Библиографическое описание:

Крюкова О. Ю. Использование «облака слов» при работе с обществоведческой терминологией на уроках истории в начальной школе // Молодой ученый. — 2014. — №11.1. — С. 8-10.

Статья посвящена проблеме формирования обществоведческой терминологии на уроках истории в начальной школе. В статье представлены возможности использования «облака слов» в качестве средства формирования обществоведческой терминологии в курсе исторической пропедевтики. Статья будет интересна педагогам начальной школы.

Ключевые слова: «Облако слов», понятия, преставления.

Большие требования предъявляет общество к выпускнику школы XXI века. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, а также работать с различной  информацией, анализировать, обобщать аргументировать.  Кроме того,  самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Именно в начальной школе средствами гуманитарных предметов закладываются основы общественного сознания граждан России, важной составной частью которого выступает историческое сознание как совокупность представлений и понятий, присущих обществу в целом, его отдельным социальным группам, каждому индивидууму о своем прошлом и прошлом всего человечества.

Современное обновление структуры и содержания школьного исторического образования предполагает внесение системных изменений в организацию учебного процесса, в цели и способы достижения нового качества образования. Большое значение приобретает использование в обучении общественным предметам технологий - интерактивных и информационно коммуникативных, в том числе и для решения классических дидактических задач.

В частности, одной из традиционных является задача формирования обществоведческой терминологии на уроках истории в начальной школе. С одной стороны, налицо усложнение содержания курса исторической пропедевтики, призванного сформировать, в том числе, и терминологическую основу для дальнейшего изучения предмета, с другой – специфика познавательных возможностей младшего школьника, предполагающая поиск новый нетрадиционных средств работы с обществоведческой терминологией.

Одним из таких средств, на наш взгляд, является интернет сервис Tagxedo-Creator, предназначенный для создания «облака слов».

 «Облако слов» или взвешенный список - это визуальное представление списка категорий (или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т. п.). Ключевые слова чаще всего представляют собой отдельные понятия, и важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом.

Возможности использования облака слов в обучении связаны с тем, что: в облако можно записать тему урока, которую учащиеся должны определить; попросить составить предложения по определенной теме, «облако» выступает в качестве опорного конспекта; можно предложить детям прочитать в «облаке» главный вопрос, на который необходимо найти ответ в течение урока; составьте предложения или рассказ, используя как можно больше слов из облака; создать словарное «облако» на основе небольших недавно изученных учебных текстов, и попросить учащихся вспомнить, о чем были эти тексты, и в каком именно контексте использовались слова; показать «облако», составленное из слов, взятых из незнакомого текста, и попросить догадаться о его содержании.

Познавательные возможности в изучении истории и психологические особенности младших школьников, визуальные и содержательные характеристики деятельности по созданию «облака слов» обусловили предположение о том, что его можно использовать в процессе обучения истории в начальной школе в работе по формированию обществоведческой терминологии.

При организации изучения исторических понятий в начальной школе необходимо исходить из того, что:1. В практике обучения истории в начальной школе создание исторических представлений и формирование понятий происходит одновременно: понятия формируются на основе представлений. 2. Исторические понятия формируются на достаточном для младшего школьного уровне и не претендуют высокую степень научности. 3. При организации процесса усвоения представлений и понятий необходимо опираться на субъективный опыт ученика и образное мышление. 4. Фактором, определяющим эффективность усвоения исторических представлений и понятий, выступает использование средств наглядности.

На наш взгляд, использование «облака слов» допустимо на всех этапах работы по формированию обществоведческой терминологии: на начальном этапе, на этапе закрепления и контроля. Также, учитель может в зависимости от технических возможностей школы, организовывать работу над облаком фронтально, индивидуально и по группам. Работа над «облаком» строится по определенным этапам: введение понятия, определение ключевых слов по исходным параметрам, ассоциативным методом подбор образа,  создание облака. Порядок этапов может меняться в зависимости от пути формирования понятия – дедуктивного или индуктивного.

Визуализация изучаемых понятий, критическое осмысление определений, опора на образы и ассоциации, развитие информационной культуры и творческого мышления определяют преимущества использования «облака слов»  при работе с обществоведческой терминологией на уроках истории в начальной школе, через реализацию принципов информационно-коммуникативного и интерактивного обучения, технологии развития критического мышления.

Таким образом, визуальные и содержательные характеристики деятельности по созданию «облака слов» обусловили предположение о том, что его можно использовать в процессе обучения истории в начальной школе в работе по формированию обществоведческой терминологии. Например, вот так выглядит понятие государство, оформленное в «облако слов» с помощью сервиса Tagxedo-Creator.

В данном «облаке»мы видим ключевые слова, определяющие содержания данного понятия, объединенные «облачной» формой. В данном случае это «облако» имеет форму карты, что в сочетании с содержанием наглядно демонстрирует сущность данного обществоведческого термина, на достаточном для младшего школьника уровне.

Начать работу целесообразно с «облаком слов» с объяснения того что такое «облако слов» в понятных для детей терминах (например, «облако слов» – это множество признаков, характерных для определённого понятия, объединённых общим образом (формой)) и привести несколько простых примеров.

…«В этом «облаке» спрятана весна. Форма этого «облака» цветок, так как именно весной распускаются первые цветы. А слова, спрятанные в «облаке», описывают это время года»…

Далее можно предложить детям самим догадаться и порассуждать.  Загадаем понятие «школа».  «…Как вы думаете, что изображено на слайде? Почему вы так решили? А какую форму имеет облако? А почему выбрана именно эта форма?...».

Следующим примером можно уже предложить рассмотреть облако предметно-исторического содержания, например «наука история».

 «…Как вы думаете, что изображено на слайде? Почему? А какой предмет спрятан в «облаке»?  А почему выбрана именно лупа? Какие ассоциации у вас с этим предметом? Как это связано со словами, составляющими облако?»…

Следующим шагом может стать совместное с классом создание «облака» используя компьютер с выходом в интернет и проектор.

В рамках изучения темы «За землю русскую, дети знакомятся с понятием «кочевники». «…Давайте вспомним, кто такие кочевники? Какие признаки их отличают? Перечислим их. Вставим их в «облако». Давайте выберем форму. Какие образы возникают в голове при слове «кочевник». Давайте выберем самый подходящий образ – лошадь. Выбираем цветовое оформление, в зависимости от «настроения» понятия. Выбираем шрифты. Задаем форму. Готово» ... То есть,  идет ознакомление с этапами работы над «облаком» и сервисом Tagxedo-Creator, используются информационные средства, реализуются принципы интерактивного обучения.

Таким образом, не абсолютизируя значения данной формы работы, мы делаем вывод о широких возможностях ее применения в процессе работы с обществоведческой терминологией в начальной школе, связанных с сочетанием в применении одного дидактического средства условно-графической и мультимедийной наглядности, методов и информационно-коммуникативной и интерактивной технологий.

Литература:

1.                  Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории/ Е.Е.Вяземский, О.Ю. Стрелова.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 384 с.

2.                  Сизова, Е.В.Окружающий мир (Мое Отечество). 3 класс. Методические рекомендации/ Е.В. Сизова, Д.Д.Данилов, М.Е. Турчина. – М.: Баласс, 2010. – 256 с.

3.                  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы)/ http://www.ug.ru/new_standards/3

4.                  Чернова, Г.А. Методика преподавания обществознания в начальной школе/ Г.А.Чернова, Л.Г. Жукова, И.В. Митюкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.

5.                  Tagxedo-Creator. http://www.tagxedo.com/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle