Библиографическое описание:

Горохова О. В. Особенности регулирования малого предпринимательства в условиях модернизации экономики региона // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 202-204.

Государство и его политика, касающаяся регулирования малого предпринимательства, играют важную роль в условиях модернизации экономики регионов Р. Ф. Вданной статье рассмотрены особенности регулирования малого предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровне в условиях модернизации экономики региона. Также в статье выявлены основные проблемы, связанные с регулированием малых предприятий органами власти. В заключение выданы некоторые рекомендации, предложенные автором, в плане регулирования малого предпринимательства, обеспечивающие его поддержку.

Ключевые слова: модернизация, малое предпринимательство, регулирование малого предпринимательства органами власти, программы поддержки малому предпринимательству.

The state and its policy concerning regulation of small business, play an important role in the modernization of the economy of the regions of Russia, having got IN this article the peculiarities of regulation of small business at the Federal, regional and municipal level in the conditions of modernization of the economy of the region. Also in the article the basic problems associated with the regulation of small enterprises authorities. In conclusion issued some recommendations, proposed by the author, in terms of regulation of small business.

Key words: modernization, small businesses, regulation of small business of the government, the program of support of small business.

Введение

С момента начала рыночной реформы по сегодняшний день перед органами власти и управления на федеральном, а также на региональном уровне поставлена задача достижения модернизационных изменений во всех сферах, в том числе экономической. Локомотивом модернизации экономики региона, прежде всего, является малое и среднее предпринимательство. Меры институциональной поддержки — действенный рычаг в руках структур, наделенных властью [1]. Следует отметить, что практически во всех известных публикациях в числе системной совокупности важнейших направлений действий решающая роль отводится проблемам структурной перестройки народного хозяйства под руководством и непосредственном участии государств [2]. Еще в 2000 г. органами местного самоуправления Перми муниципальная поддержка малого предпринимательства определялась как «система экономического, правового, социального и организационного обеспечения органами городского самоуправления благоприятной среды для эффективного функционирования и развития малого предпринимательства» [3]. Таким образом, государство и его политика, касающаяся регулирования малого предпринимательства играют важную роль в условиях модернизации экономики регионов Р. Ф.

Выявление и анализ наиболее важных направлений развития явлений по рассматриваемой тематике

Общеизвестен тот факт, что доходную часть региональных бюджетов формируют налоги — обязательные платежи с малых предприятий, в том числе и сферы услуг. В свою очередь, региональные бюджеты формируют в своем составе консолидированный бюджет Р. Ф. Финансовые показатели, в основе которых лежат показатели консолидированных бюджетов, используются при разработке прогнозов экономического и социального развития государства и территорий. Таким образом, государство должно быть заинтересовано в вопросах повышения конкурентоспособности малых предприятий данной сферы. Вскоре малый бизнес может стать одним из основных источников налоговых поступлений в региональный бюджет. Основная часть налоговых поступлений от малого предпринимательства идет в местные городские бюджеты. И естественно очевиден тот факт, что развитие и рост предпринимательства входит в круг задач любого муниципалитета, а также органов власти на региональном и федеральном уровне. Однако, проблемы тут остаются. Во-первых, программы развития малого и среднего предпринимательства в настоящее время приняты не во всех городах-миллионниках. Во-вторых, анализ имеющихся программ свидетельствует, что они имеют множество недостатков. Например, ни одна программа не отражает весь перечень вопросов, определенных федеральным законом в качестве обязательных; не все программы определяют перечень документов, которые должен предоставить субъект малого и среднего предпринимательства, не все программы содержат условия оказания поддержки; условиями предоставления поддержки обозначаются, прежде всего, стабильное финансовое состояние субъектов малого и среднего предпринимательства [1].

Необходимо отметить, что содействие развитию малого и среднего предпринимательства в первую очередь отнесено к вопросам местного значения городских округов. Таким образом, в большей степени все зависит от местных органов управления и от тех программ, которые они разработают в плане регулирования и поддержки малого предпринимательства.

В целом, к основным особенностям регулирования малого предпринимательства органами власти в условиях модернизации можно отнести: во-первых, информационную направленность (размещение принятых программ развития малого и среднего предпринимательства на официальных сайтах администраций городов); во-вторых, инновационную направленность (многие программы направлены на поддержку инновационных малых предприятий); в-третьих, имущественную поддержку (как основной вид помощи малому предпринимательству предлагается сдача в аренду каких-либо муниципальных зданий за льготную плату и с возможностью рассрочки платежа); в-четвертых, направленность на программирование или, другими словами, на составление определенных программ, связанных с развитием и поддержкой малого предпринимательства. Под муниципальной программой федеральный законодатель понимает нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий [4].

Таким образом, государство играет очень важную роль в процессах модернизации экономики, обеспечивая, в первую очередь стабильное развитие малого предпринимательства и его поддержку на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Заключение

В заключение хотелось бы выдать еще некоторые рекомендации в плане регулирования малого предпринимательства органами власти, которые также обеспечат его поддержку:

1)                   Зарегламентировать законодательно обязательное составление бизнес-плана или бизнес-проекта перед тем, как предпринимателю выйти на рынок. Он жизненно необходим как самому предпринимателю, как основной ориентир и как основное руководство к действию, так и внешним инвесторам и кредиторам. Инвестор быстрее пойдет на контакт, если у предпринимателя имеется тщательно продуманный и грамотно составленный бизнес-план своего проекта. Без плана нет бизнеса. Формирование бизнес-плана является одним из предынвестиционных этапов разработки деловых пароектов. Абсолютизация его значения и выделение в самостоятельный этап характерны для сегодняшнего уровня развития экономики России и показывают, с одной стороны, недостаточный профессионализм многих наших менеджеров и предпринимателей, а с другой- неразвитость законодательной базы, неотлаженность механизмов государственного регулирования экономики [5].

2)                   Опыт регламентаций заработной платы в Западной Европе (например, в Германии) показывает, что коммерческие предприятия любой формы собственности не должны получать сверхприбыль, то есть рентабельность бизнеса свыше 25 % считается сверхприбыльной. А сверхприбыль, получаемую предприятием в составе выручки, рекомендуется законодательно изымать в пользу бюджета Р. Ф. или в пользу региональных и местных бюджетов Р. Ф. Для предприятий это будет не так значительно и болезненно, но для бюджета принесет значительную пользу. В дальнейшем использовать эти средства на развитие муниципальных и региональных программ по поддержке малого и среднего предпринимательства и на индексацию заработной платы населению [5].

3)                   Необходимо внедрить новые финансовые технологии, направленные на развитие малого предпринимательства путем обеспечения кредитования малых предприятий сферы услуг под невысокие процентные ставки: это будет более реально, когда ставка рефинансирования ЦБ, которая сейчас составляет 8,25 %, станет равна инфляционным ожиданиям по бюджету, которые составляют 4,5 % на сегодняшнюю дату.

В результате, создавая соответствующие условия, обеспечивающие поддержку малого предпринимательства, государство повысит эффективность российской экономики в целом. Считаем, что все это в конечном итоге приведет к стабильности и гармоничности в экономической и социальной сфере в Р. Ф.

Литература:

1.                 Анимица Е. Г., Зверева С. А., Новикова Н. В. Институциональная поддержка субъектовмалого и среднего предпринимательства –важнейший фактор модернизации экономики муниципального образования// Известия УрГЭУ. 3 (25), 2009.-С. 114–123

2.                 Маннапов Р. Г., Берешева Л. А. Региональный аспект развития сферы услуг в контексте модернизации отечественной экономики.//Проблемы современной экономики, N 1 (45), 2013.-С.205–208.

3.                 Об утверждении концепции поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Перми на 2000−2004 гг.: решение Пермской городской Думы от 20 июня 2000 г. № 74 // СПС «КонсультантПлюс» (раздел «Региональное законодательство»).

4.                 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209‑ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (раздел «Федеральное законодательство»).

5.                 Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация: Учеб. пособие.—5-е изд.,перераб. и доп./Под ред. В. М. Попова.-М.:Финансы и статистика,2003.-432с.:ил.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle