Библиографическое описание:

Приходько В. С. Активизация профессионального развития личности будущего рабочего // Молодой ученый. — 2014. — №11.1. — С. 53-55.

В условиях международной интеграции и жесткой конкурентности современное общество понимает, что для развития соответствующего уровня экономики  и ускорения научно-технического прогресса требуются высококвалифицированные специалисты. В связи с модернизацией производства и внедрением новых технологий растут требования работодателей к квалификации выпускников учреждений среднего профессионального образования. Уходит в прошлое спрос на массового работника ХХ века – квалифицированного специалиста-оператора разнообразных «конвейеров» по производству массовых продуктов индустриального мира: от машин от учащихся профтехучилищ. Постиндустриальное развитие современной экономики формирует усиленный спрос на нового массового универсального работника – работника умственного труда. Основной отличительной особенностью такого работника является более развернутая по сравнению со своим предшественником сфера личностных способностей – гибких практических умений успешного разрешения профессиональных и личностных проблем, т.е. владеть личностными компетентностями. В этой логике основной целью профессионального образования становится развитие не только одной составляющей (профессиональной), а целостной личности, способной к саморазвитию и быстрой адаптации к изменяющимся условиям жизни в этом глобальном мире, способной созидать большое число инноваций, т.е. полезных вещей и продуктов. Данная модель будущего рабочего требует сегодня коренного пересмотра организации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования.

В организации образовательного процесса выделяются направлениями профессиональной подготовки, обеспечивающие: достижение нового качества образовательного процесса через реализацию государственных образовательных стандартов и внедрение в учебный процесс современных информационных технологий; изменение содержания подготовки рабочих в учреждениях профессионального образования с целью максимального приближения к запросу рынка труда; внедрение в образовательный процесс совокупности информационных процессов. Осуществление современных требований к профессиональной подготовке будущих специалистов требует учета множества факторов (индивидуальных особенностей личности, уровень необходимых квалификационных характеристик в условиях информационного и технического прогресса, востребованность на рынке труда, выделение государственных приоритетов развития и т.д.), кроме того, подготовка должна носить упреждающий характер подготовки специалистов на основе анализа государственных программ развития Хабаровского края и Дальнего Востока в целом» [2].

Совершенствование профессиональной подготовки рабочих кадров должно опираться не только на качественное улучшение образовательного процесса (хотя и это имеет значение), но и на выстраивание всей стратегии образовательной политики в этом вопросе, где ключевыми принципами реализации выступают:

·              системности – выстраивания системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки в соответствии с промышленно-экономическим заказом на подготовку рабочих специальностей;

·              своевременности - упреждающий характер подготовки специалистов на основе анализа государственных программ развития Хабаровского края и Дальнего Востока в целом,

·              качества – оказание качественных образовательных услуг подготовки, повышения квалификации и переквалификации,

·              доступности – получение профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации независимо от места нахождения промышленного комплекса;

·              личностно-ориентированный – учет потенциальных возможностей личности специалиста и создание  условий для их реализации не зависимо от возраста.

Учет данных принципов, заложенных в задачах модернизации профессионального образования, безусловно, влияют на профессиональную подготовку будущих специалистов. Однако, на основе мониторинга, проводимого среди работодателей, на сегодняшний день не менее значимым выделяются требования и к личностным свойствам будущих рабочих: активная позиция, индивидуально-творческие проявления и направленность на успешную реализацию своей деятельности, конкурентоспособность. Вместе с тем, в силу ограниченности времени на профессиональную подготовку в учреждениях среднего профессионального образования приходит понимание, что формирование этих свойств личности, профессионально значимых, будет более эффективно, если будут созданы психолого-педагогические условия в образовательном процессе:

- организовано психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения будущего рабочего;

- выделена направленность на активизацию познавательной деятельности при изучении спецдисциплин в образовательном процессе при подготовке будущего рабочего;

- в производственном обучении будут выделены индивидуально-типологические свойства личности будущего рабочего как основы для развития и формирования индивидуального стиля в профессиональной деятельности.

Данные условия будут более эффективны, если активизация профессиональной подготовки будет опираться при организации образовательного процесса на подходы, направленные на развитие личности будущего рабочего: индивидуальный, индивидуально-личностный, ценностно-смысловой.

Индивидуальный подход означает отношение к человеку как к части природы, что предполагает его воспитание с учётом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей, особенностей психофизической организации и задатков.

Индивидуальность выражает неповторимое сочетание природных (психофизических) и социальных свойств человека, именно поэтому индивидуальность всегда уникальна, то есть единична. Индивидуальность следует понимать как интеграцию всех свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности [9], с выраженными особенностями, свойствами и качествами в их уникальном, неповторимом сочетании. Индивидуальность – это результат пройденного человеком уникального жизненного пути, который обеспечил становление его уникальности. Главное в индивидуальности – взаимосвязь и взаимопереходы единичного (уникального) через особенное (социальный индивид, субъект деятельности, личность).

Индивидуально-личностный подход, предполагает отношение к учащемуся как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке. Принцип ориентирует на учёт незавершённости, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости её сущностных характеристик; принцип означает непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности учащегося, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания. Личностно-ориентированный подход основывается на методологическом признании в качестве системообразующего фактора личности учащегося: его потребностей, мотивов, целей, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей. Это образование предполагает, что в процессе обучения максимально учитываются половозрастные, индивидуально-психологические и статусные особенности личности. Учёт осуществляется через содержание образования, технологии обучения, организацию учебно-пространственной среды. Принципиально изменяется взаимодействие обучаемых и педагогов. Они становятся субъектами процесса обучения [10].

Ценностно-смысловой подход направлен на создание условий для обретения учащимся смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой.

Ценностные ориентации являются наиболее значимой и относительно независимой единицей в структуре индивидуального стиля личности. Это субъективно выбранные и принятые к действию, значимые для личности ценности, которые интериоризируясь, пронизывают все остальные структурные компоненты личности и, в конечном итоге, формируют тот или иной её  тип. В этом и проявляется значение ценностного ориентирования. Возникновение ценностных ориентаций возможно лишь при достаточно высоком уровне личностного развития.

На индивидное развитие решающее влияние оказывают биологические факторы, на личностное – психические особенности и ведущая деятельность, на профессиональное – социально-экономические факторы и ведущая (профессиональная) деятельность. Все три вида развития взаимосвязаны, и если учесть, что развитие идёт неравномерно, то у каждого молодого человека складывается своя уникальная траектория развития. Большое влияние на индивидуальные сценарии профессионального развития оказывает содержание профессиональной деятельности. Профессиональные достижения, удовлетворяя потребности в самоутверждении, ведут к перестройке профессионального самосознания, оказывают влияние на систему мотивов, отношений и ценностных ориентаций и, в конечном счёте, инициируют перестройку всей структуры личности. В отдельных случаях хорошее физическое развитие становится условием и побудителем высокой профессиональной активности и основой успешного личностного роста.

Реальные сценарии жизни отличаются большим разнообразием. В зависимости от соотношения темпов различных видов развития А.А. Бодалев выделяет следующие сценарии развития молодого человека.

1.           Индивидное развитие значительно опережает личностное и профессиональное. Такое соотношение характеризует слабовыраженное развитие молодого человека как личности и как работника. Отсутствуют интересы, склонности и способности к какой-либо деятельности, профессиональная подготовленность не выражена, низкий уровень трудоспособности.

2.           Личностное развитие молодого человека идёт более интенсивно, чем индивидное и профессиональное. Это проявляется в бережном отношении к окружающей среде, предметам  материальной и духовной культуры, в привязанности к семье и др. Физическое здоровье, профессиональные достижения находятся на втором плане.

3.           Профессиональное развитие доминирует над двумя другими «ипостасями». Приоритет профессиональных ценностей, тотальная погруженность в работу – особенности так называемых трудоголиков [3].

В процессе профессионального развития субъект всё более выступает фактором своего личностного развития, изменения, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими  психологическими особенностями. Другими словами, профессионал может сам сознательно изменять свою профессиональную биографию, заниматься саморазвитием, самосовершенствованием, но и в данном случае этот процесс мотивируется социальным окружением, экономическими условиями жизнедеятельности. Этот процесс станет более эффективным, если будет опираться на развитие будущего квалифицированного рабочего – молодого человека – на основе принятия его как индивидуальности, как активной личности, стремящейся к успешной реализации собственного потенциала и как субъекта социального взаимодействия.

Таким образом, рассмотрение вопроса учета психолого-педагогических особенностей профессионального развития личности будущего рабочего в условиях профессиональной подготовки опирается на педагогические подходы организации образовательного процесса: индивидуальный, личностно-индивидуальный, ценностно-смысловой и сотрудничества на основе создания психолого-педагогических условий, способствующих формированию индивидуального стиля деятельности, активизации познавательной деятельности и направленности на успех.

Литература:

1.                  Абульханова-Славская, К.А. Типологический подход к личности профессионала / К.А. Абульханова-Славская  / Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: сб. статей / Ред. В.А. Бодров. —  М., 1991 — с. 58—67.

2.                  Архангельский,  Л.М.  Ценностные ориентации  и  нравственное  развитие  личности. —  М.: Знание, 1978.

3.                  Бодалев, А.А. Вершина в развитии человека: характеристики и условия достижения. /А.А. Бодалев. —  М.: ИНТЕР, 1998. —  211 с.

4.                  Денина, О.О. Роль познавательной активности в учебной деятельности студентов / Социокультурная динамика региона: Тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции. — Оренбург: ОГУ, 2000. — с.80—83.

5.                  Ежегодное послание президента В.В.Путина Федеральному собранию от 12.12. 2013.

6.                  Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. — Казань. 1969. — 246 с.

7.                  Ключников, С.Ю. Фактор успеха. Новая психология саморазвития. М., 2002

8.                  Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М.: Мир. 1975. — 342 с.

9.                  Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности: Учеб. пособие для вузов. М., 1995.  — 362 с.

10.              Шахматова, О.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы. Дис… к.п.н., Екатеринбург, 2000 — 187 с.

Основные термины: профессионального образования, будущего рабочего, образовательного процесса, профессионального развития, организации образовательного процесса, профессиональной подготовки, личности будущего рабочего, профессионального развития личности, среднего профессионального образования, молодого человека, учреждениях среднего профессионального, личности специалиста, развитие молодого человека, развитие личности будущего, развития личности специалиста, развития Хабаровского края, развития личности будущего, программ развития Хабаровского, государственных программ развития, свойства личности будущего

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle