Библиографическое описание:

Дуплинская Е. Б., Селиванов К. С. Приоритеты государственной политики в финансировании физической культуры и спорта в РФ // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 204-207.

Основной задачей политики государства является повышение уровня качества жизни населения страны. Одним из основных факторов, влияющих на качество жизни, является здоровье нации. Финансовое обеспечение физической культуры и спорта из федерального бюджета преимущественно направлено на финансирование спорта высших достижений, массовый спорт, к сожалению, финансируется в недостаточном объеме.

Ключевые слова: государственная политика, физическая культура и спорт, финансирование.

Как известно, основополагающей задачей государственной политики в социальной сфере является создание условий для роста благосостояния населения РФ, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует достижению указанной цели. В то же время существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Опыт многих развитых стран показывает, что такая задача может быть решена при реализации комплексной программы.

Однако в последнее десятилетие в России из–за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государства этот некогда колоссальный потенциал во многом был утерян. В настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта, требующих неотложного решения, в том числе: недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой; несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта, а также их моральный и физический износ задачам развития массового спорта в стране и др. [1].

Указанные проблемы решаются при максимально эффективном управлении публичными финансами на основе программно-целевого метода, который предусматривает комплексный подход к решению проблемы; распределение полномочий и ответственности; эффективное планирование и мониторинг результатов реализации разрабатываемых государственных целевых программ.

Главным фактором обеспечения экономического роста государства является производительность труда, которая находится в прямой зависимости от качества рабочей силы — от уровня развития физических и интеллектуальных способностей населения страны, занятого в создании совокупного общественного продукта. Развитию физической культуры и спорта сегодня уделяется особое внимание, как одному из главных приоритетов политики государства. Как отметил Президент РФ на встрече посвящённой развитию системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта «Спорт по праву вернулся в число приоритетов государственной политики» [2].

Однако приоритеты государства отдаются спорту высших достижений, а ситуация с финансовым обеспечением массового спорта радикально не поменялась, несмотря на то, что именно в детстве закладывается образ жизни, который в дальнейшем определяет качество жизни человека.

Государственная поддержка физической культуры и спорта в широком смысле — это система финансово-экономического, организационно-правового и социального обеспечения эффективного функционирования и развития сферы физической культуры и спорта.

В международных правовых документах, регулирующих вопросы связанные с развитием спорта, таких как Международная хартия физического воспитания и спорта (Париж, 21 ноября 1978 года), Спортивная хартия Европы (Греция, 15 мая 1992 года), Европейский манифест «Молодые люди и спорт» (Лиссабон, 18 мая 1995 года),Декларация участников европейской конференции «Спорт и местное управление» (Венгрия, 3 февраля 1996 года), Резолюция девятой Европейской конференции министров спорта (Братислава, 31 мая 2000 года) и др., термин «физическая культура» не используется. Данный термин отражает особенность российского национального понимания отношений в сфере спорта.

В России вопросы реализации взаимоотношений в спортивной индустрии регулируются Федеральным законом от 04.12.2007 № 329 — ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 23.06.2014), в соответствии с которым спорт — это сфера социально–культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним; физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития [3].

Необходимым условием развития физической культуры и спорта является его финансовое обеспечение. Структура бюджетных ассигнований Федерального бюджета на финансирование физической культуры и спорта в 2014 году на рис.1.

Рис.1. Структура бюджетных ассигнований Федерального бюджета на финансирование физической культуры и спорта на 2014–2016 годы [4]

Как видно из приведенной диаграммы, приоритеты государственно политики находятся на стороне спорта высших достижений (86 %).

В структуре общих расходов федерального бюджета расходы на физическую культуру и спорт в 2014 году составили 0,6 %, занимая десятое место и опережая расходы на средства массовой информации (0,5 %).

Общая сумма финансирования физической культуры и спорта на 2014 год из федерального бюджета РФ запланирована в объеме 79 868 051,50 тыс. р., на 2015 год предусмотрено увеличение до 100 482 054,40 тыс. р., 2016 год — 98 554 742,60 тыс. р. [4]

За исследуемый период расходы Федерального бюджета в целом на физическую культуру и спорт увеличились на 23,40 % (18,68 млрд. р.). Увеличение расходов в разрезе отдельных статей раздела «Физическая культура и спорт» наблюдается по направлению «Спорт высших достижений» — 36,88 % (на 24,628 млрд. р.). По таким направлениям как: «Массовый спорт» и «Другие вопросы в области физической культуры и спорта» запланировано сокращение финансирования на 57,69 % (5,331 млрд. р.) и на 56,1 % (0,730 млрд. р.) соответственно.

Динамика расходов федерального бюджета по разделу «Физическая культура и спорт» приведена на рис. 2.

Рис.2. Динамика бюджетных ассигнований Федерального бюджета на финансирование физической культуры и спорта на 2014–2016 годы, тыс. р.

Наиболее значимыми мероприятиями, реализация которых финансировалась за счет бюджета Правительства РФ, являются проведение Всемирной летней Универсиады в г. Казани, а также Олимпийских и Паралимпийских зимних игр.

В 2014 и 2015 годах в расходах Федерального бюджета по разделу «Физическая культура и спорт» предусмотрена реализация пяти приоритетных направлений: «Развитие физической культуры и массового спорта», «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва», «Подготовка и проведение чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и кубка конфедераций ФИФА 2017 года в РФ», «Управление развитием отрасли физической культуры и спорта», «Развитие футбола в РФ на 2008–2015 годы».

Несмотря на повышенное внимание со стороны органов государственной власти и управления к развитию спорта, необходимо отметить, что в результате кризисных процессов в экономике и культуре, в России физическое состояние населения ухудшается.

Статистика свидетельствует, что в настоящее время Российская Федерация значительно отстает по показателям регулярных занятий физической культурой от развитых стран, в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40–50 % населения, тогда как в Российской Федерации — только около 11 % [5].

Несмотря на увеличение в последние годы бюджетного финансирования физической культуры и спорта, а также на незначительный рост количества людей, активно занимающихся спортом, направленность и объем государственных расходов далеки от оптимальных. Так, средняя сумма израсходованных на физическую культуру и спорт средств, приходящихся на 1 человека в год, составила в 2003 году 169,5 руб. [5]

Объем запланированных бюджетных средств на 2014 год в расчете на каждого человека увеличился в 3,27 раза и составляет 555 руб. в год. Несмотря на положительную динамику, финансирование рассматриваемой сферы остается недостаточным.

Среди наиболее перспективных направлений развития индустрии спорта в России можно выделить следующие:

-        вовлечение различных социальных групп населения в массовый спорт и оздоровительную физическую культуру;

-        выпуск качественного спортивного инвентаря и оборудования;

-        строительство новых спортивных объектов и совершенствование деятельности имеющихся.

Индустрия физической культурыиспорта призвана решать многие социально–экономические проблемы, такие, как объединение нации, отвлечение молодых людей от вредных привычек, профилактика заболеваний, увеличение средней продолжительности жизни и ее качества. В связи с социальной значимостью, спорт и физическая культура нуждаются в стабильном финансировании при активном участии государства.

Литература:

1.      Постановление Правительства РФ от 11.01.2006 г. № 7 «О Федеральной целевой программе развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы».

2.      Встреча по вопросам развития в России системы физического воспитания детей и детско — юношеского спорта // http://www.kremlin.ru/news/17667 (дата обращения 05.06.2014).

3.      Федеральный закон от 04.12.2007 № 329 — ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

4.      Федеральный закон от 02.12.2013 № 349 — ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов».

5.      Чижов А. О. Проблемы государственного финансирования физической культуры и спорта Российской Федерации // Известия Санкт — Петербургского университета экономики и финансов. — 2008. — № 4. С. 219–221.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle