Библиографическое описание:

Попова А. В. Информационные технологии как фактор формирования и развития профессиональных компетенций учащихся на уроке физики // Молодой ученый. — 2014. — №11.1. — С. 49-52.

Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных отраслях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту1

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

Компетенция – система знаний, умений, личностных качеств, практического опыта, определяющая готовность личности к успешной профессиональной деятельности в определенной области.

Компетентность – результат освоения компетенций конкретной личностью.

Комплекс «ключевых компетенций» можно представить четырьмя компонентами:

ü    Информационная составляющая компетенции (способы приема, хранения и оформления передачи информации).

ü    Проектировочная составляющая компетенции (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, сроков).

ü    Оценочная составляющая компетенции (способы сравнения результатов с целями, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации).

ü    Коммуникативная составляющая компетенции (способы передачи информации и привлечения ресурсов других людей для достижения своих

Целью профессионального образования в настоящее время является не только научить, но и приобрести профессиональную квалификацию, на фоне развития компетентностей, которые дадут возможность справляться с различными многофункциональными ситуациями и работать в группе. Образование должно обеспечивать специалистов, умеющих применять знания в различных ситуациях, адаптироваться  к быстроменяющейся реальности.

Современный подросток легко обращается с современными средствами связи. Владение информационной компетенцией предполагает, что учащийся умеет самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Более высокий уровень информатизационных умений допускает, что ученик умеет создавать новую, значимую для себя и других информацию, умеет отделять полезное от бесполезного.

Наши учащиеся имеют слабые навыки в поиске, анализе и отборе необходимой информации. Для них вызывает большие затруднения работа с текстами, информация для докладов с Интернета скачивается некорректно, бездумно.

Формирование информационной компетентности на уроках физики включает в себя следующие умения:

ü      владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками,  каталогами, словарями, Интернет и так далее;

ü    самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую  для решения задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

ü    ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;

ü    уметь осознанно воспринимать информацию;

ü    владеть навыками использования информационных устройств;

ü    применять для решения задач информационные и телекоммуникационные технологии.

На уроке формирование вышеперечисленных компетенций является организация изучения учебного материала через целенаправленное использование разнообразных объектов – носителей информации и обучение работе с ними. Наши учащиеся имеют большие затруднения с восприятием и большого объема информации и с сочетанием различных физических объектов друг с другом. При этом для систематизации знаний и упрощения восприятия все изучаемые объекты, можно наполнять физическим смыслом, проводя межпредпетные связи с другими предметами. Так, математические уравнения переносятся на физические формулы, приступая к выводу какой-либо величины из формулы, я провожу у учащихся ассоциацию с уравнениями в математике, это упрощает нахождение искомой величины. Изучение многих тем (например «Трансформатор», «Электрический ток») имеют тесную связь со спец. предметами. Использование при изучении понятий межпредметные связей, позволяет углубить содержание физического понятия. Практическое применение изучаемого понятия позволяет учащимся применять полученные знания на практике.

Для организации работы с объектами – носителями информации можно использовать следующие типовые задания, направленные на умение выделять текст и использовать информацию, заложенную в этих объектах:

1. Текст учебника

-          Прочитать и ответить на вопросы по тексту (репродуцирующие)

-          Найти в тексте некоторую определенную информацию, например, определение

-          Выписать информацию из учебника

-          Найти в тексте ответ на вопрос

-          Найти в тексте тезис (утверждение), аргумент (доказательство) и вывод

2. Текст условия задачи

-          Выделить в тексте задачи объекты и происходящие с ними процессы

-          Определить, на какую тему задача

-          Выделить вопрос задачи

-          Назвать физические величины, приведенные в тексте задачи

-          Определить, какую физическую величину нужно найти, чтобы ответить на вопрос задачи

-          Сделать краткую запись условия задачи

3. Физические величины

-          Установить соответствие между физической величиной и ее буквенным обозначением

-          Установить соответствие между физической величиной и единицей измерения

-          Указать единицу измерения физической величины в СИ

4. Формулы

-          Назвать физические величины, входящие в формулу

-          По словесному определению физической величины записать формулу

-          Выразить физические величины из основной формулы

5. Лабораторная работа

-                      Поставить цель работы, исходя из названия

-                      Определить, какое оборудование необходимо для выполнения поставленной цели

-                      Наметить ход выполнения работы

-                      Определить способ записи результатов измерений

-                      Подготовить оборудование к работе

-                      Провести исследование и выполнить измерения

-                      Записать результаты измерения в таблицу или другим способом

-                      Провести необходимые вычисления, построить необходимые графики

-                      Оценить точность полученных результатов

-                      Сделать вывод о достижении поставленной цели

Физическим содержанием могут быть наполнены рисунки, схемы, иллюстрации. Текст условия задачи можно рассматривать как объект, несущий определенную информацию. От того, насколько правильно и полно учащиеся воспринимают эту информацию, зависит успешность обучения, в том числе и умению, решать задачи.

-                       

-                     

Одним из принципов, положенных в основу разработанной системы, является организация изучения учебного материала на уроке через целенаправленное использование разнообразных объектов – носителей информации и обучение работе с ними.

Например, при изучении темы «Электрический заряд. Электризация» демонстрирую опыт с эбонитовой палочкой, демонстрацию данного опыта можно предложить выполнить учащимся.  Эбонитовую палочку натираем о шерсть, затем подносим ее к электрометру, стрелка электрометра отклоняется. Предлагаю учащимся самостоятельно проанализировать наблюдаемое явление по обобщенному плану анализа физического явления письменно.

План изучения физического явления (объекта)

1.      План изучения физического явления:

2.      Определение явления;

3.      Внешние признаки явления, по которым оно обнаруживается;

4.      Условия протекания явления;

5.      Сущность явления, механизм его протекания (с позиций научной теории);

6.      Связь данного явления с другими (или факторы, от которых зависит протекания явления);

7.      Примеры учета и использования его на практике;

Следующий опыт можно продемонстрировать через мультимедиа и предложить учащимся объяснить наблюдаемое устно.

После демонстрации опытов можно предложить учащимся  самостоятельно описать электроскоп или электрометр по обобщенному плану описания физического прибора,  чтобы проверить уровень усвоения нового материала. Все учащиеся разделяется на две группы: одни описывают электроскоп, другие – электрометр.

Физические приборы

-                     Установить соответствие физический прибор – измеряемая физическая величина

-                     Измерить физическую величину

При изучении темы «Сопротивление проводника» по результатам справочной таблицы вычерчивается диаграмма удельного сопротивления веществ и далее учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Разбейте вещества на группы: диэлектрики, полупроводники, проводники.

2. Какое самое большое и какое самое маленькое удельное сопротивление, у каких веществ?

3. Где можно применять вещества с большим и малым удельным сопротивлением?

4. Чем можно объяснить разное удельное сопротивление у веществ?

5. Где в вашей профессии вы встречаетесь с проводниками, полупроводниками и диэлектриками.

Использую прием сопоставления в форме таблиц, которые ярко выражается при сравнении качественных сторон явлений, признаков и свойств тел, процессов теорий. При объяснении нового материала путем сопоставления излагаю учебный материал, сравнивая его с ранее изученным. Для достижения большей эффективности усвоения нового материала в процессе объяснения совместно с учащимися составляются частные таблицы сопоставления и противопоставления, а затем (при закреплении) и объединенные, подводящие итог ранее изученному материалу.

 Составить и заполнить таблицу. “Магнитные свойства веществ”

Классификация вещества по магнитным

свойствам

Магнитная проницаемость

Характеристика

свойств

Природа

Применения

1.Парамагнетики

2. Диамагнетики

3. Ферромагнетики

При изучении темы «Диффузия» можно поставить следующий эксперимент:

Проделали: - Опустили несколько кристалликов марганцовки в два  одинаковых стеклянных сосуда с холодной и горячей водой.

Наблюдали: - Вода постепенно окрасилась в розовый цвет. Окрашивание быстрее произошло в сосуде с горячей водой.

При проведении наблюдений договариваемся описывать наблюдения по схеме «проделал – наблюдал – объясняю». Критерий, которому нужно следовать, описывая наблюдение: любой человек, не читавший задания и учебника, поймет, что и как было сделано и сможет  повторить наблюдение.

Ученики высказывают предположения, и, в конце концов, появляются две гипотезы, способные объяснить наблюдаемое явление.

Гипотеза 1: все вещества состоят из частиц (молекул, атомов, ионов)

Гипотеза 2: атомы находятся в непрерывном хаотическом движении

Сопоставив гипотезы с нашими наблюдениями подходим к формулировке понятия «диффузия» (самопроизвольное перемешивание вещества)

На уроках повторения пройденного материала учащимся можно предложить:

а) просмотреть видеофрагмент без звукового сопровождения, а затем кто-нибудь из учеников попытается объяснить демонстрацию явления электромагнитной индукции;

б) исследовать интерактивную модель: установление тока в цепи с индуктивностью, график зависимости;

Самостоятельная работа с текстом учебника:

1.                  Прочитать параграф  «Опыты Генри», провести анализ явления самоиндукции, используя план обобщённого характера о физическом явлении.

2.                  Ответить на вопросы после параграфа, ответы записать в тетрадь;

3.                  Разбить текст данного параграфа на смысловые части и озаглавить каждую часть.

Можно сделать вывод, что более высокий уровень сформированности информационных навыков способствует успешному изучению предмета. Кроме этого наблюдения за работой учеников показали, что использование дополнительных информационных источников на уроке поддерживает интерес к предмету, целенаправленное обучение выполнению учебных заданий и оформлению работы позволяет быстрее устранить возникающие при этом у учеников трудности.

Литература:

1.      Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003.- № 2. - С. 58-64.

2.      Хуторской А.В. Личностно-ориентированный подход к обучению. - М., 2006.

3.      Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000.

4.      Болотов В.А., Сериков В.В. "Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме", Педагогика, 2003. №10

5.      Ермаков Д. "Компетентность в решении проблем", Народное образование, 2005. №9

6.      Дахин А.В. "Компетенция и компетентность", Народное образование, 2004. №4

7.      Л.П.Алексеева, И.С. Шалыгина "Состояние и проблемы профессиональной компетентности" - М. НИИВО, 1994 г.

8.      www.eidos.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle