Библиографическое описание:

Сняданко И. И. Когнитивно-поведенческий метод как эффективный метод консультирования в консультировании студентов в технических университетах // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 326-331.

Статья посвящена актуальной проблеме разработки основ психологического консультирования студентов у высших учебных заведениях. Актуальность статьи обусловлена тем, что на сегодня психологическое консультирование в учебных заведениях развито в школах, но абсолютно отсутствует в высших учебных заведениях. В статье проанализировано один из современных эффективных методов в психологической работе со студентами — когнитивно-поведенческий метод. Проанализировано актуальность психологического консультирования студентов в техническом университете с целью формирования у них психологической готовности к будущей профессиональной и управленческой деятельности.

Ключевые слова: когнитивно-поведенческий подход, самоэффективность, психологическое консультирование, психологическая готовность, технический университет, профессионально-управленческая деятельность.

На сегодняшний день актуальной является проблема создания психологического консультирования студентов университета. В нашем исследовании необходимость внедрения психологического консультирования обосновано результатами эмпирического исследования уровня психологической готовности студентов технических университетов к будущей профессионально-управленческой деятельности.

Понятие психологической готовности было введено учеными М. М. Дьяченко и А. А. Кандыбович которые понимали под готовностью интегральные характеристики личности, включают в себя интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства, профессионально-нравственные убеждения, потребности, привычки, знания, умения и навыки, профессиональные способности [5]. На сегодня проблемой исследования формирования психологической готовности к профессиональной деятельности занимаются многие ученые в Украине и России.

В результате проведенного исследования было получено результаты, которые свидетельствуют про низкий уровень психологической готовности студентов к будущей профессионально-управленческой деятельности. Также, в результате проведенного эмпирического исследования было сделано вывод о том, что структура психологической готовности студентов к будущей профессионально-управленческой деятельности предполагает формирование психологической готовности к: учебной, учебно-профессиональной, профессиональной и управленческой деятельности.

Исходя из этого, модель психологической подготовки студентов к будущей профессионально-управленческой деятельности должна состоять из таких этапов, которые предполагают приобретения знаний, умений и навыков которые позволят обеспечить эффективное функционирование студентов в каждом из тех видов деятельности овладение которыми влияет на формирование психологической готовности студентов к будущей профессионально-управленческой деятельности.

На основе результатов эмпирического исследования уровня психологической подготовки студентов технических университетов к будущей профессионально-управленческой деятельности, было выделено следующие этапы психологического консультирования, как:

-        Базовая психологическая подготовка;

-        Психологическая подготовка к учебной деятельности;

-        Психологическая подготовка к учебно-профессиональной деятельности;

-        Психологическая подготовка к управленческой деятельности.

Рассмотрим более подробно каждый этап психологической подготовки. Цель базовой психологической подготовки заключается в том, что студенту необходимо, в первую очередь, овладеть знаниями о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, барьеры, мешающие ему быть ы навыки применения новых эффективных стратегий поведения в своей жизни. Совокупность психологических знаний о себе, особенности мотивации, умений и навыков самоэффективного поведения человека мы будем называть личностной компетенцией студента. Концепцию самоэффективности — положения о том, что человек может научиться контролировать события, влияющие на его жизнь было создана А. Бандурой [1].

Психологическая подготовка студентов к учебной деятельности предполагает овладение студентами в процессе данной подготовки знаниями относительно своих способностей в осуществлении учебной деятельности; анализе собственных стратегий осуществления учебной деятельности; поиска эффективных стратегий и приобретение навыков применения эффективных стратегий поведения в учебной деятельности. Также совокупность знаний, мотивации, умений и навыков самоэффективного поведения студента в учебной деятельности мы и называем учебной компетенции. Иными словами студент должен научиться учиться.

Психологическая подготовка студентов к учебно-профессиональной деятельности направлена на то, что студент должен овладеть знаниями, в отношении себя как субъекта осуществления учебно-профессиональной деятельности. Студенту необходимо осознать то, что мешает ему быть самоэффективным в процессе осуществления учебно-профессиональной деятельности. Преодоление необходимых психологических барьеров будет способствовать овладению мотивацией к эффективному осуществлению учебно-профессиональной деятельности, поиск новых моделей поведения и закрепления новых умений и навыков учебно-профессиональной деятельности. Другими словами, у студента формируется учебно-профессиональная компетенция, которая определяется как совокупность знаний, умений и навыков самоэффективного поведения студента в процессе осуществления учебно-профессиональной деятельности в техническом университете.

Психологическая подготовка студентов технических университетов к управленческой деятельности предполагает овладение психологическими знания относительно своих возможностей осуществлять данный вид деятельности. Студентам необходимо проанализировать свои возможности и барьеры в будущей управленческой деятельности, а также найти эффективные модели поведения в управленческой деятельности и приобретения умений и навыков самоэффективного поведения в возможных управленческих ситуациях. Совокупность знаний, мотивации, умений и навыков самоэффективного поведения в управленческий деятельности называется управленческой компетенцией.

Формирование у студентов технических университетов всех вышеперечисленных компетенций обеспечивает их качественную психологическую подготовку к будущей профессионально-управленческой деятельности.

На сегодня психологическое консультирование является одним с популярных видов психологической помощи клиенту, при этом клиентом может выступать как один человек, так и группа. Психологическое консультирование является сферой практической профессиональной деятельности психолога, связанная с оказанием помощи тем, кто нуждается в ней в виде советов, рекомендаций по решению жизненных психологических проблем [6].

Термин «консультирование» в практике оказания психологической помощи профессионалами также применяется в нескольких случаях: как особый вид помощи, который приводит к конструктивным изменениям у клиента; как некий репертуар возможных действий; как психологический процесс [6].

Согласно нашей модели, консультирование студентов технических университетов в контексте их подготовки к будущей профессионально-управленческой деятельности, должно представлять собой технологию психологической подготовки, что обеспечит овладение студентами компетенций необходимых для осуществления в будущем эффективной профессионально-управленческой деятельности, а именно: личностной, учебной, учебно-профессиональной и управленческой компетенций.

В результате анализа психологических подходов в понимании механизма формирования готовности к какому-либо виду деятельности было сделано вывод о том, что в психологическом консультировании студентов необходимо использовать когнитивно-поведенческий подход.

История возникновения когнитивно-поведенческого подхода начинается с развития бихевиористичного направления в психологии. Бихевиористическое (от англ. «Behavior» — поведение) направление в психологии возникло в начале 20-го века в США. Предмет изучения в бихевиористические направлении стало поведение. Теоретическим лидером бихевиоризма был Дж. Б. Уотсон (1878–1958). Предметом психологии он считал поведение, которая полностью построена из секреторных и мышечных реакций, полностью определяются внешними стимулами [10].

Большое влияние на формирование Дж. Б. Уотсон как ученого оказала развитие в XVIII-XIX вв. концепции рефлекса, основы которой были изложены в работах Ч. Шеррингтона (1857–1952) [9], И. М. Сеченова (1829–1905) [8], И. П. Павлова (1849–1936) [7] и В. М. Бехтерева (1857–1927) [3]. Исследование рефлекторных реакций лабораторных животных, опубликованные Ч. Шеррингтоном в 1906 г., и учение И. П. Павлова об условных рефлексах, которое было положено в основу концепции «объективной» психологии [9].

Значительное влияние на возникновение бихевиоризма оказали труды американского ученого Э. Торндайка (1874–1949) [10], который открыл некоторые основные принципы поведения, которые стали непреложными законами бихевиоризма. В частности Э. Торндайк считал, что важную роль в поведении имеет подкрепление (похвала, наказание и т. д.).

Бихевиористы рассматривали человека как совокупность присущих ей поведенческих реакций. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул — реакция» (SR) была ведущей в бихевиоризме [9].

Э. Толмен ввел в формулу «стимул — реакция» переменную «И» — психические процессы конкретного индивида, которые зависят от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула (SIR) [9].

Б. Скиннер доказал, что любое поведение определяется последствиями, сформулировал «принцип оперантного предопределения» — поведение живых организмов определяется последствиями, которые она вызывает. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять этот поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или избегать его в дальнейшем [17].

Новый подход в развитии бихевиоризма было представлено в теории социального научения А. Бандуры [1]. По мнению А. Бандуры, одна из главных причин, что сделала нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятными могут быть результаты такого подражания для нас. А. Бандура считал, что психическое функционирование лучше понимать в терминах непрерывного взаимодействия между факторами поведенческими, когнитивными и средовыми. Это означает, что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия — это взаимозависимые детерминанты, то есть на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды и других обстоятельств [1].

Дж. Роттер [16] также занимался изучение социального поведения человека. А. Бандура и Дж. Роттера считают основателями социально-когнитивного направления в психологии.

А. Бандура также подчеркивает важность самостоятельных воздействий как причинного фактора во всех аспектах функционирования человека — мотивации, эмоции и действиях. Это наиболее очевидно в его концепции самоэффективности. Дж. Роттер — подчеркивал роль социальных и познавательных переменных в понимании личности. Как и А. Бандура, он считает, что люди — активные участники событий, влияющих на их жизнь [1; 16].

За Дж. Роттером, поведение человека обусловлено ожиданием, того что за действие, которые они выполняют в будущем будет действие которое в будущем приведет к поощрению. Объединение концепций ожидания и подкрепления в рамках одной и той же теории — уникальное свойство системы Дж. Роттера [16].

Центральным конструктом теории социального научения Дж. Роттера было исследование локуса контроля, которое представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепление в своей жизни. Люди с экстернальным локусом контроля считают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. «Экстерналы» верят в то, что они заложники судьбы. И наоборот, люди с интернальным локусом контролю верят в то, что удачи т неудачи определяются их собственными действиями и способностями. Поэтому «Интерналы» и чувствуют, что они в большей степени влияют на подкрепления, чем люди с экстернальной ориентацией локуса контроля [12].

Социально-когнитивная теория А. Бандуры дает более содержательное объяснение поведения человека через взаимосвязь поведения, познавательной сферы и окружения. Под понятие «взаимного детерминизма» А. Бандура предусматривал то, что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения человека, такие как вера и ожидание, а внешние детерминанты, такие как поощрение и наказание, являются частью системы взаимодействующих влияний, которые влияют не только на поведение, но также и на различные части социальной системы [1].

Модель-триада взаимного детерминизма А. Бандуры (поведение — влияние окружения — личностные факторы) показывает, что хотя на поведение и влияет окружение, оно также частично является продуктом деятельности человека, то есть люди могут оказывать какое-то влияние на собственное поведение.

А. Бандура ввел постулат о когнитивном механизме самоэффективности для объяснения личностного функционирования и изменений. Он предположил, что приобретение самоэффективности может происходить следующими путями: способностью выстраивать поведение, опыт, вербальные убеждения и эмоциональное состояние.

Социально-поведенческий подход А. Бандуры повлиял на развитие когнитивно-поведенческого подхода к пониманию и решению психологических, психо-соматических проблем личности.

Основателями когнитивно-поведенческого подхода является А. Бек, А. Элис [2; 13] которые, в основу психологических проблем поместили эмоциональные реакции, возникающие вследствие искривления реальности, основанные на ложных предположениях, обобщениях и т. д.

По мнению АБ. Холмогоровой [11], А. Эллис был склонен искать для всех эмоциональных расстройств содержательные характеристики когнитивных процессов, в то время как А. Бек пытался дифференцировать различные эмоциональные состояния на основе когнитивного содержания.

Под влиянием А. Бека когнитивно-поведенческий подход было положено в основу создания одного из самых популярных методов в психологии и психотерапии ─ когнитивно-поведенческий метод.

На сегодня когнитивно-поведенческая психотерапия — один из самых популярных методов в мировом профессиональном сообществе; это один из немногих направлений психотерапии с научно доказанной эффективностью [11].

Когнитивно-поведенческая психотерапия объясняет психологические проблемы как следствие некорректной переработки информации. Вследствие чего человек делает ошибочные выводы и оказывается несостоятельным эффективно управлять своим поведением. Основой когнитивно-поведенческой психотерапии является коррекция ошибочных убеждений, позволяет изменить отношение к проблемным реакций и исправить поведенческие ошибки [4].

Когнитивно-поведенческая психотерапия предполагает, что проблемы человека возникают из-за искажения восприятия реальности, базирующейся на неверных представлениях, которые, в свою очередь, возникли в результате неверного обучения в процессе развития личности. Смысл терапии заключается в поиске ошибочных стратегий мышления, а также в освоении альтернативного, более реалистичного способа восприятия окружающей среды.

Когнитивный подход изменяет взгляд человека на себя и свои проблемы. Отказавшись от представления о себе как о беспомощной жертве обстоятельств, человек получает возможность увидеть в себе существо, которое как склонно порождать ложные идеи, так и в состоянии исправить их. Признав и исправив ошибки мышления, можно жить на более высоком уровне самореализации [2].

Следовательно, применение когнитивно-поведенческих техник при проведении психологического консультирования студентов будет способствовать преодолению когнитивных барьеров, мешающих эффективной самореализации в учебной, профессиональной и управленческой деятельности.

На сегодня, когнитивно-поведенческий метод (КПТ) широко применяется в клинической практике, психологическом консультировании, коучинга и работе с персоналом на предприятиях. А. Б. Карачевский [4] отмечает, что когнитивная терапия создана для того, чтобы снижать выраженность негативных аффективных состояний и неадаптированного поведения, бросая вызов убеждениям пациента и изменяя как их, так и способ переработки информации. КПТ представляет собой кратковременный сжатый метод, включающий структурированную деятельность и адаптивные ожидания. При индивидуальной КПТ можно без опасений выражать свои мысли и изменять их, формировать самоэффективность в мыслях и поведении.

Преимущества когнитивно-поведенческого метода [2; 4]:

1.      Направленный на изменение поведения, а не поиск причин ее возникновения;

2.      Работает по принципу «здесь и теперь»;

  1. Позволяет решить четко сформулированные цели;
  2. Использует принципы обучения для изменения поведения;
  3. Эффективность методов доказано эмпирически;
  4. Высокий уровень структурированности и целеустремленности;
  5. Помогает менять взгляды на самих себя, на свою жизнь и свое будущее.

Также следует добавить, что исследования по применению когнитивно-поведенческого метода при формировании психологической готовности к будущей профессионально-поведенческой деятельности пока что не проводилось.

В нашем исследовании мы исходим из того, что наиболее эффективным подходом при проведении психологической подготовки студентов технических университетов к будущей профессионально-управленческой деятельности будет когнитивно-поведенческого подход, который дает возможность менять мышление, убеждения, установки человека, мешающие ему объективно оценивать себя и двигаться в направлении совершенствования себя как будущего специалиста или руководителя.

При когнитивно-поведенческом консультировании проведения проблемно-поведенческого анализа ситуации является важной диагностической процедурой, что позволяет отразить такие моменты, как:

-        конкретные признаки ситуации, в том числе, что именно мешает вести себя другим способом;

-        происходит диагностика ожиданий, установок и правил поведения;

-        диагностика поведенческих проявлений (моторика, эмоции, когниции, физиологические изменения, частота, контроль);

-        ожидания последствий [2].

Важно отметить, что при когнитивно-поведенческом подходе применяется метод поведенческой интервенции. В настоящее время в поведенческой психологии используются следующие основные группы методов [11]:

-        Стимулирование мотивации изменения поведения;

-        Коррекции эмоциональных нарушений;

-        Методы саморегуляции;

-        Методы когнитивного переструктурирования;

-        Методы «погашения» нежелательного поведения;

-        Методы формирования позитивного поведения.

Совокупность этих методов в когнитивно-поведенческом направлении будет способствовать формированию эффективных моделей поведения при осуществлении будущей профессионально-управленческой деятельности. С помощью когнитивно-поведенческих техник можно модифицировать дисфункциональные мысли, мешающие осуществлять профессионально-управленческую деятельность, принимать управленческие решения. Когнитивные модели позволяют изменить отношение и поведение управленческих кадров в конфликтных ситуациях, в общении с подчиненными, с руководством.

Необходимо отметить, что когнитивные техники способствуют развитию стрессоустойчивости, выдержки, что является крайне необходимым в работе управленческих кадров. Также доказано рост самооценки, в результате использования когнитивно-поведенческих техник, которые позволяют проработать глубинные убеждения человека, мешающие ей чувствовать себя уверенно [2].

Активная приработки предыдущего опыта, приобретения новых эффективных навыков самоуправления путем проведения поведенческих экспериментов будет способствовать росту психологической готовности студентов к профессионально-управленческой деятельности. Поэтому, модель консультирования студентов технических университетов в контексте их подготовки к будущей профессионально-управленческой деятельности должна базироваться на когнитивно-поведенческом подходе, как одного из наиболее эффективных подходов в коррекции поведения человека [4].

Именно поэтому в основу эффективной технологии консультирования студентов в контексте их подготовки к будущей профессионально-управленческой деятельности положено когнитивно-поведенческий подход и соответствующий метод и техники, которые способствующие овладению студентами знаний, умений и навыков необходимых для осуществления в будущем эффективной профессионально-управленческой деятельности.

По нашему мнению, психологическое консультирование студентов технических университетов в контексте их подготовки к будущей профессионально-управленческой деятельности должна состоять из нескольких этапов консультирования студентов.

При этом, на каждом этапе количество участников консультирование может уменьшаться, а на последнем этапе, этапе овладения управленческой компетенцией могут быть только студенты, которые планируют в будущем заниматься управленческой деятельностью.

Согласно когнитивно-поведенческому подходу, основными компонентами на которые направлена ​​психологическая модель консультирования студентов являются:

1)      когниции — это то, что думает студент о себе в конкретной проблемной ситуации;

2)      эмоции — эмоции возникают в данной проблемной ситуации;

3)      поведение — что студент делает, как ведет себя в данной проблемной ситуации.

В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

-        одним из эффективных подходов в психологическом консультировании студентов технических университетов является когнитивно-поведенческий подход и соответствующие ему психокоррекционные методы и техники;

-        для студентов технических университетов важным аспектом психологического консультирования является психологическая подготовка к будущей профессионально-управленческой деятельности;

-        модель психологической подготовки студентов к будущей профессионально-управленческой деятельности представляет собой совокупность пошаговых этапов консультирования, в процессе которых студент овладевает личностной, учебной, учебно-профессиональной и управленческой самоэффективностью.

Литература:

1.                  Бандура А. Теория социального научения. — СПб.: Евразия, 2000. — 320 с.

2.                  Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии — Cognitive Therapy of depression. — СПб.: Питер, 2003. — 304 с.

3.                  Бехтерев В. М. Мозг и деятельность, М.- Л., 1928: Избр. произв., М., 1954. — режим доступу: http://psylib.org.ua/books/behtv01/index.htm

4.                  Карачевський А. Б. Навчання з когнітивно-поведінкової терапії в Європі та Україні. Вища освіта України — Додаток 2 до № 3, том 5 (30), — 2011 р. — Тематичний випуск «Вища освіта України у контексті інтеграції до європейського освітнього простору» — С. 197–205.

5.                  Дьяченко М. М. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. М. Дьяченко, А. А. Кандыбович. — Мн.: Беларус. ун-т, 1976. — 176 с.

6.                  Карамушка Л. М., Малигіна М. П. Особливості використання «екстремальної» та «стабільної» моделі діяльності психологічної служби у вітчизняній та зарубіжній психологічній практиці. // Психологічній службі системи освіти України 10 років: здобутки, проблеми і перспективи. — К.: Ніка-Центр, 2002. — С.58–60.

7.                  Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей деятельности (поведения) животных. — М.: Наука, 1973. — 661 с.

8.                  Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов — 1866.

9.                  Толмен Е. Ч. Біхевіоризм і необихевиоризм / / Хрестоматія з історії психології / Під. ред. П. Я. Гальперіна, А. М. Ждан. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — С. 47–54.

10.              Торндайк Э., Уотсон Дж. Б. Бихевиоризм. Принципы обучения, основанные на психологии. Психология как наука о поведении. М.: АСТ-ЛТД. — 1998. — 704 с.

11.              Холмогорова А. Б. Философско-методологические аспекты когнитивной психотерапии / А. Б. Холмогорова // Московский психотерапевтический журнал — 1996. — № 3.

12.              Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — 3-е изд. — СПб.: Питер. — 2007. — 607с.

13.              Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 352 с.

14.              Beck A. T. Cognitive therapy and the emotional disorders. — N. Y.: American Book, 1976.

15.              Eccles, J. C. (1957). «Some Aspects of Sherrington's Contribution to Neurophysiology». Notes and Records of the Royal Society 12 (2): 216. doi:10.1098/rsnr.1957.0012

16.              Rotter J. В., (1954). Social Learning and Clinical Psychology, Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.

17.              Skinner B. F. The concept of the reflex in the description of behavior. Journal of General Psychology, 5, 427–458. (1931)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle