Библиографическое описание:

Опанасюк Ю. А. Методы возмещения эколого-экономического ущерба от катастроф техногенного характера // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 158-162.

В статье рассмотрены механизмы возмещения эколого-экономического ущерба от катастроф техногенного характера и выделены наиболее эффективные из них.

Ключевые слова: катастрофа техногенного характера, эколого-экономический ущерб, резервный фонд, облигация катастроф, страхование, перестрахование, общество коллективной ответственности, катастрофические риски.

Постановка проблемы и ее связь с важными научными и практическими задачами

Механизм возмещения эколого-экономического ущерба от катастроф техногенного характера может включать большое количество составляющих. К сожалению, в странах постсоветского пространства методы, действующие во всех развитых странах мира, не эффективны. Это связано с нестабильностью экономической ситуации, не развитостью страхового рынка, не желанием населения и предприятий платить за риск и возможные убытки.

Все вышеуказанное свидетельствует о несовершенстве существующего экономического механизма предотвращения и компенсации ущерба от катастроф техногенного характера. Теоретические исследования отечественных и зарубежных ученых, направленные на развитие этого механизма, не охватывают существенных аспектов указанной проблемы, в частности, таких как:

-        прогнозирование потенциального эколого- экономического ущерба от катастроф техногенного характера;

-        формирование резервных фондов не соответствует размерам компенсаций эколого-экономических ущербов;

-        не эффективность самострахования экологически опасных объектов, поскольку эколого-экономический ущерб в случае катастрофы государственного масштаба погашается из бюджета страны.

Анализ последних публикаций по проблеме

Катастрофам техногенного характера посвящено много отечественных и зарубежных работ. Во многих из них рассматриваются и механизмы компенсации эколого-экономического ущерба. Так, в [1] и [2] рассматриваются теоретические основы экономики катастроф и механизмы инвестирования в превентивные мероприятия. В [3] в качестве механизма компенсации эколого-экономических ущербов предлагается создание фондов техногенной безопасности при местных органах исполнительной власти и органах самоуправления. В работе [4] авторами как один из эффективных методов компенсации эколого-экономического ущерба рассматривается эмиссия облигаций катастроф. В [5] разработан оптимальный механизм возмещения эколого-экономического ущерба из резервных фондов федеральных бюджетов России, тогда как в [6] формализованы методы расчета резерва от возможной реализации рисков катастроф.

Цель исследования

Исследование компенсационных механизмов эколого-экономического ущерба от рисков связанных с катастрофами техногенного характера на химических предприятиях с попыткой выделения наиболее эффективных из них.

Основные результаты исследования

Особенности системы компенсации эколого-экономического ущерба от рисков катастроф зависят от социально-экономического развития страны, ее законодательной базы, а также национального менталитета [5].

Так, в экономически развитых странах основным инструментом компенсации таких рисков является страхование. Около 50 % эколого-экономических ущербов во всем мире погашается именно этим методом компенсации. Так, на рисунке 1 представлена динамика величины эколого-экономического ущерба от катастроф природного и техногенного характера и застрахованного ущерба. Однако, в странах постсоветского пространства, эти методы компенсации пока не эффективны и погашают всего 2 % нанесенного ущерба.

Рис. 1. Объем общего и застрахованного ущерба от катастроф техногенного характера в мире

При возникновении катастрофы техногенного характера в зону поражения могут попадать как предприятия — виновники катастрофы, так и другие объекты. При этом каждый из участников чрезвычайной ситуации получает как экономический, социальный, так и экологический ущерб.

В современной литературе под эколого-экономическим ущербом понимают фактические и возможные потери (в их количественном и качественном выражении), включая дополнительные расходы на ликвидацию неблагоприятных последствий для жизнедеятельности людей, животных, растений и других живых организмов, вызванных нарушением нормативов качества окружающей природной среды, возникающие в результате негативного воздействия на хозяйственную и иную деятельность техногенных аварий и катастроф.

Для более точного рассмотрения методов компенсации эколого-экономического ущерба классифицируем катастрофы техногенного характера по масштабу последствий на: объектовые, местные, регионального и государственные. Методы компенсации их последствий на всех уровнях управления представлены на рисунке 2.

При катастрофе объектного характера, эколого-экономический ущерб ложится на плечи предприятия, а также страховой компании, если это предприятие застраховано от риска катастроф. Следовательно, возникает необходимость формирования объектного резервного фонда, что позволит погасить потери имущества самого предприятия и ущерб в результате катастрофы третьим лицам (если произошедшая авария, не имеет серьезных последствий). При этом компенсация ущербов от возможного загрязнения окружающей среды химически опасными веществами должна проводиться за счет собственных средств предприятия, а в исключительных случаях — за счет государственного бюджета.

Промышленные предприятия обязаны не только компенсировать нанесенный ущерб, но и иметь возможность предотвращения возникновения новых аварий. Это возможно путем проведения превентивных мероприятий, уменьшающих риск возникновения техногенных аварий и катастроф. Однако в современных условиях при отсутствии необходимых средств у химических предприятий и дефиците бюджетных ресурсов всех уровней проблема предотвращения и компенсации убытков от аварийного загрязнения окружающей среды, к сожалению, не решается. В странах постсоветского пространства более 80 % убытков, причиненных в результате техногенных аварий и катастроф, вообще не компенсируется. Не хватает средств и для финансирования превентивных природоохранных мероприятий.

Рис.2. Механизмы компенсации эколого-экономического ущерба от катастроф техногенного характера

При катастрофах регионального уровня для ликвидации их последствий могут использоваться те же средства, что и при авариях на отдельных объектах, а также средства резервных фондов (как государственных, так и отраслевых), средства обществ взаимного страхования и перестрахования. Например, для компенсации эколого-экономического ущерба от техногенных катастроф могут создаваться коллективные (отраслевые) резервные фонды. Такие фонды могут формироваться за счет отчислений экологически опасных предприятий определенной отрасли (в нашем случае химической). При этом, размер фонда может зависеть от вероятности наступления катастрофы, количества загрязняющих веществ, которые находятся на предприятиях, коэффициента возмещения ущерба данным фондом. Общие принципы формирования отраслевых фондов во многом определяют порядок расчета ставок отраслевых платежей. Кроме того, ставку возможно уменьшить на величину процентов, которые могут быть получены предприятиями при размещении временно свободных средств на депозитах в банках.

Еще одним эффективным механизмом возмещения эколого — экономического ущерба от катастроф регионального уровня являются средства обществ взаимного страхования. В этом случае механизм аккумулирования средств осуществляется путем отчисления взносов в такой фонд с целью страхования опасных объектов по региональному или отраслевому принципу.

В случае, когда эколого — экономический ущерб от катастроф невозможно погасить с использованием инструментария, перечисленного выше, в мировой практике используется механизм ретроактивной коллективной компенсации. При этом специальные страховые фонды на случай катастрофы не создаются, но при ее наступлении эколого — экономический ущерб равномерно распределяется между предприятиями, заключившими соответствующее соглашение. Взнос каждого предприятия может также рассчитываться в зависимости от количества опасных объектов либо от количества сильнодействующих ядовитых веществ, находящихся на его территории, в расчет может приниматься количество аварий и отказов, произошедших на данном предприятии в течении планового периода [7]. К сожалению, в Украине такой механизм компенсации не используется, поэтому основная часть эколого-экономического ущерба при наступлении катастрофы техногенного характера выплачивается за счет резервных фондов местных и областных бюджетов.

Согласно украинского законодательства, средства резервного фонда бюджета могут использоваться на осуществление:

а)     мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, природного, социального характера;

б)     мероприятий, связанных с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, на основе данных мониторинга, экспертизы, исследований и прогнозов относительно возможного хода событий с целью недопущения их перерастания в чрезвычайную ситуацию техногенного и природного характера или смягчения ее возможных последствий.

Существующий сегодня механизм формирования компенсационного фонда государственного бюджета и местных бюджетов не совершенен. Размеры резервов бюджетов разного уровня уточняются каждый год. В результате каждый год перед органами местного самоуправления возникает проблема обоснования достаточного размера резервов с учетом статистики катастроф за предыдущий год и тенденций ее изменения.

На данный момент не существует точной методики определения объема резервных фондов на местах, известно только что резервный фонд любого бюджета не может превышать 1 % его объема [8].

Таким образом, существующая система, в которой определение размера резервного фонда не имеет четкого научного обоснования, не эффективна, поэтому возникает проблема разработки механизма формирования размера резервных фондов на случай возникновения катастроф техногенного характера.

Еще одна форма компенсации эколого-экономического ущерба, пока не получившая развития в Украине, это механизм перестрахования рисков от катастроф. Такой механизм обеспечивает погашение потерь третьим лицам при больших объемах эколого- экономического ущерба, когда страховая компания не имеет достаточных средств для их выплаты.

Наиболее распространённой практикой перестрахования рисков от катастроф является эмиссия облигаций катастроф. Такая эмиссия осуществляется специальной организацией, являющейся самостоятельным юридическим лицом. Полученные таким образом средства аккумулируются на отдельном трастовом счете и вкладываются в краткосрочные ценные бумаги с высокой степенью доходностью и низким риском. Выплаты по облигациям катастроф инвесторам осуществляются после окончания срока окончания термина действия данного типа ценных бумаг в случае если страховой случай не произошёл [4].

При катастрофах государственного уровня применяются вышеперечисленные методы компенсации, а также средства государственного резервного фонда, других внебюджетных и экологических фондов, общественных организаций и других стран.

Следует заметить, что перечисленные механизмы особо эффективны в случае их взаимодополнения, особенно при использовании государственных и рыночных механизмов возмещения ущерба.

Выводы

Произведен обзор основных методов компенсации эколого-экономического ущерба от катастроф техногенного характера на химических предприятиях и выделены наиболее эффективные из них.

Проведенный анализ методов компенсации эколого-экономического ущерба от катастроф техногенного характера в Украине и мире показал не совершенство форм компенсации катастрофических рисков в нашей стране. Так в Украине, основным источником финансовых средств на компенсацию рисков от катастроф являются местные и государственный бюджеты, тогда как в странах Европы, основное бремя ложится на страховые компании.

Механизм создания отраслевых компенсационных фондов может быть эффективно использован в практике компенсации эколого-экономического ущерба от катастроф техногенного характера. При этом, средства, вносимые предприятиями в этот фонд, в случае не реализации рисков, могут пойти на модернизацию производственных мощностей или же на эту величину может быть уменьшен размер выплат в следующем году.

Литература:

1.      Гусев А. А. Современные экономические проблемы природопользования [Текст] / А.А Гусев — М.: Международные отношения, 2004. — 208 с.

2.      Козьменко С. Н. Экономика катастроф (инвестиционные аспекты) [Текст] / С. Н. Козьменко — Киев: Наукова думка, — 1997. — 204 с.

3.      Плосконос Г. М. Механізм управління техногенною безпекою підприємства [Текст]: автореферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук: 08.06.01 / Г. М. Плосконос; Нац. авіац. ун-т. — К.: [б. и.], 2003. — 19 с.

4.      Козьменко О. В. Фінансові методи управління катастрофічними ризиками [Текст] / О. В. Козьменко, О. М. Пахненко // Актуальні проблеми економіки: науковий економічний журнал. — 2011. -№ 4. — С. 217–223.

5.      Лесных В. В. Национальная система возмещения ущерба, вызванного природными и техногенными ЧС: подходы, моделирование, оптимизация [Текст] / В. В. Лесных, Т. Б. Тимофеева// Проблемы анализа риска. -2004. — № 1. — С.50–55.

6.      Архипова Н. И. Методы расчета резерва реализации катастрофических рисков в системе обязательного социального страхования [Текст] / Н. И. Архипова, В. Л. Мартынов, А. Б. Шелков //Вестник РГГУ — 2009. — № 18/2009. — С.123–132.

7.      Акимов В. А. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах [Текст] /В. А. Акимов, В. В. Лесных, Н. Н. Радаев. — М.: Деловой экспресс, 2004. — 352 с

8.      Постанова Кабінету Міністрів України № 175 від 15 лютого 2002 року «Методика оцінки збитків від наслідків надзвичайних ситуацій техногенного і природного характеру». — [Электронный ресурс]. Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/175–2002- %D0 %BF.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle