Библиографическое описание:

Петухова М. Г. Интернет-пространство и социальные сетевые сервисы в работе учителя начальных классов // Молодой ученый. — 2014. — №11.1. — С. 39-41.

В данной статье рассмотрены возможности использования сети Интернет в работе учителя начальных классов. Проанализированы характерные особенности использования Интернет-пространства при обучении младших школьников.

Ключевые слова: Интернет-пространство, социальные сетевые сервисы, сетевые сообщества, сетевые мероприятия.

В России не первый год реализуется государственная программа информатизации образования – оснащение школ компьютерами, мультимедийными программами и доступом в Интернет. Интернет-сервисы открывают огромные возможности для работы учителя начальных классов с разными целевыми группами, при условии, если знать и уметь пользоваться этими инструментами.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием Интернет-технологий должна быть чётко продумана и дозирована. Применение Интернет-технологий на уроках носит щадящий характер. Планируя урок, внеклассное мероприятие в начальной школе, учитель должен продумать цель, место и способ использования сети Интернет [1].

Применение сервисов сети Интернет в процессе обучения вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения, так как создает возможность доступа к свежей информации в сочетании цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, «диалога» с источником знаний, расширяет возможности представления учебной информации. Работая в рамках учебных проектов, я обучаю детей представлять свои исследования в виде электронных презентаций с использованием ресурсов Интернет. Так, в первом классе на занятиях  факультатива «Компьютерная грамота» учащимися были созданы такие проекты, как «Азбука растений Хабаровского края», «Азбука животных Хабаровского края», «Азбучная библиотечка», «Морская азбука», «Необычные профессии» и др.

С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации: разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания; разработка пакета тестового материала в электронном виде; разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету); создание электронного учебника; разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося; разработка проекта организации и занятий кружковой работы; база данных методик обучения и др.

Думается, что самым эффективным способом показа результатов учительского творчества выступает размещение материалов в сети Интернет. Возможность разместить свои уникальные разработки, методики, статьи, дидактический материал в сети позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где коллеги могут посмотреть результаты работы педагога, дополнить, оставить отзыв и обсудить.

Я часто пользуюсь методическими разработками авторов в сети Интернет, участвую в обсуждениях сетевых сообществ, форумов: Хабавики, Открытый класс и др. Кроме того, я участвую в Сети творческих учителей, которая создана для педагогов, интересующихся возможностями улучшения качества обучения с помощью применения ИКТ-технологий. Например, я разместила в педагогическом сообществе «Педсовет.ORG» презентацию по математике для 1 класса «Компоненты действий сложения и вычитания» и получила позитивные отзывы о разработке.

Более эффективным способом представить результаты творчества позволяет блог учителя. Созданный мною блог – это инструмент организации учебной деятельности, организации взаимодействия педагогов, родителей. Основной целевой группой являются родители, но учащиеся также заинтересованы в данном  ресурсе. Начиная с сентября, я внимательно отслеживала посещение своего блога. Для этого я пользуюсь статистикой блога, которая позволяет мне анализировать посещаемость: с какого адреса и во сколько пришел посетитель, какую страницу он запросил. Такой анализ помог увидеть, какая информация наиболее востребована, планировать дальнейшую работу по развитию ресурса.

Очень удобно использовать блог в учебных целях, например при контроле знаний учащихся. Для этого пользуюсь сервисом web 2.0, который позволяет создавать сетевые мероприятия на блоге, интерактивные тесты, викторины. Кроме того данный сервис можно использовать при проведении уроков с использованием интернет-технологии web-квест. Так, например на блоге были созданы для использования на уроке и для индивидуальной работы с учениками такие разделы как: «Web-квест», «Готовимся к итоговой работе. Web- помощник для учащихся и их родителей», «Электронные тетради».

 Кроме того для работы с одаренными детьми на блоге созданы разделы: «Сетевые проекты», «Юные информатики», «Читательский дневник», «Учимся создавать сайт». Так, на блоге создана ссылка на сайт ученицы Киселёвой Яны. Ученица посвятила свой сайт растениям Хабаровского края. Как автор, она создала следующие разделы сайта: «Об авторе», «Портфолио», «Моё творчество», «Мой класс». В дальнейшем запланирована работа по развитию сайта ученицы.

При обучении младших школьников сеть Интернет выступает уникальным источником активной интеллектуальной и коммуникативной  деятельности школьника, его творческой самореализации. В последние годы в Сети осуществляется значительное количество проектов, направленных на обучение и развитие интеллектуального и творческого потенциала младших школьников и  преподавателей школ, в том числе учителей и учащихся начальной школы [3].

Так в разделе «Инфотека» Информационно-образовательного портала Хабаровского края «Прообраз 27» представлены различные сетевые мероприятия: онлайн-конкурсы, викторины, тесты. В 2013 году учащиеся 1 класса приняли участие в таких мероприятиях как – краевой конкурс «Хабаровский край глазами детей» и «Краевая викторина, посвященная Году охраны окружающей среды». Не менее интересен раздел портала «Точка зрения», в котором посетители делятся своими идеями, рассказывают о себе, о своём жизненном кредо. Так в разделе «Точка зрения» была опубликована статья ученицы  Киселёвой Яны «Интернет – помощник в обучении».

Сайт «От рождения до школы»представляет собой учебный проект для учащихся начальной школы, их родителей и учителей. На сайте представлено множество викторин, конкурсов, олимпиад. Игры, викторины, олимпиады и олимпиадные задания подобраны с учетом возраста ребенка. Разнообразие тематики и вариаций заданий дает возможность  родителям и учителям подобрать интересные варианты для участия. Так с января – по март 2014 года учащиеся моего класса приняли участие в сетевом мероприятии «Олимпиада по станциям». По результатам олимпиады ученица Верхуша Альбина стала победителем станции «Юннатск». Некоторые  учащиеся  стали обладателями дипломов 3 степени: Демченко Дмитрий – станция «Читайка», Колесова Марина – станция «Читайка», Берестнев Павел  – станция «Цифроград».

«Дневник. Ру» – уникальный проект, который позволяет школьнику найти интересующую его информацию и заявить о себе как о творческой личности. Учащиеся моего класса совместно с родителями  принимали участие в таких мероприятиях как «Фабрика роботов», «Битва мнений: дети против родителей», «Полезные советы опытных родителей». Я как учитель начальных классов в 2013-2014 учебном году стала участницей различных мероприятий, организованных образовательной сетью Дневник.ру, таких как «Урок 21 века», «Здоровье начинается сегодня», «Интерактивная продлёнка» и др.

Таким образом, современный этап развития сферы образования характеризуется массовым использованием возможностей сети Интернет в деятельность всех участников образовательного процесса. Использование образовательных ресурсов сети Интернет открывает широкие возможности доступа к информационным образовательным ресурсам и технологиям при организации учебного процесса, проверки уровня знаний, развития творческой личности каждого ребенка. Использование сети Интернет на уроках и во внеурочное время позволяет: разнообразить учебный процесс в начальной школе; повысить мотивацию к изучаемому предмету; применить инновационные технологии и методики, которые знают другие учителя; обмениваться опытом друг с другом.

Литература:

1.    Васильева, И.А. Психологические аспекты применения информационных технологий  / И.А.Васильева, Е.М.Осипова, Н.Н.Петрова // Вопросы психологии. – 2002. –  №3. – С.80-88.

2.    Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. / Б.С.Гершунский – М.: Педагогика, 1987. – 264 с.

3.         Извозчиков, В.В. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства / В.В.Извозчиков, Г.Ю.Соколова, Е.А.Тумалева // Наука и школа. – 2000. – №4.

4.         Интернет в гуманитарном образовании; под ред. Е.С.Полат. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2001. – 272 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle