Библиографическое описание:

Пивоваров М. А. Психолого-педагогические особенности воспитания студентов педагогического колледжа // Молодой ученый. — 2014. — №11.1. — С. 20-26.

Воспитание молодежи является неотъемлемой частью образовательного процесса любого учебного заведения. На современном этапе развития страны его значение возрастает многократно, поскольку решение новых проблем социально-экономического, политического и культурного строительства будущего России ложится в значительной степени на плечи молодого поколения. И высокую степень актуальности в процессе воспитания приобретает воспитание гражданина Отечества в среднем профессиональном образовательном учреждении (ссузе).

Необходимость воспитания в ссузе подтверждена государственными правовыми актами (Типовое положения «О ссузах», Законом РФ «Об образовании», «Стратегии государственной молодежной политики в РФ»).

В процессе разработки исходных позиций данной работы нами использовались методологические и теоретические положения: о влиянии системы общественных отношений на развитие культуры личности (О. Долженко, Л. И. Коханович и Л. П. Рябов, В. Т. Лисовский); о психологических особенностях, содержании, формах, методах и средствах воспитания молодёжи (В. Д. Лутанский, В. Н. Данюков, Н. М. Оглоблина, Н. А. Петрова);; о гуманизации условий развития личности, психологии общения и совместной деятельности (В. Айнштейн, Л. Г. Вяткин.В) [3, 24].

Однако проблема воспитания студентов среднего профессионального образовательного учреждения как воспитательного института специально и в системе мало исследована. Необходимо научно обосновать реально существующий факт, что студенчество выступает в структуре общества как специфичный социально-воспитательный институт, призванный сыграть существенную роль в развитии личности молодого человека.

Цель исследования явилосьизучение эффективности организации воспитательной работы со студентами в педагогическом колледже.

Студенческий возраст - трудный и сложный период жизни молодого человека. Вместе с тем - это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу, к будущей профессии.

Именно в этом возрасте необходима эффективная организация воспитательной работы с молодежью в ссузе как важнейшей сферы жизнедеятельности личности.

 Студенчество как социальная группа характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношений к будущей профессии.

Выпускники средних профессиональных учебных заведений - квалифицированные специалисты составляют ядро человеческого капитала страны, поскольку их знания, умения и навыки, способности и черты характера во многом определяют решение ключевых социально-экономических проблем развития российского общества. Современный специалист не только профессионал с высоким уровнем развития компетенций и обладает мастерством по своей специальности, он же должен быть высоконравственной личностью с развитыми физическими и эстетическими качествами.

Если же изучать личность студента среднего профессионального образовательного учреждения, то средний возраст его будет составлять от 15 до 20 лет – это период старшего подросткового возраста и ранней юности. В этот период идет процесс становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: нравственных, патриотических, гражданских, профессионально-трудовых и др.

По нашему убеждению, особенности воспитания студентов в современных условиях характеризуются:

1. Новым социальным статусом студенчества в современном обществе с рыночной экономикой и демократическими преобразованиями.

2. Реформами в вузовском образовании (введением новых образовательных стандартов, технологий образования, форм организации педагогического процесса, управления ссузом, форм собственности и пр., которые влияют на формирование мировоззрения будущего специалиста и его личностных качеств).

3. Разрушением сложившихся духовно-нравственных ориентиров. Принятием обществом новых, основанных национальных и общечеловеческих ценностях, воспитательных идей и принципов.

4. Новым ориентиром воспитания в ссузе является формирование конкурентоспособного на рынке труда специалиста, профессионально компетентного, мобильного и гибко реагирующего на вызовы времени.

5. Усилением внимания на творческое развитие, саморазвитие и самосовершенствование будущего специалиста.

6. Появлением новых институтов социализации, оказывающих воспитательное влияние на студентов.

7. Усилением информационных потоков, технологий, влияющих на сознание и поведение современного студента.

Тем временем, можно выделить следующие сложности воспитания современных студентов средних профессиональных учреждений:

- выбор определенной частью студентов будущей специальности обусловлены не профессиональными интересами, а мотивами материального благополучия;

 - у некоторой части студентов наблюдается неуверенность в завтрашнем дне, в своей перспективе, духовная пустота;

- падение престижа интеллигенции в обществе отрицательно сказывается на воспитание студентов;

 - нововведения в ссузе, копирование образцов Западных систем обучения без достаточной творческой переработки разрушают десятилетиями накопленный опыт и традиции вузовского воспитания специалиста.

 - следует подумать о мировоззренческом потенциале модернизированного содержания вузовского образования.

- весьма слабо развиты механизмы правовой защиты и правовой культуры студентов [4, 18].

- общественной работой занимается лишь малая доля студентов.

Выявленные особенности и сложности воспитания студентов на современном этапе помогут эффективному планированию и организации индивидуальной и коллективной форм воспитательной работы с будущими специалистами.

Именно в среднем профессиональном образовательном учреждении, пройдя школу общественных организаций, объединений, творческих коллективов студент приобретает твёрдые жизненные ориентиры, организаторские навыки, личностные качества, необходимые специалисту, руководителю, общественному деятелю.

Отсюда следует, что наряду с решением задач учебного процесса ссуз обязан создавать условия для саморазвития и самоутверждения личности, совершенствования способностей студента, становления его гражданского самосознания. Для этого необходимо выстроить систему внеучебной воспитательной работы.

Считаем, что главной целью воспитательной работы в ссузе должно стать создание педагогически воспитывающей среды, способствующей формированию активного отношения личности к избранной профессии.

Важнейшим звеном в системе внеучебной воспитательной работы является деятельность заместителя директора по воспитательной работе по формированию органов студенческого самоуправления, проведению мероприятий, праздников, конкурсов и координация работы кураторов по адаптации первокурсников.

Среднее профессиональное образовательное учреждение организует жизнедеятельность студентов и педагогического коллектива в соответствии с общепринятыми нравственными нормами человеческого общежития, правилами этикета; атмосферы доброжелательности, уважения личности

В воспитательном процессе следует учитывать и средства воспитания. К средствам воспитания относят разные виды научения, убеждение, внушение, преобразование когнитивной сферы, социальных уста­новок, психотерапию, социально-психологический тренинг, различные другие виды психо-коррекции.

Средствами воспитания могут стать личный пример воспита­теля, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми.

Воспитанность - это интегративный показатель сформированных отношений ученика к учебе, природе, обществу, людям и к себе [2 , 234].

Мониторинговый компонент позволяет оценивать и контролировать результат воспитанности студентов среднего профессионального воспитания.

Наше исследование проходило на базе Николаевского-на-Амуре педагогического колледжа – филиала КГБОУ СПО «Хабаровский педагогический колледж» с октября 2013 по апрель 2014 года.

Цель исследования: выявление эффективности воспитательной работы со студентами в педагогическом колледже - филиале КГБОУ СПО г. Николаевска-на – Амуре.

 В исследовании приняли участие 96 студентов 1-4 курсов, дневного обучения.

В ходе исследования нами были использованы методики:

 1. Методика Н.П. Капустиной «Диагностика уровня воспитанности обучающихся» [1 , 34];

2.Опросник В. Урываевой «Диагностика эффективности воспитательной работы в учебном заведении» [1,43].

Таблица 1

Показатели уровня воспитанности студентов педагогического колледжа

Критерий/ утверждение

Средний балл уровня воспитанности

1 курс

2 -3 курс

4 курс

Средний балл

Уровень воспитанности

1

Эрудиция

3,6

3,2

3,9

3,5

средний

2

Отношение к труду:

3,7

3,9

4,0

3,8

средний

3

Я и природа

4,1

3,9

4,1

4,0

выше среднего

4

Эстетический вкус (отношение к прекрасному):

3,9

2,1

4,2

3,4

средний

5

Я и общество:

2,9

3,8

4,2

3,6

средний

6

Я (отношение к себе):

4,0

3,7

3,9

3,9

средний

Средний балл

3,7

3,4

4,0

3,7

средний

Уровень

воспитанности

средний

средний

выше среднего

средний

средний

Вывод 1: Из таблицы №1 видим, что в колледже, в основном, преобладает средний уровень воспитанности студентов (за исключением утверждения «отношение к природе»). Обучающиеся положительно реагируют лишь на единые и устойчивые педагогические требования, стремятся уйти из – под педагогического контроля, не все студенты 1 курса понимают ценности получения профессионального образования.

Такая позиция порождает узкий круг интересов, нередко проявляет отрицательное отношение к профессии при общем стремлении к учению. Личные интересы ставятся выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними.

Выше среднего (хороший уровень) показали лишь студенты 4 курса (641 и 441 групп). Нравственные установки данных студентов соответствуют требованиям и морали общества. Студенты выборочно реагируют на педагогические требования и воздействия, сотрудничают с педагогом в той области, где совпадают общие и личные интересы, болезненно воспринимают замечания. В ситуациях, требующих напряжение воли, часто не доводят начатое дело до конца. Самовоспитанием занимаются не систематически.

2. Опросник В. Урываевой «Диагностика эффективности воспитательной работы в учебном заведении».

С целью выявления уровня эффективности воспитательной работы в педагогическом колледже заместителя директора по воспитательной работе и кураторов групп, мы провели опрос студентов 1-4 курсов по направлениям воспитания, проводимым в колледже.

Таблица 2

Показатели уровня эффективности воспитательной работы в колледже

Уровень эффективности воспитательной работы

ЗВР

Куратор

Курс

Средний

балл

Уровень развития

Средний

балл

Уровень

развития

1

3,3

средний

3,3

средний

2-3

3,6

средний

3,6

средний

4

3,7

средний

3,7

средний

Общий балл

3,5

средний

3,5

средний

Вывод 2. Из таблицы 2 видим, что студенты всех курсов оценили уровень организации воспитательной работы в колледже заместителя директора по воспитательной работе и кураторов групп как средний (от 3,3 до 3,7 баллов). Таким образом, анализируя результаты исследования, мы пришли к следующему заключению: проблемы в воспитательной работе со студентами существуют.

С целью изучения эффективности организации воспитательной работы в колледже, мы проанализировали план воспитательной работы на 2013-2014 уч. год.

Исходя из цели воспитательного процесса в педагогическом колледже определены конкретные задачи на учебный год.

Первой задачей внеучебной воспитательной работы является укрепление и сохранение лучших традиций, существующих в коллективе колледжа, российского студенчества в целом, направленных на воспитание у студентов представлений о престижности учебного заведения и выбранной профессии, престижности педагогического образования, развитие творчества.

По реализации данной цели, в колледже реализуются следующие направления воспитательной работы со студентами:

1. Гражданско-патриотическое воспитание. С целью формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной выполнять гражданские обязанности проводится следующая работа:

· формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, культурных, нравственных, патриотических норм и установок, создание условий для творческой и профессиональной самореализации личности студента и развития традиций колледжа осуществляется не только в учебное время, но через такие мероприятия, как:

· групповые часы общения;

·  кружок «Патриот»;

· . организация посещений музея колледжа первокурсниками;

·  сохранение и развитие исторических и профессиональных патриотических традиций колледжа (День учителя, День студента, День победы, юбилей колледжа, юбилей Хабаровского края, педагогические чтения, научно-практические конференции и др.)

· работу студенческого парламента.

2. Духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание направлено на формирование этических принципов личности, её моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями социальной жизни, развитие досуга. Оно осуществляется через организацию выставок творчества студентов, встреч с заслуженными педагогическими работниками, интересными людьми, проведение различных творческих конкурсов, фестивалей, конференций, собраний по решению проблем колледжа.

3. Профессионально-трудовое направление предполагает подготовку профессионально-грамотного, компетентного, ответственного специалиста, формирование у него личностных качеств для эффективной профессиональной деятельности. Основные формы и методы реализации данного направления:

·   анализ регионального рынка труда, взаимодействие с учреждениями образования (школами, детскими садами, учреждениями дополнительного образования);

·   проводится целенаправленная работа всего педагогического коллектива по адаптации студентов первого курса к новым условиям их жизнедеятельности с привлечением своеобразных форм деятельности внеучебной сферы.

· взаимодействие с другими ссузами города;

· содействие студентам в обеспечении их временной занятости, трудоустройство по окончанию педагогического колледжа;

· организация студенческих волонтерских отрядов.

Сначала учебного года кураторами групп и всеми преподавателями колледжа проводится целенаправленная работа по адаптации студентов первого курса к новым условиям их жизнедеятельности.

4.Спортивно-оздоровительное направление в колледже нацелено на формирование здорового образа жизни, на становление личностных качеств, которые обеспечат молодому человеку психическую устойчивость в нестабильном обществе. Участие в спортивных соревнованиях колледжа и города формирует личностные качества, необходимые для эффективной профессиональной деятельности. Основные формы и методы реализации спортивно-оздоровительного направления в колледже:

· работа спортивных секций по баскетболу, волейболу;

· проведение соревнований по баскетболу, волейболу, легкой атлетике, плаванию;

· проведение просветительской работы на часах общения о возможностях человеческого организма, особенностях его функционирования, взаимосвязи физического, психологического и духовного здоровья человека;

· участие сборных команд в городских и районных соревнованиях.

В воспитательном плане много общеколледжных мероприятий таких как: День знаний, День учителя, День матери, новогодний карнавал, День студента, межссузовские состязания к Дню защитника Отечества, Международный женский день, научно-практические конференции, педагогические чтения, конкурсы, олимпиады по предметам, спортивные соревнования, последний звонок и др.

На начало учебного года в колледже создано студенческое самоуправление, организован волонтерский отряд, который проводит акции милосердия для детей детского дома. Из добровольцев состоит отряд дружинников. Работают кружки: танцевальный, изобразительного искусства, народных промыслов. Пять раз в неделю работают спортивные секции по баскетболу и волейболу.

Как видим из плана работы колледжа, что воспитательная работа со студентами ведется систематически. Каждая группа совместно с куратором один раз в год разрабатывает и проводит большое мероприятие для всех студентов колледжа, т.е. есть возможность реализовать свои способности каждому студенту.

 Все мероприятия носят воспитывающий характер и направлены на:

·      социализацию личности студента (особенно 1-2 курсов), на адаптацию к новым условиям, самоопределение, улучшение духовного и нравственного климата в коллективе, сохранение культурных и национальных традиций молодых людей;

·      создание условий для максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей, дарований, которые удовлетворяют потребности молодого человека;

·      пропаганду педагогической профессии;

·      воспитание свободной и жизнелюбивой, талантливой и активной личности, инициативного и самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина, проявляющего в реальной жизни доброту, честность, милосердие.

Таким образом, педагогический коллектив колледжа предоставляет студентам возможность выбора видов и форм творческой деятельности, дополнительного образования студентов во внеурочное время в работе органов студенческого самоуправления; в деятельности студенческих общественных объединений и организаций; в походах, разных массовых мероприятиях.

По результатам нашего исследования можно судить о том, что проблемы в колледже в воспитательной работе со студентами существуют, и над ними следует работать всему педагогическому коллективу, особенно кураторам, студенческому активу колледжа и групп.

Следует отметить, что в течение 2013-2014 учебного года проводилось много воспитательных мероприятий по плану колледжа и отдельным воспитательным планам кураторов групп.

Чтобы выявит эффективность данного плана работы, а соответственно и всех проведенных мероприятий, в апреле 2014 учебного года нами вновь проведено исследование по методикам Н.П. Капустиной «Диагностика уровня воспитанности обучающихся» и В. Урываевой «Диагностика эффективности воспитательной работы в учебном заведении».

Таблица 3

Показатели уровня воспитанности студентов педагогического колледжа

(апрель 2014 год)

Критерий/ утверждение

Средний балл уровня воспитанности

1 курс

2 -3 курс

4 курс

Средний балл

Уровень воспитанности

1

Эрудиция

2,9

4,7

3,8

3,8

средний

2

Отношение к труду:

3,1

4,6

3,8

3,8

средний

3

Я и природа

3,2

4,3

3,8

3,7

средний

4

Эстетический вкус

2,8

3,6

3,8

3,4

средний

5

Я и общество:

3,0

4,1

3,6

3,5

средний

6

Я (отношение к себе):

3,1

4,7

3,7

3,8

средний

Средний балл

3,0

4,3

3,1

3,6

средний

Уровень

воспитанности

средний

выше среднего

средний

средний

средний

Вывод: Из таблицы №3 видим, что в колледже, как и в октябре 2013 года, преобладает средний уровень воспитанности студентов, (только студенты 2-3 курсов показали выше среднего уровня воспитанности) Обучающиеся положительно реагирует лишь на единые и устойчивые педагогические требования, стремятся уйти из – под педагогического контроля, не помогает преподавателям, не все студенты 1 курса понимают ценности получения профессионального образования. Такая позиция порождает узкий круг интересов, нередко проявляет отрицательное отношение к профессии при общем стремлении к учению. Личные интересы ставят выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними.

Выше среднего (хороший уровень) показали лишь студенты 2-3 курса (621 и 421 групп). Нравственные установки данных студентов соответствуют требованиям и морали общества. Студенты выборочно реагируют на педагогические требования и воздействия, сотрудничают с педагогом в той области, где совпадают общие и личные интересы, болезненно воспринимают замечания. В ситуациях, требующих напряжение воли, часто не доводят начатое дело до конца. Самовоспитанием занимаются не систематически, хотя и считают его необходимым для выбранной профессии.

2. Опросник В. Урываевой «Диагностика эффективности воспитательной работы в учебном заведении».

Таблица 4

Показатели уровня эффективности воспитательной работы в колледже

Уровень эффективности воспитательной работы

ЗВР

Куратор

Курс

Средний

балл

Уровеньразвития

Средний

балл

Уровень

развития

1

4,7

высокий

4,5

высокий

2-3

4,3

высокий

3,9

средний

4

4,1

высокий

3,9

средний

Общий итог

4,3

высокий

4,1

средний

 Вывод: Из таблицы 4 видим, что студенты всех курсов оценили уровень организации воспитательной работы в колледже заместителя директора по воспитательной работекак высокий, а кураторов групп как средний (за исключением студентов 1 курса).

            Далее нами проведен сравнительный анализэффективности воспитательной работы в колледже за учебный год.

Таблица 5

Сравнительные показатели эффективности воспитательной работы в колледже в октябре 2013 и апреле 2014 год

Курс

Уровень эффективности воспитательной работы

Заместитель директора по ВР

 Куратор группы

На октябрь 2013 года

На апрель 2014 года

На октябрь 2013 года

На апрель 2014 года

1 курс

средний

высокий

средний

высокий

2-3 курс

средний

высокий

средний

средний

4 курс

средний

высокий

средний

средний

Общий итог

Средний

высокий

средний

средний

Вывод: Из таблицы № 5 видим, что как и в октябре 2013 года, студенты всех курсов (за исключением 1 курса) оценили уровень воспитательной работы в колледже заместителя директора по воспитательной работе как высокий, а кураторов групп как средний (за исключением студентов 1 курса).

По результатам исследования можно судить о том, что проведенные в течение года воспитательные мероприятия практически никак не повлияли на повышение эффективности воспитательной работы в колледже, а соответственно и уровень воспитанности студентов, несмотря на то, что в колледже создана благоприятная воспитывающая среда для развития творчества и самореализации студентов.

Чтобы выявить, почему такая большая воспитательная работа, проведенная за год, не дала положительных результатов, мы провели опрос среди студентов 1-4 курсов по составленному нами опроснику «Недостатки воспитательной работой в колледже».

 Опросник включал два вопроса:

1. Какие недостатки в воспитательной работе колледжа Вы можете отметить?

2. Каковы Ваши предложения по улучшению воспитательной работы в группе, в колледже?

Выявив такие недостатки, мы предложили студентам 3-4 курсов внести свои нами предложения по улучшению воспитательной работы в колледже.

Студенты выдвигают следующие предложения по улучшению воспитательной работы:

1. Разработать новую концепцию (систему) воспитательной работы.

2. Создать в колледже реально действующий орган студенческого самоуправления из активных студентов;

3. Привлекать к организации мероприятий большее количество студентов нового набора;

4. Выявлять таланты студентов нового набора;

5. Проводить больше познавательных мероприятий;

6. Использовать новые интересные формы работы;

7. Кураторам чаще обсуждать со студентами проблемы группы.

Массовое вовлечение студентов в процесс саморазвития осуществляется лишь при условии четко спланированной, интересной и разнообразной системы воспитательной работы при максимальном развитии активности, ответственности и самостоятельности.

 Поэтому считаем, что необходимо пересмотреть Концепцию воспитательной работы в колледже и внести в нее коррективы, привлекая к работе активистов групп.

Литература:

1.         Диагностика и коррекция психического развития молодежи / Под ред. Н.П. Капустина - Минск.: Университет, 1997. – 237с.

2.         Мостовая, Е.Б. Ценностное создание студенчества. – ЭКО, 1994. - №11. - с. 79 - 89.

3.         Кузнецов, А. А. и др. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа) // Информатика и образование. – М., 2005. № 1. – С. 15-25.

4.         Чернышов, А. Н. Студенческое самоуправление: социально-психологические аспекты. – Воронеж, 1990.

Основные термины: воспитательной работы, эффективности воспитательной работы, воспитательной работе, «Диагностика эффективности воспитательной, организации воспитательной работы, внеучебной воспитательной работы, воспитания студентов, колледже заместителя директора, эффективности организации воспитательной, Урываевой «Диагностика эффективности, уровень организации воспитательной, педагогическом колледже, кураторов групп, особенности воспитания студентов, организация воспитательной работы, воспитанности студентов, форм воспитательной работы, педагогического колледжа, целью воспитательной работы, уровень воспитательной работы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle