Библиографическое описание:

Наумова Е. В. Информационная война в Интернете (на примере текстов, посвященных разгрому Японии в 1945 году) // Молодой ученый. — 2014. — №11.1. — С. 16-18.

В статье раскрыты методы и приемы информационной войны в Интернете на примере текстов, посвященных разгрому Японии в 1945 году. Делаются выводы о необходимости информационной безопасности, разработки образовательной составляющей информационных войн.

Ключевые слова:информационная безопасность, информационная война, информационная агрессия, информационное воздействие, информационная среда.

Не секрет, что в наше время на планете Земля противоборство между различными центрами силы носит во многом информационный характер. Это касается как взаимоотношений между государствами, так и между различными социальными группами, слоями или классами. Последствия информационных войн могут быть столь же глобальными и долговременными, что и результаты войн настоящих. Так, поражение в холодной информационной войне стоило жизни такому государству, как Советский Союз. Президент США в 90-ые гг. XX века Б.Клинтон, выступая на совещании начальников штабов, сказал, что, используя промахи советской дипломатии, с помощью умело примененного электронно-информационного воздействия Америка добилась того, что собирался сделать президент Трумэн с СССР посредством атомной бомбы. Правда, с одним существенным отличием – американцы получили сырьевой придаток, а не разрушенное атомом государство. Вместе с СССР была разгромлена и вытеснена коммунистическая идеология. В связи с этим, особо остро стоит задача самоопределения человека в хаосе информационных битв, т.е. осознание им своих интересов, ибо без такого осознания невозможно развитие гражданского общества,  равно как и эволюция общественных отношений в целом.

Проблема заключается в том, что в научно-методической литературе  недостаточно освещена образовательная составляющая информационных войн (далее – ИВ), в то время как целью ИВ является оказание воздействия на системы знаний и представлений людей. Поэтому большинство пользователей интернета, особенно молодежь, не в состоянии ориентироваться в происходящих в сети процессах и легко подхватывает такие идеи и информационные вирусы, которые наносят ущерб как индивидуальным, так и общенациональным интересам.

Советско-японская война 1945 г. относится к числу событий истории, которые вызывают непреходящий интерес. На первый взгляд, ничего особенного и не произошло: неполные три недели боев на заключительной стадии фактически завершенной Второй мировой войны. Однако эта война оставила глубокий след в истории и остается фактически единственным не развязанным узлом Второй мировой войны.

Как известно, на деятельность исследователей событий Второй мировой войны глубокий отпечаток наложили десятки лет холодной войны, геополитические последствия которой не менее масштабны, чем результаты последней мировой войны. По мнению доктора исторических наук, профессора В.П. Зимонина, агрессия против исторической правды Второй мировой войны стала одним из фронтов нового глобального противоборства, а история противостояния японской агрессии – одним из участников этого фронта.

Один из спорных вопросов разгрома Японии 1945 года – это мотивы вступления СССР в войну против островной империи и выбор даты начала боевых действий.

В Интернете размещены сайты (http://rusk.ru/st.php?idar=104308; http://www.svoboda.org/content/article/2146583.html; http://worldoftanks.ru/ru/content/history/battles/Soviet_Japanese_War/), содержащие тексты, в которых акцентируется внимание на вступление в войну Советского Союза против Японии после атомной бомбардировки американцами Хиросимы. При этом, во-первых, Советский Союз обвиняется в нарушении пакта о нейтралитете, во-вторых, акцентируется внимание на большую роль атомных бомбардировок в поражении Японии и поспешном вступлении Советского Союза в войну, чтобы Япония преждевременно не капитулировала. Однако, в соответствии со статьей 3 советско-японского пакта о нейтралитете от 13 апреля 1941 г. любая из договаривающихся сторон имела право денонсировать этот документ за год до истечения срока его действия, что и было сделано 5 апреля 1945 года.

Что касается второго обвинения в адрес Советского Союза, то весь мир, в том числе и наша страна, и сам японский народ узнали о трагедии Хиросимы и Нагасаки лишь после войны, когда стали проявляться в полной мере последствия воздействия радиации на организм человека. К тому же разработка атомного оружия держалась в секрете, в том числе и от Советского Союза, а атомной бомбардировкой предполагалось не только устрашить Японию, но и нашу страну. Уже тогда атомное оружие рассматривалось как средство сдерживания мощи СССР.

В данном случае используются такие приемы, как: манипулирование сознанием(дозирование информации), информационный вирус, ссылка на авторитет. А построение фраз, например «смешно говорить, что это обещание имеет хоть какой-то приоритет по отношению к договору» это прием – апеллирование к интеллекту.

Отметим, что в самой Японии, по-видимому, также проводилась серьезная обработка массового сознания, которая увенчалась успехом. Так по данным префектуры Хиросимы, 25% японских школьников, считают, что атомную бомбу на их страну сбросил Советский Союз. Отметим, что тиражирование обвинений в адрес советского правительства осуществляется в различных формах – это: интервью, дискуссии на форумах т.д.

Следующая проблема – количество советских войск и Квантунской армии – связана с крайне противоречивой информацией, размещенной на разных сайтах. Если численность советских войск на Дальнем Востоке колеблется незначительно – от 1 577 725 человек до 1 669 500, то количественный состав Квантунской армии – от 443.308 до около 1 млн. человек.Так отметим, что 443.308 человек личного состава Квантунской армии – число, совершенно не соответствующее истине. Кроме того, победа над противником, численность которого почти в четыре раза меньше не так значима, требует меньшего искусства и героизма, чем, если бы разница составила всего 1,8 раза.

Третий спорный вопрос – Курильская проблема. Так в тексте, размещенном на сайте http://stud.ibi.spb.ru/ говорится о том, что советское командование якобы намеривалось оккупировать Курильские острова только вплоть до острова Уруп, а острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи оккупировали лишь, узнав об отсутствии на них американских войск. Однако, на Ялтинской конференции, затем в «Общем приказе №1» о капитуляции японских вооруженных сил коалиционным войскам речь шла о всех Курилах, т.е. и Сталин, и Рузвельт, а затем и Трумэн включали в зону советской оккупации всю территорию Курильских островов. Это было подтверждено в Меморандуме главнокомандующего союзных держав Макартура японскому правительству, в котором указывалось, что из-под юрисдикции государственной или административной власти Японии исключаются все находящиеся к северу от Хоккайдо острова, в том числе группа островов Хабомаи (Хапомандзе), включая острова Сусио, Юри, Акиюри, Сибоцу и Тараку, а также остров Шикотан.

Приведенный выше текст является типичным примером дезинформирования, суть его заключается в намеренном предоставлении такой информации, которая вводит в заблуждение относительно истинного положения дел.

Все эти тексты содержат пропагандируемую идею об отсутствии у России, как правопреемнице СССР, моральных прав на территорию Курил и Южного Сахалина.

Особо хотелось бы отметить, что на сайтах, названных выше, размещенные тексты совпадают и в построении ряда фраз, и в использованных аргументах, и даже в методах и приемах информационно-психологического воздействия. Все это позволило предположить, что существовал исходный текст, который затем неоднократно копировался полностью, либо частями, в том числе и в банках рефератов и курсовых работ. Так, были найдены два реферата с этой информацией, с абсолютно идентичными содержанием, списком литературы и ссылками, в которых указаны разные авторы и даты написания: первый – в 2001 году, второй – в 2005 году. Однако определить какой текст являлся первоначальным, и кто его автор было практически невозможно. Одно можно было утверждать точно: информация составлена в интересах Японии с целью внедрения в сознание молодого поколения россиян исторических оценок, способствующих пересмотру итогов Второй мировой войны и принятия ими японского варианта решения Курильской проблемы.

Но совершенно неожиданно предположение об исходном тексте получило подтверждение в ряде монографий и статей доктора исторических наук, профессора А.А. Кошкина, неоднократно цитировавшего интересующий нас материал, который как оказывается был издан в 1996 году министерством иностранных дел Японии на русском языке для распространения среди российского населения в брошюре «Северные территории Японии».

Еще раз подчеркнем, что важнейшим объектом информационной войны является молодежь, особенно студенты высших и средних специальных учебных заведений, так как они – наиболее энергичная и динамичная часть общества.

Таким образом, открыто говорить о приемах и методах информационной войны сегодня необходимо потому, что, во-первых, осмысление того или иного приема информационной войны позволяет перевести его из разряда скрытых угроз в явные, с которыми уже можно бороться, и, во-вторых, факт наличия теории информационной войны должен предостеречь потенциальную жертву от идеалистически наивного восприятия как внешнего, так и собственного внутреннего мир.

Литература:

1.      Бухарин, С.Н. Методы и технологии информационных войн / С.Н. Бухарин, В.В. Цыганов – М.: Академический проект, 2007. – 384 с.

2.      Зимонин, В.П. Принуждение Японии к миру (Советско-японская война 1945г.: происхождение, ход, уроки). /В.П. Зимонин// Партитура Второй мировой. Гроза на Востоке. – М.: Вече, 2010. – с. 269-305.

3.      Кимура Хидэсукэ. Вторая мировая война и война на Тихом океане.// Партитура Второй мировой. Гроза на Востоке. – М.:Вече, 2010. – с.306-328.

4.      Кошкин, А.А. Россия и Япония: узлы противоречий/ А.А. Кошкин. – М.: Вече, 2010 – 480 с.

5.      Манойло, А.В. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны./ А.В. Манойло, А.И. Петренко, Д.Б. Фролов. – М.: МИФИ, 2007. – 541 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle