Библиографическое описание:

Шурин С. А. Объединение людей как конструктивный элемент революции // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 316-318.

Формирование и развитие общества — весьма сложный и длительный процесс. Так же общество — очень сложная система, состоящая из множества элементов. Иногда эти элементы дают сбой и начинают работать не правильно, и, чтобы перестроиться и реорганизоваться, в обществе происходи такое событие как революция.

В сознании людей отложился такой стереотип о революции как о разрушительном и дестабилизирующем событии, которое влечет за собой огромное количество жертв и разрушений. Это действительно так. Если вспомнить знаменитые революционные события прошлого, то можно сказать, что не одно такое событие не обошлось без жертв. Тем не менее, можно предположить, что революции обладают и конструктивными элементами. В связи с недавними событиями в Украине, подобные исследования, возможно, помогут в будущем эффективней решать накопившиеся противоречия. Какими именно конструктивными элементами обладают революции, мы сейчас и выясним.

Начнем с того что революцию лучше всего рассматривать как конфликт. Действительно если исходить из классического определения конфликта, то получается, что революция — это столкновение между старым порядком и новым. Объектом данного конфликта (если рассматривать его в общем) является система. Предметом подсистемы и их механизмы и функции.

Как было сказано, существует гипотеза о конструктивности революции. Так как мы рассматриваем революцию как конфликт, то уместным будет вспомнить такого ученого как Льюис Козер и его труд «Функции социального конфликта». В этом труде ученый, опираясь на идеи Зиммеля и Маркса, приводит примеры конструктивных функций социального конфликта. Исходя из тождественности понятий конфликт и революция, можно сделать вывод, что революции присущи те же конструктивные элементы и функции. [3]

Так же, для того что бы далее было легче ориентироваться в теме работы, разберем понятие конструктивности. Согласно американскому социологу Шмуэлю, конструктивность — это способность к построению чего-либо нового. [6] Теперь зная на что ориентироваться, перейдем непосредственно к анализу функций и элементов революции.

Одной из таких функций является создание людских групп, организаций для более конструктивного урегулирования конфликтов. [1] Если немного отойти от темы то следует упомянуть, что об этом косвенно упоминал Зигмунд Фрейд, говоря, что люди создают общество чтобы подавлять агрессию (человек в одиночку, по мнению Фрейда, с этой агрессией справиться не может). Рассмотрим этот элемент более подробно.

Какую-либо теорию легче проверять на практическом примере. В данном случае, такими примерами будут две весьма известные революции прошлого. Это Нидерландская и Американская революции, целью которых было отделение и самостоятельное развитие.

Объединение людей происходит неслучайно. В контексте Нидерландской революции можно выделить несколько факторов, которые способствовали такому процессу. Во-первых, таким фактором может послужить гнет испанского абсолютизма, который затрагивал интересы широкого спектра слоев общества. В Нидерландах в середине 16-го века наблюдалось складывание капиталистического общества, которое сопровождалось бурным ростом экономики, появлением мануфактурных хозяйств, зарождением буржуазии и пролетариата. Развитию всех этих элементов мешала Испания, которая эксплуатировала Нидерланды в целях своего материального благополучия. От этой эксплуатации страдали не только простые люди, но и дворянство. Нидерландская знать видела в политике Испании угрозу для своего положения. Они боялись, что действия Филиппа II приведут к восстанию, которое сможет сильно ударить по дворянству. Недовольна была также купеческая буржуазия, которая не могла развиваться в условиях экономической политики, проводимой Филиппом II. В частности, были введена разорительная для нидерландской шерстоткацкой промышленности пошлина на ввозимую испанскую шерсть. Кроме этого нидерландским купцам был закрыт доступ в испанские колонии, что наносило тяжелый удар по экономике страны. Схожие причины были и в Американской революции. Англия использовала тринадцать колоний как сырьевой придаток, что очень не нравилось колониальному населению. Апогеем этих недовольств стало событие, которое именуется «Бостонское чаепитие», в ходе которого население будущих соединенных штатов уничтожило огромную партию чая, вывозимую из колоний.

Итогами обеих революций стало создание новых государств (Нидерландских Соединенных республик и США), которые вместе со своим становлением привнесли новые идеи в мир. Так же есть мнение, что итогом Нидерландской и Американской революций стало создание не только новых государств, но и новых наций. Об этом может говорить самостоятельный язык, культуру и идеология [1]. Последние два элемента формировались до и во время революции. [2]

В начале работы было сказано, что революции так же призваны перестроить и реорганизовать существующий порядок. Движущей силой к этому процессу в революциях послужили сословия, которые четко осознавали свои интересы [5]. В Нидерландской революции это было купеческое сословие, которое, отстаивая свои экономические интересы, привели Вильгельма Оранского (лидера освободительного движения Северных Нидерланд) к власти. В США это были плантаторы и фермеры, которые так же страдали от экономического гнета. Так же стоит добавить, что США уже до революции обладала в некоторой степени независимостью (культурной и экономической) [4]. В частности, в колониях возникли временные группы взаимного страхования. Так же развивались образование и культура, с начала XVIII в. В колониях выходили собственные газеты, которые становились проводником новых идей. Не малую роль в формировании национальной идеологии играли культура и образование. На базе колониальных колледжей выросли всемирно известные американские университеты, такие как Гарвардский, Йельский, Принстонский, Колумбийский. К концу колониального периода выросла плеяда выдающихся мыслителей, деятелей американского просвещения — таких, как Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон, Джон Адаме и Джеймс Мэдисон. Эти факторы так же послужили сильнейшим толчком для реорганизации общества и сплочении его для борьбы.

Резюмируя все выше сказанное, стоит отметить, что явным конструктивным элементом, по крайней мере, национально-освободительных революций, является объединение людей ради общего дела или объединение при угрозе опасности. Конструктивен он, потому что способен построить новое государство (США, Нидерландские Соединенные республики) и даже новую нацию.

Литература:

1.                  Антонова А. А. Условия и признаки формирования нации, Научный вестник московского государственного технического университета гражданской авиации №: 4 (166) / А. А. Антонова — Москва: Московский государственный технический университет гражданской авиации, 2011.- 2 с.

2.                  Веремчук Л. П. Исторические особенности американской революции XVIII в. в трактовке Алексиса Токвиля, Известия алтайского государственного университета № 4–2 (76) / Л. П. Вермчук — Барнаул: Алтайский государственный университет, 2012. — 13 с.

3.                  Козер Льюис Функции социального конфликта / Льюис Козер — Москва: «Идея-Пресс», 2000. -205 с.

4.                  Рочестер А. Американский капитализм 1607–1800 / А. Рочестер — Москва, 1950–150 с.

5.                  Чистозвонов А. Н. Нидерландская буржуазная революция XVI в. / А. Н. Чистозвонов — Москва, 1958–188 с.

6.                  Шмуэль Н. А. Конструктивные элементы революций: культура, социальная структура, история и человеческая деятельность [Электронный ресурс] — режим доступа — URL: http://igiti.hse.ru/data/069/314/1234/2_3_3Eisen.pdf (дата обращения 08.07.2014 г.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle