Планирование принудительного реинжиниринга бизнес-процессов как особой формы реструктуризации предприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (70) июль-2 2014 г.

Дата публикации: 18.07.2014

Статья просмотрена: 614 раз

Библиографическое описание:

Чукалина, Г. М. Планирование принудительного реинжиниринга бизнес-процессов как особой формы реструктуризации предприятий / Г. М. Чукалина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 11 (70). — С. 252-255. — URL: https://moluch.ru/archive/70/12113/ (дата обращения: 18.04.2024).

Ключевые слова: реинжиниринг бизнес-процессов, реструктуризация бизнес-процессов, бизнес-процесс, классификация видов реинжиниринга, принудительный реинжиниринг, конкурентная среда, планирование.

Процессный подход к управлению ставит главной задачу повышения добавочной стоимости конечного продукта путем повышения ценности для конечного потребителя. С этой точки зрения, преобразование структуры предприятия направлено на оптимизацию системы бизнес-процессов, путем удаления таких бизнес-процессов, которые не добавляют ценности для потребителя. Именно с такой целью и применяют реинжиниринг бизнес-процессов предприятия.

Во многих случаях авторы используют понятие «реструктуризация бизнес-процессов» и «реинжиниринг бизнес-процессов» как синонимы. Рассмотрим подробнее понятие «реинжиниринга бизнес-процессов». Реинжиниринг представляет собой метод кардинальной перестройки бизнес-процессов в целях достижения качественно иного, более высокого уровня показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия и является частью программ реформирования предприятия [2, с. 38].

Таким образом, цели реструктуризации и реинжиниринга бизнес-процессов совпадают, однако в определении понятия «реинжиниринг» есть особые отличительные слова «кардинальная перестройка». В связи с этим, не каждый процесс реструктуризации можно отождествлять с термином реинжиниринг. Реинжиниринг можно выделить как особый вид реструктуризации, позволяющий достичь поставленных целей путем кардинального изменения технологий.

Современная концепция реинжиниринга бизнес-процессов претерпела существенные изменения по сравнению с первоначальными разработками. Итогом стало появление различных видов реинжиниринга, классификация которых представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Классификация видов реинжиниринга

В настоящей работе рассматривается такой вид реинжиниринга, как принудительный. Специфика принудительного реинжиниринга обусловлена тем, что предприятие в данном случае является пассивной, а не активной стороной в вопросе принятия решения о кардинальных изменениях в организации. Активной стороной может выступать государство или, в некоторых случаях, головная организация. Как правило, это связано с законодательными изменениями регулирования отрасли, в частности, принудительное внедрение технологических процессов, повышающих экологическую безопасность производства.

Примером может являться ситуация, которая сложилась в спиртовой промышленности России после вступления в марте 2010 года ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Закон обязал предприятия установить оборудование по переработке отходов основного производства — жидкой барды. Данные изменения были направлены на снижение доли сливов отходов производства спирта, а значит, на повышение экологической безопасности предприятия для общества. Реинжиниринг заключался в обязательном внедрении нового процесса по переработке послеспиртовой барды. Последствия отказа от внедрения этого процесса — потеря лицензии на производство спирта. Это один из самых жестких по своим последствиям пример принудительного реинжиниринга, но могут также применятся и различные штрафы, повышение налоговых ставок и т. д.

Цена ошибки в таких условиях очень велика, поэтому особое место в данном случае принадлежит процессу планирования реинжиниринга и последствий его влияния на конкурентные преимущества предприятия. Планирование как функция управления включает следующий комплекс работ [1, с.171]:

-        анализ ситуации и факторов внешней среды;

-        прогнозирование, оценку и оптимизацию альтернативных вариантов достижения целей, сформулированных на стадии стратегического маркетинга;

-        разработку плана;

-        реализацию плана.

Для реализации первых двух пунктов процесса планирования условно выделим такие состояния при проведении реинжиниринга бизнес-процессов, которые позволили бы нам проанализировать динамику преобразования ценности и последствия для конкурентных преимуществ предприятия.

Состояние «0» — это момент до проведения реинжиниринга, отправная точка для дальнейших действий. На данном этапе необходимо проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества предприятия и соотнести их с преимуществами конкурентов. Получаем анализ конкурентной среды. От того, насколько точно будет определено положение предприятия, во многом зависит выбор пути развития этого предприятия. Это первый и один из самых важных этапов в процессе планирования. В дальнейшем необходимо создать прогноз развития ситуации под действием внешней силы в виде принудительного реинжиниринга. Прогнозируем, что будет с предприятием, если мы согласимся провести изменения, и что будет, если откажемся. Прогноз должен быть максимально учитывать все последствия принятия решения. Для прогноза вводим термины «состояние «1» и «состояние «-1».

Состояние «1» характеризуетключевые последствия согласия на принудительный реинжиниринг. С одной стороны, мы избегаем санкций со стороны внешней силы (как правило, государства). С другой стороны, проведение реинжиниринга на предприятии требует ресурсов, времени, необходимости организации процесса управления реинжинирингом, что влечет повышение затрат и может отрицательно сказаться на финансовом результате. Необходимо соотнести затраты на реинжиниринг и затраты на уплату штрафов, а также оценить возможный долгосрочный эффект от проведенной модернизации, что может быть важнее результата соотношения затрат.

Состояние «-1» — это ситуация после отказа от проведения реинжиниринга. Предприятие избегает затрат на проведение реинжиниринга бизнес-процессов, однако, попадает под санкции со стороны государства, которые могут быть выражены как и в повышении налоговых сборов, штрафов, так и в потере лицензии и ликвидации компании.

Предприятие в данном случае является только одним из элементов в системе определенной отрасли промышленности. Отдельно необходимо рассмотреть важную составляющую внешней среды — конкурентов, т. к. конкурентная среда определяется в итоге соотношением тех предприятий, которые провели принудительный реинжиниринг, и теми, кто отказался внедрять новые технологии. Модель развития ситуации в соотношении «Предприятие — Конкуренты» представлена в таблице 1.

Таблица 1

Анализ конкурентной среды при проведении принудительного реинжиниринга

Конкуренты

Предприятие

Состояние «0»

До проведения реинжиниринга

Состояние «1»

После проведения реинжиниринга

Состояние «-1»

Отказ от проведения реинжиниринга

Состояние «0»

До проведения реинжиниринга

Оценка интенсивности конкуренции в отрасли, анализ основных конкурентных преимуществ

Конкурентные предприятия, с одной стороны, увеличили общую массу затрат при проведении реинжиниринга, с другой стороны, избежали санкций, штрафов и других негативных последствий.

Отказ от проведения реинжиниринга, может привести к значительным финансовым потерям из-за санкций.

Конкурентные преимущества теряются.

Состояние «1» После проведения реинжиниринга

На предприятии появляются

затраты на проведение реинжиниринга, но нет затрат, связанных с санкциями. Необходимо соотносить доли этих затрат

Все предприятия отрасли осуществили реинжиниринг бизнес-процесса.

Конкуренция повышается, необходимо выработать грамотную конкурентную стратегию

Возникает тенденция к ужесточению олигополии, что можем принести нам «сверхприбыль», но будет отрицательным для потребителей

Состояние «-1» Отказ от проведения реинжиниринга

Предприятие несет потери, связанные с налоговыми штрафами и другими видами санкций.

Конкуренты могут получать дополнительную выгоду от снижения градуса конкурентной борьбы

Теоретически в данной ситуации мы получаем кризис функционирования отрасли промышленности.

После проведения анализа ситуации и составления прогнозов развития предприятия необходимо разработать план проведения реинжиниринга и составить программу его реализации, установить координаторов процесса, систему обратной связи, которая бы сигнализировала о ходе проведения процессов модернизации. Необходимо помнить, что важнейшее свойство любой системы — это баланс ее элементов, при котором ни один из элементов данной системы не стремится изменить свое состояние. Баланс элементов системы является основой для ее устойчивого состояния и дальнейшей базой для поступательного роста.

В соответствие с этим можно выделить две ситуации:

-        система находилась в балансе, и после реинжиниринга необходимо сохранить исходный баланс;

-        система не находилась в балансе, и реинжиниринг — это путь к достижению баланса.

Спецификой принудительного реинжиниринга бизнес-процессов в данном случае является то, что оценку сбалансированности функционирования предприятия (пассивной стороне) дает государство или головная организация как активная сторона, инициирующая проведение кардинальных изменений и модернизацию процесса производства. Принудительный реинжиниринг — это инструмент достижения баланса системы как отдельного предприятия, так и отрасли в целом для активной стороны. Предприятие как пассивная сторона должно найти свой баланс под влиянием этих внешних воздействий. Будет ли это «состояние «1» или «состояние «-1» зависит от конкретной сложившейся ситуации. Однако проведение процесса планирования реинжиниринга бизнес-процессов позволит максимально быстро и эффективно вернуть предприятию как системе сбалансированность. И т. к. реинжиниринг бизнес-процессов может обеспечить резкое повышение эффективности деятельности предприятия, то и достичь баланса при правильном планировании данных преобразований предприятие может на качественно более высоком уровне. Этот уровень характеризуется процессом наращивания конкурентных преимуществ, необходимых для усиления конкурентоспособности предприятия. Ключом к успеху при планировании принудительного реинжиниринга является поиск положительного эффекта для предприятия и путей его достижения.

Литература:

1.      Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации/Р. А. Фатхутдинов.-М.:Эксмо, 2004–544 с.

2.      Бирюкова Л. В. Планирование реструктуризации промышленных предприятий в процедурах несостоятельности (банкротства): дис.... к. э. наук:/Бирюкова Л. В.; Хабаровская государственная академия экономики и права.- Хабаровск, 2007. — 180 с.

3.      Либерман А. Е. Реструктуризация и совершенствование бизнес-процессов на предприятиях стекольной промышленности: методология и опыт применения: дис.... д. э. наук:/Либерман А. Е..; Саратовский государственный социально-экономический университет.- Саратов, 2007. — 402 с.

Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, проведение, конкурентная среда, конкурентное преимущество предприятия, активная сторона, внешняя сила, внешняя среда, головная организация, классификация видов, пассивная сторона.


Ключевые слова

планирование, бизнес-процесс, конкурентная среда, реинжиниринг бизнес-процессов, реструктуризация бизнес-процессов, классификация видов реинжиниринга, принудительный реинжиниринг

Похожие статьи

Влияние стратегического маркетинга на конкурентоспособность...

Современная конкурентная среда является сложной и динамично изменяющейся системой, что обусловливает

Так как классификация факторов конкурентоспособности предприятия довольно широка, мы рассмотрим наиболее важную их классификацию.

Особенности применения стратегии поведения в конкурентной...

конкурентная среда, долгосрочная перспектива, стратегия поведения, способ активации интересов, рынок, ресурс, конкурентный потенциал, завоевание новых, конкурентное поведение, внешняя среда.

Взгляды учёных на внешнее окружение организации сферы услуг

внешняя среда, косвенное воздействие, предприятие, внешняя среда организации, непосредственное окружение, внутренняя среда, прямое воздействие, окружающая среда, микросреда, непосредственное воздействие.

Конкурентные преимущества на примере компании Samsung

преимущество, компания, конкурент, конкурентное преимущество, конкурентоспособность организации, главный образ, конкурентное преимущество компании, конкурентное преимущество предприятия...

Оценка внешней среды организации и формирование путей ее...

Что такое внешняя среда организации? Что относят к факторам внешней среды? По каким параметрам можно произвести оценку внешней среды?

В любой организации свойственно иметь два вида конкурентов

Обеспечение конкурентоспособности предприятия

Для анализа конкурентных преимуществ, сильных и слабых сторон деятельности

Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособность предприятия, внешняя среда, товар, предприятие, высокий уровень конкуренции, внутреннее окружение, рабочий...

Формирование конкурентных преимуществ современного...

преимущество, конкурент, конкурентное преимущество, внешняя среда, конкурентоспособность организации, фирма, информационная система, короткий промежуток времени, главный образ...

Конкурентная среда: методы исследования | Статья в сборнике...

SWOT, конкурентная среда, анализ, сторона, возможность, конкурентное преимущество, Федеральная антимонопольная служба, кредитно-денежная политика, минимизация угроз, проведение SWOT-анализа.

Оценка внешней среды компании и формирование путей ее...

Внешняя среда компании — это совокупность всех активных хозяйствующих субъектов, общественных, экономических и

Задача компании улучшать и поддерживать стороны, увеличивающие конкурентное преимущество любой фирмы в долгосрочном периоде.

Похожие статьи

Влияние стратегического маркетинга на конкурентоспособность...

Современная конкурентная среда является сложной и динамично изменяющейся системой, что обусловливает

Так как классификация факторов конкурентоспособности предприятия довольно широка, мы рассмотрим наиболее важную их классификацию.

Особенности применения стратегии поведения в конкурентной...

конкурентная среда, долгосрочная перспектива, стратегия поведения, способ активации интересов, рынок, ресурс, конкурентный потенциал, завоевание новых, конкурентное поведение, внешняя среда.

Взгляды учёных на внешнее окружение организации сферы услуг

внешняя среда, косвенное воздействие, предприятие, внешняя среда организации, непосредственное окружение, внутренняя среда, прямое воздействие, окружающая среда, микросреда, непосредственное воздействие.

Конкурентные преимущества на примере компании Samsung

преимущество, компания, конкурент, конкурентное преимущество, конкурентоспособность организации, главный образ, конкурентное преимущество компании, конкурентное преимущество предприятия...

Оценка внешней среды организации и формирование путей ее...

Что такое внешняя среда организации? Что относят к факторам внешней среды? По каким параметрам можно произвести оценку внешней среды?

В любой организации свойственно иметь два вида конкурентов

Обеспечение конкурентоспособности предприятия

Для анализа конкурентных преимуществ, сильных и слабых сторон деятельности

Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособность предприятия, внешняя среда, товар, предприятие, высокий уровень конкуренции, внутреннее окружение, рабочий...

Формирование конкурентных преимуществ современного...

преимущество, конкурент, конкурентное преимущество, внешняя среда, конкурентоспособность организации, фирма, информационная система, короткий промежуток времени, главный образ...

Конкурентная среда: методы исследования | Статья в сборнике...

SWOT, конкурентная среда, анализ, сторона, возможность, конкурентное преимущество, Федеральная антимонопольная служба, кредитно-денежная политика, минимизация угроз, проведение SWOT-анализа.

Оценка внешней среды компании и формирование путей ее...

Внешняя среда компании — это совокупность всех активных хозяйствующих субъектов, общественных, экономических и

Задача компании улучшать и поддерживать стороны, увеличивающие конкурентное преимущество любой фирмы в долгосрочном периоде.

Задать вопрос