Библиографическое описание:

Мосина М. А., Красильникова Н. А. Языковой Портфель как инновация современного иноязычного образования // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 398-401.

Данная статья посвящена проблеме использования технологии Языкового Портфеля в практике обучения иностранным языкам как одной из наиболее эффективных форм контроля и оценки результатов учащихся. Одним из преимуществ представленного в статье Языкового Портфеля является возможность дать интегрированную оценку деятельности учащихся, так как он включает оценивание не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов, что является важным в свете новых образовательных Стандартов.

Ключевые слова: иноязычное образование,инновации, ФГОС IIIпоколения, Языковой Портфель, оценка деятельности учащихся.

В условиях интеграции России в мировое пространство остро обозначились проблемы качества образования. Одной из важнейших составляющих управления качеством образования становится контрольно-оценочная деятельность, охватывающая стандарты, образовательный процесс, инструментарий, технологии и результаты педагогических измерений.

Под влиянием гуманистических идей меняется роль контроля в образовании. Контрольные процедуры рассматриваются не только как контрольно-измерительные инструменты, но и как средство получения информации, необходимой для внесения инноваций в учебно-воспитательный процесс и создание наилучших условий для развития учащихся. Модификация роли контроля под влиянием гуманистических идей подчеркивает идею центрирования образования и контроля на учащихся, усиливает значение контроля как средства получения важной для развития учащихся информации, делаются попытки педагогического прогнозирования, успеха.

Наилучшие условия для использования резервов познавательной деятельности создает длительный мониторинг учебной и контролирующей деятельности, осуществляемые в течение продолжительного периода самими учащимися. Именно мониторинг представляет собой основное направление в поиске и реализации форм контроля в обучении иностранному языку, так как позволяет выявить не только получаемые результаты, но и резервы познавательной деятельности.

Иностранные языки как школьный предмет обладают определенной спецификой, так как они позволяют интегрировать не только знания из разных сфер жизни, но и содержат страноведческий и культуроведческий аспекты, которые способствуют интеграции учащихся в глобальное пространство. Поэтому очень важно отслеживать инновации в мире и внедрять их в систему обучения этому предмету. Так, одной из наиболее прогрессивных контролирующих технологий, внедряемых в процесс обучения иностранным языкам, является Языковой Портфель.

Наиболее распространенной моделью является Европейский Языковой Портфель, разработанный Отделом языковой политики при Совете Европы в Страсбурге в 1998–2000 годах как инструмент поддержки развития поликультурности и полиязычия. Европейский Языковой Портфель (ELP) — это свод документов, где люди, где бы то ни было изучающие языки, собирают и хранят все документы, отражающие их достижения в изучении языка и их опыт в межкультурной коммуникации.

В структуру данного Языкового Портфеля входит 3 раздела: «Языковой паспорт», «Языковая биография» и «Досье». Раздел «Языковой паспорт» представляет собой документы, подтверждающие определенный уровень владения европейскими языками на момент предоставления Портфолио. Документы представлены в формате, отражающем критерии оценки языковых навыков в Совете Европы, содержат как официально присвоенные квалификации (часть «Сертификаты и дипломы»), так и описание достигнутых языковых компетенций и межкультурного опыта в период изучения языка (часть «Резюме изучения языка и межкультурного опыта», которая включает в себя самооценку обладателя портфолио, оценки его преподавателей и языковых образовательных учреждений и/или экзаменационных советов, с обязательным указанием этих источников документации). Кроме того, в раздел «Языковой паспорт» входит «Языковой профиль», где на основании «Европейской Схемы Уровней Владения Языком» владелец портфолио самостоятельно представляет оценку своих знаний, разбивая их по навыкам и уровням владения языком.

Раздел «Языковая биография» отражает способность к самооценке и планированию изучения языков. В этом разделе владелец портфолио представляет:

а)     свою историю изучения языка, анализируя собственные достижения и прогресс и подкрепляя анализ примерами и фактами языковой биографии;

б)     перечень межкультурного опыта, т. е. поездок и контактов, и как они повлияли на развитие компетенций и навыков.

Раздел «Досье» предоставляет обладателю портфолио возможность отобрать материал, который ему кажется интересным и информативным, и поместить его в портфолио в качестве иллюстрации тех достижений в области изучения языка, которые были представлены в разделах «Языковой паспорт» и «Языковая биография». Материал может включать в себя примеры эпистолярного жанра — переписка, творческие сочинения, либо наиболее удачные тестовые работы, либо иллюстрации к участию в проектах, т. е. все, что, по мнению владельца портфолио, является показательным в плане изучения языков [1].

В зависимости от возраста обладателя и цели использования данные ELP могут варьироваться и отвечать личностным особенностям владельца. Эта технология нашла применение в школьном образовании при обучении иностранным языкам, особенно наглядно после изменения образовательной парадигмы в начале XXI века.

Тем не менее, основной целью ELP было развитие мотивации учащегося в самостоятельном изучении языков на протяжении жизни и обеспечение социальной мобильности в рамках единой Европы. Но фактически инструментарий Языкового Портфеля намного шире: от мотивации до контроля и оценки и самооценки.

На сегодняшний день выделяют следующие разновидности Языкового Портфеля (ЯП) в зависимости от его целевой направленности:

-        ЯП как инструмент самооценки достижений учащегося в процессе овладения иностранным языком и уровня владения изучаемым языком (Self-Assessment Language Portfolio);

-        ЯП как инструмент автономного изучения иностранного языка (Language Learning Portfolio) — данный вид ЯП может варьироваться в зависимости от одноцелевой или комплексной направленности: по чтению (Reading Portfolio), по аудированию (Listening Portfolio), по говорению (Speaking Portfolio), по письму (Writing Portfolio), взаимосвязанного развития видов иноязычной речевой деятельности (Integrated Skills Portfolio);

-        ЯП как инструмент демонстрации учебного продукта — результата овладения иностранным языком (Administrative Language Portfolio);

-        ЯП как инструмент обратной связи в учебном процессе по иностранному языку (Show Case, Feedback Language Portfolio);

-        многоцелевой ЯП, отражающий различные цели в области овладения иностранным языком (Comprehensive Language Portfolio) [2, с. 52–53].

Но, несмотря на высокую популярность и эффективность данной технологии, при анализе современных российских учебно-методических комплексов выяснилось, что компонент Языковой Портфель существует в единичных случаях и имеет достаточно ограниченную сферу применения. Тем не менее, преподаватели проявляют интерес к этой инновации и делают попытки разработать собственные Языковые Портфели. Поэтому актуальность разработки Языкового Портфеля к современным учебно-методическим комплексам остается.

Представляется, что многоцелевой ЯП является наиболее эффективным вариантом, так как направлен на все аспекты обучения иностранным языкам: накопление материалов, повышение мотивации, контроль, оценка и самооценка деятельности. Следует учесть, что согласно ФГОС III поколения, должны оцениваться все результаты деятельности учащихся: предметные, метапредметные и личностные [3]. В связи с этим, хочется акцентировать внимание на оценке и самооценке деятельности, так как в современных условиях формированию навыка самооценки уделяется большое внимание в связи с субъективизацией учащихся. Вместе с тем, возникает проблема оценивания всех аспектов языка и видов речевой деятельности. Одним из решений является создание листов оценки и самооценки по всем аспектам и видам речевой деятельности, которые развивались в рамках модуля/курса. Таким образом, модель Языкового Портфеля может выглядеть следующим образом:

1.      Титульный лист.

2.      Обращение к родителям.

3.      Памятка для ученика.

4.      Анкетные данные (My Profile).

5.      Досье (Dossier). В этот раздел учащиеся вкладывают письменные работы, рабочие и дополнительные материалы предыдущих лет обучения. Досье представляет собой своеобразную копилку, на базе которой строится последующее обучение.

6.      Лист самооценки (Entrance Self-assessment). В нем учащиеся самостоятельно определяют свой уровень знаний на момент начала обучения (начало года).

7.      Открытый журнал успеваемости (Open Register), который предусмотрен для выставления отметок за зачетные и контрольные работы. Список работ для оценивания каждый учитель составляет в соответствие с его рабочей программой.

8.      Мои достижения (My Achievements) включает работы, проводившиеся в рамках модуля.

9.      Лист самооценки после завершения темы (Self-assessment)

Приведем пример разработанного нами листа самооценки к Unit 1 ItsMe УМК New Millennium English — 5 [4] (см. таблицу 1).

Таблица 1

Лист самооценки к Unit1 ItsMe

Tick your level

Description of achievement

poor

fair

good

excellent

I know:

-        about Internet chats and rules in them;

-        about different collections and people’s attitude to them;

-        about radio programmes and games;

-        parts of computer and how to use them in the right way.

-        I can:

-        find necessary information in texts, books, on the Internet;

-        use a computer for different tasks;

-        use English for communication;

-        make up a project;

-        assess myself.

       

Description of achievement

Level reached

poor

fair

good

excellent

Speaking:

-        Greeting;

-        Asking for personal information;

-        Speaking about different collections;

-        Describing a photo;

-        Describing a computer;

-        Talking on a telephone

Reading:

-        My Class;

-        Hobby (Collections);

-        Computer.

Writing:

-        I can fill in my profile;

-        I can sign photos;

-        I can write short messages in a chat.

I can use:

-        A dictionary;

-        Classroom language;

-        Greeting/meeting patterns

-        Vocabulary for the topics:

·         My class,

·         Chat,

·         Music/radio,

·         Collections,

·         Computer.

I can understand:

-        Classroom language

-        What is said about pupils, their interests;

-        What is broadcast on the radio;

-        What is written in the Internet

-        Implication (hidden sense) of texts.

       

Grammar checklist

Can understand

Can use

Can teach others

-        Positive/negative imperative structures

-        Special questions

     

Study skills

Level reached

poor

fair

good

excellent

-        How I can guess the meaning of unknown words from the context

-        How I can understand

·      general meaning

·      specific information

·      details from the text

       

Pupil’s comments

In Unit 1:

-        I liked most of all:___________________________________________________________

__________________________________________________________________________

-        I didn’t like most of all:_______________________________________________________

__________________________________________________________________________

-        I understood best of all:_______________________________________________________

__________________________________________________________________________

-        I didn’t understand:__________________________________________________________

__________________________________________________________________________

                             

Teacher’s advice: _______________________________________________________________

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что Языковой Портфель представляет собой индивидуально ориентированный инструмент педагогических измерений, предполагающий длительный мониторинг учащимися собственных результатов с их анализом и поиском резервов повышения результатов. Он предполагает формирование у учащихся адекватной самооценки в связи с реальными познавательными достижениями. Осознание учащимися своего опыта во многом связано со вниманием к собственным стратегиям, направленным на более успешное выполнение контрольного задания. Это позволяет «центрировать» контролирующую деятельность на учащемся, создавая условия для самоуправления данным процессом.

Литература:

а)     Европейский Языковой Портфолио (ELP): [Электронный ресурс] / Языковой центр «Лингва Хаус». Официальная страница — Режим доступа к ст. http://linha.ru/evropeiskii_yazikovoi_portfolio_ELP.htm (дата обращения: 10.06.2014 г.)

б)     Чунина Е. ВЯзыковой портфель как технология формирования учебной компетенции школьников// Английский язык в школе. 2012. — № 3(39). — С. 52–27.

в)     Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: [Электронный ресурс]. — URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения: 10.06.2014 г.)

г)               ИУМК “New Millennium English –5”: инновационный учебно-методический комплекс для 5 класса общеобразовательных учреждений: \ Н. Н. Деревянко и др. — Обнинск: Титул, 2004г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle