Библиографическое описание:

Попова В. Ф., Ищук Е. Г., Белоусова Е. Ю. Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 402-404.

В статье рассматриваются приоритетные направления в физическом и психическом развитии детей дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Ключевые слова: подвижные игры, физическое развитие, гармоничное развитие личности, ФГОС.

Дошкольное образование, как первое звено образовательной системы, в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Признается право на различные образовательные концепции, подходы и модели. Безопасный мир, экология и сотрудничество, а также охрана и укрепление физического и психического здоровья детей стали приоритетными в воспитании и обучении на разных ступенях развития личности. Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», физическое развитие включает в себя приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Научными исследованиями установлена тесная связь уровня работоспособности детей и развития движений, в частности, координация движений, способность соизмерять свои двигательные действия. В свою очередь, эти показатели непосредственно связаны с уровнем физиологической зрелости детей. Это свидетельствует о необходимости тщательной и разносторонней подготовки, которая должна содействовать гармоничному развитию всех структур и функциональных систем организма, особенно тех, от которых в первую очередь зависит способность к обучению и восприятию. [2, с. 59] На наш взгляд, такие возможности обусловливает подвижная игровая деятельность. Именно она создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка: повышается познавательная активность детей, развивается речь, память, мышление, внимание, мелкая и крупная моторика. [3, с. 4]

Игра — основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста, это жизнь ребенка, его восприятие действительности, его эмоции, его главная работа. В игре ребенок отражает реальность, но, не копируя ее, а трансформируя через свои собственные эмоции все увиденное и услышанное. Играя, малыш перенимает опыт старших, налаживает межличностные отношения, учится следовать правилам, осваивает азы хорошего поведения. [3, с. 4]

Основным условием успешного внедрения подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки; делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих; приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. [5, с. 8] Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. [5, с. 9–10]

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели. [4, с. 7]

В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности. Коллективные подвижные игры — это игры, в которых одновременно участвуют небольшие группы участников. Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий. Игры, подводящие к спортивной деятельности, — это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта. [4, с. 7]

Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению. [4, с. 8]

Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры оживляет целостные действия играющих, придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной. [4, с. 8]

Правила — обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности и инициатива играющих в рамках правил игры. [4, с. 8]

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные движения, приобретенные в процессе специальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях. [4, с. 8]

По нашему мнению, необходимо выделять общие характерные черты игровой деятельности, предложенные Н. В. Трацевской. [1, с.53]

Первое отличие — свобода. Детская игра — занятие самостоятельное, добровольное, имеющее аналогии в реальной действительности, но отличающееся своей неутилитарностью, небуквальностью воспроизведения. Эта позиция особенно важна для использования игры в гуманистическом воспитании дошкольников, свобода дает возможность поступать согласно своей воле, своим целям, а не по внешнему принуждению или ограничению.

Второе отличие — творчество. В гуманистическом воспитании творчество рассматривается как неотъемлемая функция ребенка, раскрывающая его потенциал, поскольку способствует самовыражению, дает возможность ребенку показать свою самоценность и индивидуальность. Игра — условие проявления ребенком креативности, свободы, безопасности.

Третье — деятельность. Игра для дошкольников — специфический вид деятельности. Цель ее не в результате, а в самом процессе. Игровая деятельность, как и всякая иная воспитательная деятельность, регулируется не одной, а двумя целями: это цель в объекте, связанная с преобразованием окружающего мира, и цель в субъекте, связанная с преобразованием самого субъекта деятельности.

Четвертое отличие — общение. Оно составляет основу игрового взаимодействия. Игра передается через общение, организуется общением, функционирует в нем. Такое общение основывается на взаимодействии, на содружестве, сотрудничестве и сотворчестве воспитателя и воспитуемого, что помогает установить правильные взаимоотношения, справедливо решить вопросы.

Пятое — отношения. Этому качеству присущи такие признаки, как избирательность, установка на оценку (позитивную, негативную, выражающую безразличие), предрасположенность и готовность к определенному образу действий и др. В подвижных играх дошкольников эти качества формируются в большей степени, чем в других формах работы.

Шестое — эмоциональность. Любая игра дошкольников проходит с эмоциональным подъемом, что возбуждает у детей стремление к воображению, способность к подражанию, копированию поведения. Не вызывает сомнения, что в эмоциональном фоне игры проявляется уровень ее нравственной, психологической культуры, насыщенность духовной жизни.

Седьмое отличие — кооперативность (позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, стимулирование успеха друг друга). Кооперативный характер игровой деятельности способствует объединению детей, их взаимопониманию, сопереживанию. В коллективных играх выявляются и формируются дети-организаторы, дети-вожаки.

Восьмое отличие — комплексность. Педагогически организованная игра выполняет двуединую комплексность: первую — в организации воспитательного процесса, вторую — в формировании личности. Игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Игра и есть практика развития.

Все вышеизложенные педагогические признаки подвижной игры делают ее эффективной формой воспитания детей дошкольного возраста.

Литература:

1.                  Бурая, Л. В. История и современность образования Белгородчины // Материалы всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции/ Отв. редактор Л. В. Бурая. — Старый Оскол: СОФ НИУ «БелГУ», 2014. — С. 184

2.                  Дошкольное воспитание — 1999. — № 6. — С. 58–61.

3.                  Ионова, А. Н. Играем, гуляем, развиваем. / А. Н. Ионова. — М.: Издательство «Экзамен», 2010–125 с.

4.                  Жуков, М. Н. Подвижные игры: учеб.для студ. пед. вузов. / М. Н. Жуков — М.: «Издательский центр «Академия»», 2000–160 с.

5.                  Кенеман, А. В. Детские подвижные игры народов ССР: Пособие для воспитателей дет. сада / Сост. А. В. Кенеман; под ред. Т. И. Осокиной. — М., «Просвещение», 1988. — 239 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle