Развитие диалогической речи неслышащих младших школьников посредством драматизации сказок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (71) август-1 2014 г.

Дата публикации: 29.07.2014

Статья просмотрена: 468 раз

Библиографическое описание:

Фисенко, Е. Ф. Развитие диалогической речи неслышащих младших школьников посредством драматизации сказок / Е. Ф. Фисенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С. 309-310. — URL: https://moluch.ru/archive/71/12124/ (дата обращения: 19.04.2024).

Дети с нарушенной слуховой функцией с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень их развития, в том числе и речевого. Как помочь таким детям услышать всё многообразие окружающей среды, познать своё «я», научить думать, правильно выражать свои мысли, чувствовать, сопереживать? Самой важной целью обучения и воспитания таких детей является достижение умения ребенка свободно общаться с другими людьми, утвердиться в обществе слышащих, войти во взрослый мир полноценной личностью. Важно не заставить ребенка произносить заученные фразы, значение которых он, возможно, и понимает, но не может глубоко прочувствовать, а создать такую обстановку, которая помогла бы ему широко, многогранно и эмоционально понимать окружающий мир в звучащей речи, и у ребенка возникло бы внутреннее желание к постоянной собственной речевой активности. Развивается речь — развивается мышление, открываются неограниченные возможности совершенствования, и тем самым разрывается кольцо социальной изоляции глухих.

Одним из средств, способных содействовать развитию речи, является искусство, театральная деятельность, а проще, постановка сказок. Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием как на отдельные психические процессы, так и детскую личность в целом. Учёные, изучавшие эту проблему (А. В. Запорожец, Л. Д. Короткова, Л. П. Стрелкова и др.), утверждают, что сказка воздействует на сферу социального развития ребёнка. Действенность сказки в работе с глухими детьми определяется тем, что ребёнок легко идентифицируя себя со сказочным персонажем, чувствует себя защищённым и у него возникает интерес к действию. Это позволяет расширить объём образов восприятия, приобрести навыки общения, усвоить образцы поведения, активизировать словарь.

Театральная деятельность — это форма коллективной деятельности, а значит, здесь, основной формой речевого общения является диалогическая речь, которая предшествует монологической и подготавливает её появление. В работе над диалогической речью происходит обогащение речи глухих детей разговорно-обиходной лексикой и её варьирование. Использование приёмов театрализации в младших классах способствует развитию эмоциональности речи, её интонационной выразительности, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность неслышащего ребёнка в целом. Большую роль в работе по формированию диалогической речи играют продуманные и целенаправленные диалоги при изучении художественных произведений. Для глухих учащихся необходимо отбирать сказки, чтобы они были доступны и интересны в данном возрасте. Например, для учащихся 1 класса — «Курочка ряба», «Репка»; для 2 класса — «Колобок», «Теремок»; для 3 класса — «Волк и козлята», «Заюшкина избушка»; для 4 класса — «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Бременские музыканты».

При подготовке инсценировок я адаптирую текст сказки в зависимости от речевой подготовленности детей и их психологических возможностей, тщательно продумываю диалоги, наполняя их словами, которые доступны пониманию в данном возрасте, убираю или добавляю новые персонажи и делаю драматизацию уже по мотивам сказки. Ещё использую танцы в зависимости от сюжета, жестовое пение, пантомиму. Каждый год в марте в нашей школе 1 вида проводится речевой утренник «В гостях у сказки», где учащиеся начальных классов показывают на сцене сказку. Большая предварительная работа помогает ребятам понять смысл сказки, характеры её персонажей. Долгая и кропотливая работа ведется над разучиванием ролей, над диалогами. Дети учатся не только правильно воспроизводить слова, но и жестам и мимики. В итоге мы видим красочное живое представление.

В этом году мы поставили следующие сказки: с 1 классом драматизировали сказку «Репка», а с 3 классом — «Кот в сапогах». Так как дети первого класса только начали своё речевое развитие, учились они по методическому пособию «Проговори 1», только начали осваивать фонетическую ритмику, память у всех низкая, поэтому и диалоги немногосложные, с элементами фонетической ритмики для самоконтроля своего произношения. Вот примеры диалогов из сказки:

1)      Дед: Репка! Буду тянуть! (Тянет репку). Оп — оп! (Разводит руки). Нет репки!Баба, иди сюда! Помоги!

Баба: Я тут. (Тянут репку вместе).

Вместе: Оп — оп! (Разводят руки). Нет репки!

А__! (разводят руки в стороны) Репка! О__! (ладошки к щекам и покачивание головой) Репка! У__! (грозят указательным пальцем) Репка!

2)      Кошка: Мышка! Помоги!

Мышка: Пи-пи-пи! Вот Я! (показывает мускулы) (Тянут репку).

Вместе: Оп — оп! Оп — оп! (вытянули). Вот репка! (Танцуют с репкой).

Как мы видим, диалоги несложные и легко запоминаемые, но с помощью мимики и жестов, дети раскрыли характеры своих героев, и сказка получилась живой и весёлой.

Учащиеся третьего класса были более подготовлены в речевом и общем развитии, поэтому с ними мы инсценировали сказку «Кот в сапогах». Сказка состояла из нескольких сцен, которые сопровождались красивыми разнообразными декорациями, было очень много музыки, герои пели жестовые песни. Вот диалоги из сказки:

1.      (На сцене братья: старший брат считает монеты, а младший чинит сапоги. Кот спит у мельницы).

Старший брат: Иди сюда, брат. Будем делить отцовское добро. Я старший брат, мне — мельница. Ты — младший брат, тебе — кот. (Берет за шкирку кота и подводит брату). Всё по-честному.

(Братья пожимают друг другу руки. Старший уходит со сцены довольный сделкой).

Младший брат: Какая мне польза от кота?

Кот: Не печалься, хозяин. Дай мне мешок, удочку и сапоги. И ты увидишь, что я не так плох. (Песня).

2.      (В замке людоеда. Людоед поет песню про себя.) Вбегает кот.

Кот: Здравствуйте. Кто тут живёт?

Людоед: Я. Самый злой и ужасный людоед.

Кот: Люди говорят, что вы самый сильный.

Людоед: Да. Это так. (Показывает мускулы).

Кот: Люди говорят, что вы самый богатый.

Людоед: Да. Это верно.

Кот: А еще мне говорили, что вы можете стать маленькой мышкой. Но я не поверил.

Людоед: Вот смотри!

(Людоед крутится, уходит со сцены, а на сцене появляется мышка заводная).

Кот: Ап! Вот и нет людоеда!

Говоря о результатах речевого и общего развития детей, начиная с первого класса и до окончания начальной школы, можно сделать выводы, что благодаря этим постановкам дети становятся более раскрепощёнными, общаются со своими сверстниками, используя диалогическую речь, их общение становится активным, эмоциональным. Создание различных реальных и выдуманных сказочных ситуаций, сходных с жизненными, разыгрывание их с обязательными диалогами, монологами, пантомимой, вживанием в образ, вариантной интерпретацией одной и той же роли, — все это способствует совершенствованию эмоциональной, интонационно-выразительной стороны речи, социальной адаптации детей в обществе. Формирование речевых навыков и умений в деятельности — наиболее надёжный, психологически мотивированный стимулятор к воспитанию потребности в словесном общении.

Литература:

1.      Зикеев А. Г. Некоторые вопросы обучения диалогической речи слабослышащих учащихся. Дефектология,1975, № 3.

2.      Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся 1–4 классы 2-го отделения — М., 1976

3.      Турджанова К. И. Развитие диалогической речи слабослышащих учащихся 2-го отделения во внеклассное время //Совершенствование процесса обучения и воспитания глухих и слабослышащих учащихся. — Межвузовский сборник научных трудов. М., 1984.

4.      Филиппова. Л.В. «Методология использования сказки в развитии личности ребёнка»

Основные термины (генерируются автоматически): диалогическая речь, кот, репка, сказка, диалог, класс, ребенок, старший брат, младший брат, театральная деятельность.


Похожие статьи

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

– учить детей диалогу

Дети второй младшей группы разыгрывали с настольными куклами хорошо им знакомые русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Бычок — смоляной бочок», «Заюшкина

Развитие речи детей через театрализованную деятельность.

Театрализованная деятельность как средство развития...

Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная деятельность, ребенок, диалогическая речь, диалог

Театрализованная деятельность (опера-сказка) как эффективное средство развития музыкальных способностей старшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность как средство... | Молодой ученый

Ключевые слова: младший школьник, театр, театрализованная деятельность, духовно-нравственное воспитание.

Играя, ребенок, так или иначе, проявляет копирование действий, слов, поведения родителей, любимых сказочных персонажей, старших братьев и сестер, они...

Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Наши сказки»

Эмоциональное раскрепощение детей; Формирование диалогической речи

Маски по сказке «Репка». Рассматривание книги «Репка» в разном оформлении.

Рассказывание сказки по мнемокарте. Изготовление пальчикового театра «Кот, петух и лиса».

Театральная деятельность как средство развития связной речи...

театральная деятельность, связная речь, ребенок, метод имитации, метод разговора, речь, развитие, диалогическая речь, естественное живое общение, дошкольное детство.

Внедрение проектных задач для формирования диалогической...

Высокий уровень оценивания диалогической речи учащихся 4-х классов предполагал

Стратегия формирования диалогической речи старших дошкольников с ОНР. Развитие диалогической речи неслышащих младших школьников посредством драматизации сказок.

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность.

Хотя это и была самая простая сказка «Репка», но так как большую часть работы

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Методические рекомендации по развитию творческих...

Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

К концу учебного года началась подготовка премьера спектакля по мотивам сказки братьев Гримм «Бременские музыканты».

Похожие статьи

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

– учить детей диалогу

Дети второй младшей группы разыгрывали с настольными куклами хорошо им знакомые русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Бычок — смоляной бочок», «Заюшкина

Развитие речи детей через театрализованную деятельность.

Театрализованная деятельность как средство развития...

Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная деятельность, ребенок, диалогическая речь, диалог

Театрализованная деятельность (опера-сказка) как эффективное средство развития музыкальных способностей старшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность как средство... | Молодой ученый

Ключевые слова: младший школьник, театр, театрализованная деятельность, духовно-нравственное воспитание.

Играя, ребенок, так или иначе, проявляет копирование действий, слов, поведения родителей, любимых сказочных персонажей, старших братьев и сестер, они...

Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Наши сказки»

Эмоциональное раскрепощение детей; Формирование диалогической речи

Маски по сказке «Репка». Рассматривание книги «Репка» в разном оформлении.

Рассказывание сказки по мнемокарте. Изготовление пальчикового театра «Кот, петух и лиса».

Театральная деятельность как средство развития связной речи...

театральная деятельность, связная речь, ребенок, метод имитации, метод разговора, речь, развитие, диалогическая речь, естественное живое общение, дошкольное детство.

Внедрение проектных задач для формирования диалогической...

Высокий уровень оценивания диалогической речи учащихся 4-х классов предполагал

Стратегия формирования диалогической речи старших дошкольников с ОНР. Развитие диалогической речи неслышащих младших школьников посредством драматизации сказок.

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность.

Хотя это и была самая простая сказка «Репка», но так как большую часть работы

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Методические рекомендации по развитию творческих...

Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

К концу учебного года началась подготовка премьера спектакля по мотивам сказки братьев Гримм «Бременские музыканты».

Задать вопрос