отношении к представителям других национальных и религиозных групп, было проведено социологическое исследование, основным методом которого явилось анкетирование. В ходе проведения анкетирования было опрошено 448 респондентов в возрасте от 17 до 25 лет. По гендерному признаку, состав респондентов состоял из 48,9 % юношей и 51,1 % девушек. При этом, опрашивалась студенческая молодежь (1–5 курсы), т. е. люди с неполным высшим образованием.

Актуальность изучения степени толерантности астраханской молодежи заключается уже в том, что согласно данным Федеральной службы государственной статистики на территории Астраханской области проживают представители более 100 различных национальностей, мирно соседствуют 14 религиозных конфессий, функционируют 17 обществ национальных культур. Большинство опрошенных молодых людей (89,3 %) также отметило, что в кругу их близких и знакомых присутствуют люди, относящиеся к различным национальностям. Лишь у 6,7 % таковых знакомств нет, в то время как 4 % намеренно избегают таких знакомств. Опрос показал, что респонденты идентифицируют себя как представителей определенных национальных групп (Рисунок 1).

Рис. 1. Национальная принадлежность респондентов

Целью вступительного вопроса «Как Вы понимаете понятие толерантность?» было узнать, насколько правильно молодые люди, получающие высшее образование (по сути дела будущая элита общества), понимают понятие толерантности и знают ли они о нем вообще. 5,1 % респондентов не знают значение данного понятия, о чем прямо заявили, отвечая на вопрос (Таблица 1). 10 % опрошенных отметили вариант ответа «Непримиримое отношение к другим точкам зрения», что также говорит о незнании и неверном понимании понятия толерантность. Большинство респондентов, 84,8 %, ответили верно («Терпимое отношение к образу жизни»). Однако, тот факт, что не все представители образованной молодежи знают о достаточно распространенном и важном понятии, уже говорит о некотором недостатке их информированности и заинтересованности в данной проблематике.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Как Вы понимаете понятие толерантность?»

Вариант ответа

%

Непримиримое отношение к другим точкам зрения

10

Терпимое отношение к другому образу жизни

84,8

Не знаю

5,1

По результатам исследования оказалось, что большая часть опрошенных считают себя достаточно терпимыми (88,4 % так или иначе считают себя терпимыми). Тем не менее, 11,6 % честно признались в том, что не обладают таким качеством, как терпимость (Рисунок 2).

В то же время, молодежь считает себя не менее терпимой к представителям иных конфессиональных групп (74,1 % уверены в том, что они толерантны к другим конфессиям, а 13,4 % больше склоняются к мнению о том, что они толерантны). Выяснилось, что в религиозном аспекте молодые люди более терпимы и толерантны. Эти результаты вполне можно считать положительными. Это может быть связано, прежде всего, с многонациональной спецификой Астраханского региона, который на протяжении веков формировался и развивался как поликультурный центр.

Рис. 2. Уровень терпимости студенческой молодежи

На следующий вопрос «Испытываете ли Вы дискомфорт при общении с представителями других национальностей?» 75,7 % респондентов ответили, что ничего подобного не испытывают. 15,2 % затруднились однозначно ответить на данный вопрос, а 9,2 % все же чувствую себя не комфортно при общении с представителями других национальностей. После сравнительного анализа результатов распределения ответов на вопросы о национальной терпимости респондентов и наличия у них дискомфорта при общении с представителями других национальностей, выяснились некоторые интересные моменты (Таблица 4). Определенная часть опрошенных, определивших себя как терпимых людей (8,6 %), тем не менее, испытывают дискомфорт при общении с представителями других национальных групп. В то же время, больше половины «нетерпимых» респондентов дискомфорта при общении с лицами иных национальностей не испытывают.

Таблица 2

Таблица сопряженности по вопросам о терпимости респондентов и ощущения ими дискомфорта при общении с представителями других национальностей

«Испытываете ли Вы дискомфорт при общении с представителями других национальностей?»

«Считаете ли Вы себя терпимым к представителям других национальностей?»

Варианты ответов

Да, %

Нет, %

Затрудняюсь ответить, %

Да, %

8,6

85,1

6,3

Скорее да, чем нет, %

7,5

73

19,5

Скорее нет, чем да, %

14,3

40

45,7

Нет, %

29,4

52,9

17,6

Довольно негативно сложилась картина отношения молодых людей к мигрантам. Так, на вопрос «Разделяете ли вы мнение, что мигранты, представители других национальностей, требуя уважать их обычаи, пытаются вытеснять традиции и обычаи коренных жителей данной территории?» более половины опрошенных ответили положительно (Рисунок 3).

Рис. 3. Отношение студентов к мигрантам

Результаты данного исследования оказались противоречивыми. Не смотря на то, что большинство опрошенных считают себя терпимыми и толерантными по отношению к представителями других религий и национальностей (Рисунок 2), часть этих респондентов испытывают дискомфорт при общении с ними (Таблица 2). Более того, часть тех людей, у которых есть знакомые или друзья, относящиеся к другим национальным группам, по-видимому, испытывают при общении с ними дискомфорт.

Изменить сложившуюся ситуацию и повысить уровень толерантности среди населения можно, по мнению самих респондентов, проводя специальные тренинги в непосредственном процессе образования и ужесточив контроль за соблюдением прав и свобод граждан. С этими заявлениями нельзя не согласиться. Если говорить о будущем состоянии толерантности отношений нашей страны, то уже сейчас стоит начинать воспитывать в молодых представителях нашего общества. И делать это не разовыми тренингами или мероприятиями, а системными методами, включенными в всю образовательную систему. И дети, и взрослые накапливают опыт толерантного общения в совместной деятельности, в повседневных контактах. Именно это помогает преодолеть многие этнические, культурологические, религиозные проблемы.

Литература:

1.      Рянжина М. Н. Толерантность как феномен культуры, социальной действительности и воспитания // Среднее профессиональное образование. 2011. № 3. С. 23–24.

2.      Итоги ВПН 2010. Том 4. Национальный состав и владение языками¸ гражданство.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle