Библиографическое описание:

Евдокимова К. В., Моджина Н. В. Ценность труда на современном этапе // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 314-316.

Одним из самых важных и показательных качеств человека является трудолюбие, а сам труд считается необходимым условием для полноценного существования и развития современного общества. Деятельность каждого человека, которая связана с трудом, направлена на создание материальных и духовных ценностей. Без этих ценностей общество и человек, в частности, не могут развиваться. Труд имеет большое значение: право на труд закреплено во многих международных правовых документах.

Так, право на труд закреплено Всеобщей декларацией правчеловека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 году. Ею провозглашено, что каждый человек в этом мире имеет право на труд, имеет право свободно выбирать работу, а также имеет право на комфортные и справедливые условия труда. Этот документ провозглашает защиту от безработицы, действует во всех странах мира. Вместе с тем, в каждом государстве имеются свои законодательные положения, которые закрепляют право человека на труд и справедливые условия труда. Таким документом, регулирующим эти процессы, является Конституция Российской Федерации [1], в которой закреплено, что труд граждан России является свободным. Это означает, что каждый гражданин может выбирать себе профессию по своему усмотрению (ч.1 ст.37). Другим важным правовым документом, регулирующим трудовые отношения, является Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ [2], так как в нем закреплены права и обязанности наемного работника и работодателя.

Рассматривая вопрос о ценности труда, следует отметить, что в широком смысле она представляет собой фиксированную в сознании человека характеристику его отношения к труду. “Ценности — это стержень любого общества, концентрирующий и вбирающий в себя все формы общественного сознания» [3]. Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции (удовольствие, радость, наслаждение). У каждого человека с детства складывается личностная система ценностных ориентаций, которая формируется на основе господствующих в культуре ценностных представлений, меняющихся с новым периодом в истории.

На современном этапе развития общества ценность труда представлена как целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ. Трудовая деятельность призвана совершенствовать собственный потенциал работника, удовлетворять его потребность в самовыражении, а также помочь достигнуть его внутренней гармонии. Трудолюбие в совокупности с целеустремленностью, интеллектуальными и творческими способностями, высокой степенью социальной мобильности, коммуникабельности, открытости и честности способны сформировать успешную, конкурентоспособную личность. Чем качественнее труд, тем выше качество жизни человека. Единственный источник богатства народа — это труд, приложенный к природе и с необходимостью порождающий те или иные общественные системы. Это труд, развивающий и воспитывающий, ведущий человека по его историческому пути от более примитивных форм присваивающего хозяйства к вершинам производящей экономики. При этом происходит безусловная общественная и внутренняя трансформация человека, которая в процессе создания информационных технологий обретает новый духовный мир, свободу и независимость.

Д. Трубицын, исследуя проблемы модернизации России и стран Востока, подробно останавливается на ценностном отношении человека к труду в развитом индустриальном обществе. Он отмечает, что «качество жизни определяется качеством труда» [4, с. 211–230]. «Единственный источник богатства народа — это труд, труд, приложенный к природе и с необходимостью порождающий те или иные общественные системы. Это труд, развивающий и воспитывающий, ведущий человека по его историческому пути от более примитивных форм присваивающего хозяйства к вершинам производящей экономики. При этом происходит безусловная общественная и внутренняя трансформация человека, которая вместе с индустриальными и информационными технологиями, а вернее, в процессе их создания обретает новый духовный мир, свободу и независимость» [там же].

Ученый приходит к выводу, что сам факт труда есть результат свободного выбора, прийти к которому возможно лишь пройдя через предыдущий этап политической и экономической несвободы. Иными словами, «свобода, данная человеку, не осознавшему, что труд — это не только необходимость, но и благо, будет свободной не для труда, а от труда, не для творчества, а от творчества» [там же].

По словам Д. Трубицына, существование постиндустриального общества возможно, если оно увеличит свою экономическую и деловую активность, если труд станет для человека абсолютной, базовой ценностью [там же].

На современном этапе труд занимает в системе ценностей россиянина не последнее место, но, к сожалению, сам труд как источник удовольствия, самовыражения и самосовершенствования, ценности не представляет. В основном россиянин трудится только ради материального блага. Еще в конце XIX века видный русский историк [5] В. О. Ключевский отмечал, что нигде, кроме России, нет такой непривычки к постоянному ровному размеренному труду, и что ни один европейский народ не способен столь напряженно трудиться короткое время. То есть, основной особенностью российского отношения к труду признается импульсивность.

Если раньше работа могла рассматриваться как цель и способ достижения самых различных благ, сегодня она воспринимается большинством людей только как средство для достижения материального благополучия.

Проблема отсутствия ценности труда актуальна и решаема следующими путями:1) важно еще с детства в семье, в образовательном учреждении воспитывать в ребенке желание трудиться не для материального удовлетворения или последующего отдыха, а ради получения удовольствия от работы; 2) основным фактором в выборе будущей профессии должно быть желание человека в сочетать труд со способностями в выбранной области знания; 3) учебное заведение должно обеспечить востребованность на рынке труда всех специальностей, по которым осуществляется подготовка, а также наладить взаимное сотрудничество с потенциальным работодателем; 4) оно должно поддержать желание учащегося реализовывать способности в той или иной области; 5) обучение непременно должно быть ориентировано на то, чтобы выпускник мог свободно применять полученные знания на практике; 6) на протяжении всей трудовой деятельности, наряду с условиями, создаваемыми работодателем для успешной работы, самовыражения и самосовершенствования, специалист должен сам осознавать собственную полезность, нести ответственность за свою деятельность, а также самостоятельно стремиться к поставленной цели.

Следует отметить, что современный россиянин считает, что государство обязано обеспечить его всем необходимым в жизни (льготами, жильем, образованием, работой, достойной зарплатой и т. д.). Окончив школу, среднестатистический гражданин выбирает учебное заведение, в котором получит профессиональное образование по двум критериям: легко поступить; престиж и высокооплачиваемость будущей профессии. Однако не каждый выпускник российской школы выбирает будущую профессию в соответствии со своими желаниями и способностями. И после окончания учебного заведения не все молодые специалисты идут работать по специальности. Как следствие — неинтересная работа, отсутствие потребности в самовыражении и самосовершенствовании.

Работа была и остается очень важным элементом жизни. Но за последние годы отношение к ней изменилось довольно сильно. Если раньше работа могла рассматриваться как цель и способ достижения самых различных благ — материальных, социального статуса, общественного уважения, удовлетворения потребностей в самореализации, то сегодня работа воспринимается большинством людей только как средство для достижения материального благополучия. Ценность «интересной работы» в иерархии других жизненных целей упала с 43 % до 27 % [6].

Однако проблема отсутствия ценности труда в стране вполне решаема. Во-первых, очень важно еще с детства в семье, в образовательном учреждении воспитывать в ребенке желание трудиться, трудиться не для материального удовлетворения или последующего отдыха, а ради получения удовольствия от работы. Во-вторых, основным фактором в выборе будущей профессии должно быть желание человека в сочетании со способностями в выбранной области знания. В-третьих, учебное заведение в свою очередь должны обеспечить востребованность на рынке труда всех специальностей, по которым осуществляется подготовка, а также наладить взаимное сотрудничество с потенциальным работодателем. В-четвертых, оно должно поддержать и увеличить желание учащегося реализовывать способности в той или иной области. В-пятых, обучение непременно должно быть практикоориентированным, чтобы по его окончанию выпускник мог свободно применять полученные знания на практике. И, наконец, в-шестых, в начале и на протяжении всей трудовой деятельности наряду с условиями, создаваемыми работодателем для успешно работы, самовыражения и самосовершенствования, специалист должен сам осознавать собственную полезность (как для себя лично, так и для компании), нести ответственность за свою деятельность, а также самостоятельно стремиться к поставленной цели.

Современный россиянин же считает, в силу заложенной в нем еще с советских времен программы, что государство в полной мере обязано обеспечить его всем необходимым в жизни (например, льготами, жильем, образованием, работой, достойной зарплатой и т. д.). Мы не исключаем роль власти в жизни общества, но человек сам должен нести ответственность за свою жизнь.

К примеру, в России очень мал уровень предпринимательской активности, который, по нашему мнению, тесно переплетается с трудовой активностью граждан. По результатам опроса, проведенного при подготовке годового отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM) за 2011 год, Россия отстает по уровню предпринимательской активности от стран БРИКС и от большинства стран Восточной Европы. Среди 54 стран — участниц проекта наша страна имеет самый низкий уровень раннего предпринимательства — 4,3 %, следующими на этой шкале являются Малайзия с 4,9 % и Венгрия с 6,3 % — отмечает руководитель отчета, профессор ВШЭ А. Чепуренко [7].

Окончив школу, среднестатистический гражданин России выбирает учебное заведение, в котором получит профессиональное образование, чаще по двум критериям: 1. проще поступить; 2. престиж и высокооплачиваемость будущей профессии. Но далеко не каждый современный выпускник российской школы выбирает будущую профессию в соответствии со своими желаниями и способностями. Даже после окончания учебного заведения не все молодые специалисты нашей страны идут работать по специальности. Как следствие — неинтересная работа, отсутствие потребности в самовыражении и самосовершенствовании.

Таким образом, труд не представляет для большинства российских граждан ценности, за исключением материальной. На наш взгляд, в стране, где труд не имеет ценности, где у молодого поколения отсутствует предпринимательская и трудовая активность, модернизация в сторону постиндустриального общества невозможна. Но государству, системе образовании и каждому отдельному человеку по силам изменить ситуацию к лучшему.

То есть труд не представляет для большинства российских граждан ценности, кроме материальной. Соглашусь с мнением ученых, что в стране, где труд не имеет ценности и у молодого поколения отсутствует предпринимательская и трудовая активность, модернизация в сторону создания постиндустриального общества невозможна. Считаю, что государству, системе образования и каждому отдельному человеку по силам изменить ситуацию к лучшему только при наличии заинтересованности государства в квалифицированных кадрах и создании для них гарантированных условий в трудоустройстве по окончании учебных заведений.

Литература:

1.      Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. СПС «ГАРАНТ». 2008.

2.      Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

3.      Моджина Н. В. Роль права как ценностного феномена в формировании личности: Монография /Моджина Н. В. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. — с. 50

4.      Трубицын Д. В. Модернизация России и стран Востока: опыт философской интерпретации / Д. В. Трубицын. — Новосибирск: Наука, 2010.

5.      Миланченко А. О. Ценность труда в современном российском обществе [Текст] / А. О. Миланченко // Молодой ученый. — 2012. — № 4.

6.      http://www.isras.ru/abstract_bank/1210757247.pdf

7.      http://rost-business.ru/v-rossii-ne-tolko-samyj-nizkij-uroven-rannego-predprinimatelstva-sredi-54-gosudarstv-no-i.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle