Библиографическое описание:

Цай Л. В. Научная активность как стимулирующая составляющая инновационной активности // Молодой ученый. — 2014. — №11.1. — С. 62-65.

На сегодняшнем этапе развития психологической науки проблема инновационной активности набирает популярность и находится в активной разработке. Но относительно недавно инновационная активность изучалась только в экономическом аспекте развития организаций и регионов. В психологическом аспекте инновационная активность отражает интегральную характеристику человека, которая раскрывается в совокупности деятельности, продуцировании, принятии, использовании новых идей человеком.

Прежде чем более подробно рассмотреть научную активность студентов профессиональных образовательных организаций как стимулирующую составляющую инновационной активности, необходимо уточнить, что мы понимаем под стимулирующей составляющей. В психологическом словаре стимул это – побуждение, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, интересами, стремлением и пр. [3, с. 632]. Стимулирующая составляющая определяется как побуждение человека к активности, деятельности, инициативе. Так, научная активность студентов является побуждением и одним из первых шагов к инновационной активности.

Активность определяется как универсальное свойство присущее всему живому. В одних случаях активность соотносится с поведением, в других – с деятельностью, в третьих - определяется по составляющим ее компонентам. Активность характеризуется целенаправленностью, мотивацией, осознанностью, эмоциональностью, инициативностью и ситуативностью. Важным для нашего исследования является соотношение понятий «активность» и «деятельность». Рассмотрение активности в сравнении с понятием «деятельность» связано с теорией деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым и его последователями В.А. Петровским, А.Г. Асмоловым. В рамках деятельностного подхода активность определяется как побудительная сила деятельности, процесс, источник и механизм развития. А.Н. Леонтьевым предложена формула активности: «Внутренне (субъект) воздействует через внешнее и этим само себя изменяет». В концепции В.А. Петровского активность – всеобщая характеристика жизни и непременное условие существования живых существ, их универсальный способ воспроизводства себя. Обладание этой способностью характеризует субъекта активности [5].

По мнению К.А. Абульханова-Славской: «принципиальным отличием активности от деятельности является то, что деятельность исходит от потребности в предмете, а активность – от потребности в деятельности» [1, с. 43].

Период обучения в профессиональной образовательной организации совпадает с юношеским периодом. Юность – самая прекрасная и яркая пора, это выбор жизненного пути, учёба, овладение будущей профессией. Как правило, юноши и девушки достигают наиболее высоких результатов в учёбе, науке и общественной жизни именно в студенческие годы. Студенческий возраст имеет свои особенности, такие как: высокий уровень развития физических и интеллектуальных сил, рост творческих возможности, инициативность, риск, настойчивость, смелость, решительность при принятии нового. В студенчестве центральным является преобразование и становление системы ценностей и мотивации. Именно  в студенческие годы наиболее ярко проявляется научная активность, юноши участвуют в конференциях, пишут научные проекты, проводят исследования, посещают научные лекции и т.д.

В психологии инновационная активность предстает как внешняя сила инновационного потенциала личности. Инновационный потенциал личности - совокупность социально-психологических особенностей личности, которые с одной стороны обеспечиваю продуцирование инноваций, а с другой – их продвижение в практическую деятельность [6].

Мы опираемся на модель инновационного потенциала личности составленной А.Д. Карнышевым, Т.А. Тереховой и И.В. Пахно. По мнению авторов, структура инновационного потенциала включает в себя такие компоненты как: 1) профессиональные компетенции; 2) креативность; 3) предприимчивость; 4) смыслы, ценности; 5) личностные качества.

Таким образом элементами инновационной активности, являются:  мотивационный компонент, когнитивный, эмоциональный, волевой, операционно – деятельностный и ценностный.

В нашем исследовании приняли участие студенты профессиональных образовательных организаций г. Хабаровска. Для выявления категориальной структуры представлений о научной активности был использован ассоциативный эксперимент и свободное описание качеств человека обладающего научной активностью.

Ассоциативный эксперимент. Объектом исследования в ассоциативном эксперименте являются системы слов, а предметом – психологические закономерности их проявления. Ассоциативный эксперимент позволяет на основе формальной обработки данных сделать выводы относительно закономерностей «…семантического родства слов (или, вернее, субъективного переживания испытуемым степени их семантического родства)». Ассоциативная техника отражает как когнитивные структуры, стоящие за языковыми значениями, так и индивидуальные особенности испытуемых, их личностные смыслы. В качестве понятия-стимула в ассоциативном эксперименте выступило слово «научная активность». Ассоциативный эксперимент позволил определить набор основных понятий, являющихся символами научной активности в сознании студентов.

Обработка результатов ассоциативного эксперимента. Первоначально осуществлялся анализ частотности полученных ассоциаций. Затем полученные данные были обработаны методом контент-анализа, на основе которого была составлена категориальная сетка. В качестве единиц анализа выступали слова-ассоциации, которые были сгруппированы в основные категории. Обоснованность отнесения слов-ассоциаций к определенным категориям обеспечивалось проведением экспертной оценки.

Выделенные на основе контент-анализа ассоциации нормировались исходя из общего числа полученных ассоциаций. Частота использованных категорий позволили определить групповую «меру» выраженности, являющуюся символами научной активности в сознании студентов.

Свободное описание качеств человека обладающего научной активностью. Качества, человека обладающего научной активностью, выявлялись при помощи свободного описания этих качеств. Следует отметить, что метод свободного описания стимулирует актуализацию субъективного опыта, связанного с качествами человека обладающего научной активностью в языковую форму. В таблице 1 представлено содержание категориального пространства, отражающего имплицитные представления студентов о научной активности

Таблица 1

Содержание категориального пространства, отражающего имплицитные представления студентов о научной активности

Наименование категории

Частота встречаемости

% в общем массиве ассоциаций

Написание научных проектов

6

13,3

Участие в конференциях

5

11,1

Риск

5

11,1

Написание научных статей

4

8,8

Чтение научной литературы

4

8,8

Эксперимент

3

6,6

Посещение лекций и семинаров

3

6,6

Участие в научных конкурсах

3

6,6

Общение с учеными

2

4,4

Просмотр научно-познавательных программ

2

4,4

Овладение профессиональными навыками

2

4,4

Поддержка преподавателей

2

4,4

Подарить свои знания миру

1

2,2

Изучение и систематизация поступающей информации

1

2,2

Инициатива

1

2,2

Посещение библиотеки

1

2,2

Итого

45

100,0

Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что научная активность ассоциируется у студентов главным образом с написанием научных проектов. На втором месте ассоциации связанные с участием в конференциях и риск. Третье место занимают такие ассоциации как: написание научных статей, чтение научной литературы. На четвертом месте ассоциации: эксперимент, посещение лекций и семинаров. Единичными ассоциациями представлены: подарить свои знания миру, инициатива, изучение и систематизация поступающей информации, посещение библиотеки.

С целью изучения качеств человека обладающего научной активностью было использовано свободное описание этих качеств. Полученные данные были обработаны методом контент-анализа. На основании полученных данных в результате контент-анализа была составлена теоретическая категориальная сетка. Результаты проведенного исследования позволили выделить три категории:1) эмоциональные качества; 2) когнитивные качества; 3) волевые качества. Содержание категориального пространства, отражающего имплицитные представления студентов, о качествах человека обладающего научной активностью представлено в таблице 2.

Таблица 2

Содержание категориального пространства, отражающего имплицитные представления студентов, о качествах человека обладающего научной активностью

Категории

Подкатегории

Частота встречаемости

% в общем массиве ассоциаций

Вес категории

Эмоциональные качества

Коммуникабельность

2

5,6

14%

Отзывчивость

1

2,8

Дружелюбность

1

2,8

Терпимость

1

2,8

Когнитивные качества

Любознательность

4

11,1

69,6%

Креативность

5

13,9

Высокий уровень интеллекта

2

5,6

Хорошая память

1

2,8

Сообразительность

3

8,3

Мышление

1

2,8

Тяга к знаниям

1

2,8

Способность анализировать

1

2,8

Внимательность

1

2,8

Воображение

1

2,8

Мобильность

3

8,3

Практичность

1

2,8

Находчивость

1

2,8

Волевые качества

Решительность

1

2,8

16,2%

Смелость

1

2,8

Целеустремленность

1

2,8

Организованность

1

2,8

Упорство

1

2,8

Твердость характера

1

2,8

Итого:

36

100,0

100,0

             

Результаты, представленные в таблице 2 свидетельствуют о том, что качества человека обладающего научной активностью в большей степени ассоциируется с когнитивными качествами 69,6%. Данная категория представлена следующими подкатегориями: любознательность, креативность, высокий уровень интеллекта, хорошая память, сообразительность, мышление, тяга к знаниям, способность анализировать, внимательность, воображение, мобильность, практичность, находчивость.

На втором месте волевые качества 16,2% представлены следующими подкатегориями: решительность, смелость, целеустремленность, организованность, упорство, твердость характера. Согласно полученным данным, на третьем месте категория эмоциональные качества 14%: коммуникабельность, отзывчивость, дружелюбность, терпимость.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что у студентов среднего профессионального образования сформированы представления о понятии научной активности.  Категориальная структура представлений студентов о том, какими качествами должен обладать человек, проявляющий научную активность, включает три составляющих, имеющих разную долевую представленность. Когнитивные качества являются доминирующими в системе представлений.

Литература:

1.                 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская – М., 1991. – 299 с.

2.                 Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989.— 256 с.

3.                 Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. Ред. В.Б. Шапаря – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 808 с. – (Словари).

4.                 Пазухина С. В., Богатырева Ю. И. Инновационная активность молодых ученых: содержание, структура, условия развития // Молодой ученый.2012. N 10. С. 363-371.

5.                 Пахно И.В. Активность субъекта в процессе переживания и преодоления кризисных ситуаций: монография. Хабаровск: Изд – во ДВГУПС,2011.-149 с.

6.                 Ушаков Д.В., Карнышев А.Д. Компетенции, креативность и предприимчивость как основа инновационных потенциалов личности и группы [Текст] // Экономическая психология: актуальные исследования и инновационные тенденции: материалы десятой юбилейной междунар. Науч.- практ. Конф. /под общ. Ред. Д-ра психол. наук, проф. А.Д. Карнышева. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. – 378-393 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle