Библиографическое описание:

Фисенко Е. Ф. Развитие диалогической речи неслышащих младших школьников посредством драматизации сказок // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 309-310.

Дети с нарушенной слуховой функцией с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень их развития, в том числе и речевого. Как помочь таким детям услышать всё многообразие окружающей среды, познать своё «я», научить думать, правильно выражать свои мысли, чувствовать, сопереживать? Самой важной целью обучения и воспитания таких детей является достижение умения ребенка свободно общаться с другими людьми, утвердиться в обществе слышащих, войти во взрослый мир полноценной личностью. Важно не заставить ребенка произносить заученные фразы, значение которых он, возможно, и понимает, но не может глубоко прочувствовать, а создать такую обстановку, которая помогла бы ему широко, многогранно и эмоционально понимать окружающий мир в звучащей речи, и у ребенка возникло бы внутреннее желание к постоянной собственной речевой активности. Развивается речь — развивается мышление, открываются неограниченные возможности совершенствования, и тем самым разрывается кольцо социальной изоляции глухих.

Одним из средств, способных содействовать развитию речи, является искусство, театральная деятельность, а проще, постановка сказок. Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием как на отдельные психические процессы, так и детскую личность в целом. Учёные, изучавшие эту проблему (А. В. Запорожец, Л. Д. Короткова, Л. П. Стрелкова и др.), утверждают, что сказка воздействует на сферу социального развития ребёнка. Действенность сказки в работе с глухими детьми определяется тем, что ребёнок легко идентифицируя себя со сказочным персонажем, чувствует себя защищённым и у него возникает интерес к действию. Это позволяет расширить объём образов восприятия, приобрести навыки общения, усвоить образцы поведения, активизировать словарь.

Театральная деятельность — это форма коллективной деятельности, а значит, здесь, основной формой речевого общения является диалогическая речь, которая предшествует монологической и подготавливает её появление. В работе над диалогической речью происходит обогащение речи глухих детей разговорно-обиходной лексикой и её варьирование. Использование приёмов театрализации в младших классах способствует развитию эмоциональности речи, её интонационной выразительности, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность неслышащего ребёнка в целом. Большую роль в работе по формированию диалогической речи играют продуманные и целенаправленные диалоги при изучении художественных произведений. Для глухих учащихся необходимо отбирать сказки, чтобы они были доступны и интересны в данном возрасте. Например, для учащихся 1 класса — «Курочка ряба», «Репка»; для 2 класса — «Колобок», «Теремок»; для 3 класса — «Волк и козлята», «Заюшкина избушка»; для 4 класса — «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Бременские музыканты».

При подготовке инсценировок я адаптирую текст сказки в зависимости от речевой подготовленности детей и их психологических возможностей, тщательно продумываю диалоги, наполняя их словами, которые доступны пониманию в данном возрасте, убираю или добавляю новые персонажи и делаю драматизацию уже по мотивам сказки. Ещё использую танцы в зависимости от сюжета, жестовое пение, пантомиму. Каждый год в марте в нашей школе 1 вида проводится речевой утренник «В гостях у сказки», где учащиеся начальных классов показывают на сцене сказку. Большая предварительная работа помогает ребятам понять смысл сказки, характеры её персонажей. Долгая и кропотливая работа ведется над разучиванием ролей, над диалогами. Дети учатся не только правильно воспроизводить слова, но и жестам и мимики. В итоге мы видим красочное живое представление.

В этом году мы поставили следующие сказки: с 1 классом драматизировали сказку «Репка», а с 3 классом — «Кот в сапогах». Так как дети первого класса только начали своё речевое развитие, учились они по методическому пособию «Проговори 1», только начали осваивать фонетическую ритмику, память у всех низкая, поэтому и диалоги немногосложные, с элементами фонетической ритмики для самоконтроля своего произношения. Вот примеры диалогов из сказки:

1)      Дед: Репка! Буду тянуть! (Тянет репку). Оп — оп! (Разводит руки). Нет репки!Баба, иди сюда! Помоги!

Баба: Я тут. (Тянут репку вместе).

Вместе: Оп — оп! (Разводят руки). Нет репки!

А__! (разводят руки в стороны) Репка! О__! (ладошки к щекам и покачивание головой) Репка! У__! (грозят указательным пальцем) Репка!

2)      Кошка: Мышка! Помоги!

Мышка: Пи-пи-пи! Вот Я! (показывает мускулы) (Тянут репку).

Вместе: Оп — оп! Оп — оп! (вытянули). Вот репка! (Танцуют с репкой).

Как мы видим, диалоги несложные и легко запоминаемые, но с помощью мимики и жестов, дети раскрыли характеры своих героев, и сказка получилась живой и весёлой.

Учащиеся третьего класса были более подготовлены в речевом и общем развитии, поэтому с ними мы инсценировали сказку «Кот в сапогах». Сказка состояла из нескольких сцен, которые сопровождались красивыми разнообразными декорациями, было очень много музыки, герои пели жестовые песни. Вот диалоги из сказки:

1.      (На сцене братья: старший брат считает монеты, а младший чинит сапоги. Кот спит у мельницы).

Старший брат: Иди сюда, брат. Будем делить отцовское добро. Я старший брат, мне — мельница. Ты — младший брат, тебе — кот. (Берет за шкирку кота и подводит брату). Всё по-честному.

(Братья пожимают друг другу руки. Старший уходит со сцены довольный сделкой).

Младший брат: Какая мне польза от кота?

Кот: Не печалься, хозяин. Дай мне мешок, удочку и сапоги. И ты увидишь, что я не так плох. (Песня).

2.      (В замке людоеда. Людоед поет песню про себя.) Вбегает кот.

Кот: Здравствуйте. Кто тут живёт?

Людоед: Я. Самый злой и ужасный людоед.

Кот: Люди говорят, что вы самый сильный.

Людоед: Да. Это так. (Показывает мускулы).

Кот: Люди говорят, что вы самый богатый.

Людоед: Да. Это верно.

Кот: А еще мне говорили, что вы можете стать маленькой мышкой. Но я не поверил.

Людоед: Вот смотри!

(Людоед крутится, уходит со сцены, а на сцене появляется мышка заводная).

Кот: Ап! Вот и нет людоеда!

Говоря о результатах речевого и общего развития детей, начиная с первого класса и до окончания начальной школы, можно сделать выводы, что благодаря этим постановкам дети становятся более раскрепощёнными, общаются со своими сверстниками, используя диалогическую речь, их общение становится активным, эмоциональным. Создание различных реальных и выдуманных сказочных ситуаций, сходных с жизненными, разыгрывание их с обязательными диалогами, монологами, пантомимой, вживанием в образ, вариантной интерпретацией одной и той же роли, — все это способствует совершенствованию эмоциональной, интонационно-выразительной стороны речи, социальной адаптации детей в обществе. Формирование речевых навыков и умений в деятельности — наиболее надёжный, психологически мотивированный стимулятор к воспитанию потребности в словесном общении.

Литература:

1.      Зикеев А. Г. Некоторые вопросы обучения диалогической речи слабослышащих учащихся. Дефектология,1975, № 3.

2.      Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся 1–4 классы 2-го отделения — М., 1976

3.      Турджанова К. И. Развитие диалогической речи слабослышащих учащихся 2-го отделения во внеклассное время //Совершенствование процесса обучения и воспитания глухих и слабослышащих учащихся. — Межвузовский сборник научных трудов. М., 1984.

4.      Филиппова. Л.В. «Методология использования сказки в развитии личности ребёнка»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle