Библиографическое описание:

Рахымова М. Инновационное предпринимательство — кластерный подход // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 226-230.

Малый и средний бизнес, на долю которого приходится более 90 % всех предприятий большинства государств мира, являясь движущей силой инновационного экономического развития, в значительной степени определяет экономический рост через создание новых рабочих мест и увеличение инвестиций и экспорта продукции любой страны. Нельзя недооценивать вклад малого и среднего бизнеса в сокращении уровня бедности и обеспечении более равномерного и справедливого распределения национального дохода в развивающихся странах мира.

Вместе с тем, проблемы, которые традиционно и повсеместно присущи малому бизнесу и связанные с использованием устаревших технологий, трудностями в обеспечении необходимого качества и стандартов, определенной изоляцией предприятий, слабостью развития логистики и маркетинга, — все это обусловливает тот факт, что потенциал малого бизнеса используется не в полной мере. Как правило, в целях сохранения хоть небольшой, но стабильной прибыли, малый бизнес развивающихся стран отдает предпочтение проверенным и устоявшимся технологиям и продуктам, и выбор консервативной тактики развития в конечном счете отрицательно сказывается на развитии предприятия в долгосрочном плане. Более того, осуществляя интеграцию в мирохозяйственные экономические отношения и соответственно проводя политику либерализации внутреннего рынка, те или иные развивающиеся страны в значительной степени затрудняют деятельность национального предпринимательского сектора, продукция которого еще не является достаточно конкурентоспособной.

Проблема преодоления технологической отсталости и обеспечения доступа малых и средних предприятий к инновационным продуктам и новым технологиям в условиях глобализации в решающей степени определяется создаваемой государством экономической средой, при которой главную роль играли бы знания и компетенции. При этом весьма важно сформировать условия для тесной коммуникации, кооперации и взаимодействия как внутри предпринимательского сектора, так и между бизнесом и научно-образовательными учреждениями.

В настоящее время малый и средний бизнес занимает доминирующую долю в экономике практически всех стран мира. Так, европейский малый бизнес насчитывает более 19 млн. предприятий, обеспечивающих работу 140 млн. чел. Количество предприятий крупного бизнеса в Европе составляет около 40 тыс., или только 0,2 % общего числа предприятий. Среди малых предприятий доминируют микропредприятия с числом работников менее 10 чел. (более 90 % всех предприятий малого бизнеса). Причем около 50 % всех микропредприятий не имеют наемных работников и представляют из себя в основном семейный бизнес. В США законодательно закреплена практика преимущественного участия в государственных закупках, оцениваемых от 2.5 тыс. до 100 тыс. долларов, предприятий малого и среднего бизнеса и, прежде всего, компаний собственниками которых являются женщины и ветераны. В Гонконге насчитывается почти 300 тыс. предприятий малого бизнеса, работники которого составляют более 50 % трудоспособного населения страны. В Японии, на долю малых и средних компаний (с числом работников от 4 до 299 чел.) приходится 99.7 % всех предприятий страны.

Важно отметить, что показатели производительности труда в малом бизнесе сравнимы с крупным. Если провести простое арифметическое сопоставление объема добавленной стоимости в расчете на одного занятого, то на первый взгляд малый бизнес более чем в 3 раза проигрывает крупному бизнесу (40 тыс. евро против 120 тыс. евро). Однако после осуществления необходимых статистических поправок с целью проведения корректного секторального сравнительного анализа выявляется совершенного другая картина — производительность труда в малом и крупном бизнесе практически одинакова.

За более чем двадцатилетний период формирования экономики Туркменистана произошли значительные изменения в структуре занятости населения страны: удельный вес работников негосударственного сектора экономики увеличился с 44 % до 72.5 %, а их численность возросла в 2,7 раза. Из общего числа юридических лиц доля предпринимателей различной организационно-правовой формы составляет 64 %, а число зарегистрированных малых и средних предприятий превысило 6 тыс. [1]. Доминирующая часть предпринимателей осуществляет хозяйственную деятельность без образования юридического лица, получив патент в налоговой службе страны.

Особое внимание развитию частного сектора государство стало уделять в последние пять лет, приняв на себя обязательства оказывать малому и среднему бизнесу комплексную, гласную, доступную, открытую поддержку, предоставлять гарантии свободы предпринимательской деятельности, а также гарантии защиты права собственности субъектов малого и среднего предпринимательства [2]. В 2011 году была принята Государственная программа по поддержке малого и среднего предпринимательства в Туркменистане на 2011–2015 гг.

В настоящее время предпринимательство в Туркменистане занимает все более прочные позиции в различных производственных сферах народнохозяйственного комплекса, систематически наращивая свой вклад в стабильное развитие государства.

Одной из приоритетных задач в развитии экономики страны является дальнейшее повышение роли и значимости предпринимательского сектора в создании валового внутреннего продукта. Если в настоящее время удельный вес негосударственного сектора экономики Туркменистана в валовом внутреннем продукте (без учета углеводородного и электроэнергетического секторов) составляет 56 %, то к 2020 г. этот показатель планируется довести до 70 % [3].

Повышение роли и значимости предпринимательского сектора в экономике всех развивающихся стран, включая Туркменистан, в решающей степени будет определяться инновационным фактором — соответствуют ли используемые малым и средним бизнесом технологии и продукты современным трендам и требованиям рынка, конкурента ли конечная продукция на глобальных рынках, отвечает ли качество и цена запросам потребителей?

В отличие от малого и среднего бизнеса превалирующая доля крупных предприятий, даже в развивающихся странах, обладает в настоящее время достаточными финансовыми и техническими возможностями для выявления источников приобретения технологических новаций и проведения оценки альтернативных технологий. В условиях глобализации мирохозяйственных экономических связей и усиливающейся конкуренции степень устойчивости развития национального малого бизнеса во многом будет зависеть от того, в какой степени внешняя среда, создаваемая государством, будет способствовать и стимулировать технологическую кооперацию малого и крупного бизнеса, взаимодействие с научно-образовательными и академическими структурами и центрами технологического развития.

В разработке новой государственной программы поддержки инновационного развития малого и среднего бизнеса Туркменистана следует принять во внимания внутренне присущие ему следующие ограничения:

1.      Низкий уровень капитализации

2.      Менеджмент представлен 1–2 лицами, владельцами предприятия

3.      Недостаточный уровень конкурентоспособности на международных рынках

4.      Слабая защищенность в условиях присоединения страны к Всемирной торговой организации

5.      Недостаток профессионализма

6.      Слабое развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИИОКР).

Более того, национальный малый и средний бизнес не имеет доступа или не владеет информацией о новейших технологических разработках, что связано, во-первых, с финансово-экономическим состоянием предприятий, не позволяющим самостоятельно осуществлять в полном объеме НИИОКР; во-вторых, с нежеланием владельцев компании принимать риск внедрения технологических инноваций; в-третьих, с недостатком профессионально обученного и технически подготовленного персонала и наконец, с отсутствием возможностей повысить уровень своих знаний и компетенции в области технологических инноваций.

Преодоление складывающейся тенденции технологического отставания национального предпринимательства и повышения его доступа к новым технологиям в целях повышения конкурентоспособности продукции на мировых рынках в значительной степени будет определяться внешней средой, необходимыми компонентами которой являются:

1.      Новая государственная программа поддержки развития инновационного малого бизнеса;

2.      Наращивание технологических мощностей;

3.      Обеспечение доступа и проведение консультаций по вопросам технологических инноваций с созданием базы данных новейших технологических разработок;

4.      Создание условий по усилению кооперации и связей в сфере НИИОКР между предприятиями малого бизнеса с одной стороны, а с другой — между малым бизнесом и научно-образовательными и академическими институтами.

Проблема повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса еще более усилится в условиях возможного вступления Туркменистана во Всемирную торговую организацию (ВТО). В настоящее время Туркменистан является единственной среди стран СНГ, еще не подавшей заявки на присоединение к ВТО, но в начале 2013 г. Туркменистан выразил заинтересованность в рассмотрении вопроса о вступлении в эту международную организацию.

Основными соглашениями, регулирующими торговые взаимоотношения стран-членов ВТО, являются: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС), Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле. Практическая реализация положений каждого из этих соглашений окажет двоякий эффект на потенциал развития инновационного малого бизнеса страны.

Так, статья I ГАТТ устанавливает в качестве основы торговых взаимоотношений стран-членов ВТО принцип наибольшего благоприятствования, предусматривающего автоматическое предоставление торговых уступок всем участникам ВТО, если таковые уступки предоставляются страной хотя бы одному государству-члену Всемирной торговой организации. При этом тарифные уступки при импорте продукции предоставляются вне зависимости от того, применяют ли другие страны-члены ВТО эквивалентные таможенные тарифы к экспортным товарам Туркменистана. Таким образом, вне зависимости от страны-происхождения импортного товара, Туркменистан должен использовать единую импортную таможенную ставку, что приведен к росту потока недорогих импортных товаров и прежде всего из Китая. Возрастающие объемы импорта с необходимостью приведут к сокращению внутреннего производства и снижению прибыльности национального малого и среднего бизнеса. В то же время, значительно увеличится импорт качественного и недорого сырья, материалов и компонентов, что позволит существенно улучшить качество конечной продукции и положительно сказаться на экспортном потенциале отечественного предпринимательства. Недискриминационный характер торговых отношений между участниками ВТО также окажет стимулирующее влияние на рост экспорта национальной продукции. В то же время усиливающаяся конкуренция среди предприятий малого и среднего бизнеса за внешние и внутренние рынки сбыта обусловит консолидацию отрасли и достижение необходимой для развития инновационного бизнеса оптимальной структуры и размера производства.

Перспективы развития национального предпринимательства в контексте вступления Туркменистана в ВТО в значительной степени будут определяться возможностями малого и среднего бизнеса в формировании стратегических альянсов с отечественным крупным бизнесом или в переориентации производства на потребности транснациональных корпораций. Малый и средний бизнес будет специализироваться только на выпуске продукции, издержки на производство которой будут самыми минимальными на рынке.

Соглашение ВТО по техническим барьерам в торговле позволяет странам устанавливать собственные, относительно жесткие, стандарты по качеству и техническим характеристикам импортируемой продукции в целях «...защиты жизни и здоровья людей, животных или растений, охраны окружающей среды...» [4]. Малый и средний бизнес, не обладая информацией о международно-признанных стандартах, или участники ВТО, система стандартизации или сертификации которых не отвечает требованиям международной практики, не смогут экспортировать продукции, даже на весьма высокую потребность мирового рынка в данном продукте.

Поэтому присоединение Туркменистана к ВТО со всей очевидностью потребует от национальных предпринимательских структур осуществить гармонизацию своих производственных и технологических процессов с принятыми в мире стандартами, увеличить инвестиции в приобретение инновационных технологий, материалов и компонентов, расширить объемы НИОКР, внедрить новейшие системы контроля качества. Все это в свою очередь обусловит рост производственных издержек малого и среднего бизнеса, что в среднесрочной перспективе возможно снизит его конкурентоспособность, но в долгосрочном плане окажет самое благоприятное воздействие на рост экспортных возможностей и прибыльность производства.

Двоякое воздействие на функционирование малого и среднего бизнеса окажет принятие Туркменистаном обязательств, вытекающих из Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам. С одной стороны, данное Соглашение запрещает использование государствам экспортных субсидий, освобождение экспортной выручки от обложения подоходным налогом, предоставление экспортных кредитов по льготным процентам ставкам и др., что может сократить величину прибыли малого и среднего бизнеса. С другой стороны, Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам разрешает государству субсидировать проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, «...направленные на открытие новых знаний в расчете на то, что такие знания могут оказаться полезными в разработке новых товаров, процессов или услуг, а также для существенного улучшения существующих товаров, процессов или услуг...» [5]. Одновременно, государство может предоставлять субсидии для оказания «...содействия в адаптации существующих производственных мощностей к новым требованиям в отношении охраны окружающей среды... [5].

Очевидно, что приведение системы субсидирования производства определенной продукции, которое до сих практикуется развитыми странами, в соответствии с требованиями ВТО, создает условия для наращивания экспорта продукции малого бизнеса Туркменистана при условии обеспечения ее производства международно-принятым стандартам качества и безопасности.

Следует заметить, что ряд соглашений ВТО разрешают защищать национальный малый и средний бизнес от возрастающего импорта, если объемы ввоза продукции «...наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отрасли национального производства, производящей аналогичные или непосредственно конкурирующие товары...» [6]. Страна вправе вводить антидемпинговые пошлины для защиты внутреннего рынка в случае импорта товара «...если экспортная цена данного товара, экспортированного из одной страны в другую, ниже сравнимой цены, устанавливаемой в рамках обычного хода торговли на аналогичный товар, предназначенный для потребления в экспортирующей стране…» [7].

С точки зрения возможности наращивания притока прямых иностранных инвестиций для технического и технологически инновационного перевооружения национального малого и среднего бизнеса весьма важное значение будет иметь Соглашение ВТО по связанным с торговлей инвестиционным мерам.

Процесс адаптации предпринимательского сектора к новым, либеральным, условиям хозяйствования, отвечающим требованиям Всемирной торговой организации, относительно длителен и труден. Весьма важно уже сейчас, на этапе изучения экономических последствий присоединения к ВТО, разработать новую государственную программу поддержки малого и среднего бизнеса, предусматривающую применение так называемого кластерного подхода, который позволил бы максимально эффективно использовать все преимущества участия в глобальном разделении труда с минимально допустимыми издержками при участии в деятельности Всемирной торговой организации.

В самом обобщенном виде, кластер представляет из себя географически близко расположенную группу предприятий малого и среднего бизнеса, а также соответствующих и необходимых финансовых и иных инфраструктурных институтов, объединенных общностью производственных и маркетинговых интересов. Кластеры могут быть организованы по географическому или секторальному признаку, а предприятия, расположенные внутри того или иного кластера, обеспечивают производство и реализацию различной комплементарной продукции и соответственно сталкиваются в своей повседневной деятельности с общими проблемами и вызовами.

На наш взгляд, в условиях возможного вступления Туркменистана в ВТО своевременная разработка государственной программы развития кластеров, обеспечивающей необходимую координацию практических действий государственных структур по технологической, инфраструктурной и маркетинговой поддержке, позволит обеспечить конкурентоспособность и, следовательно, устойчивость развития национального малого и среднего бизнеса при предстоящей либерализации и открытии внутреннего и внешних рынков. Именно формирование кластеров, для которых характерно наличие критической массы знаний, компетенций, профессионально подготовленных кадров и других ресурсов, обеспечивает необходимые для сокращения издержек, оптимальные масштабы производства для производства инновационного и высокотехнологичного продукта. Географическая концентрация предприятий малого и среднего самого различной, но взаимодополняющей, специализации, создает условия не только для тесной кооперации, эффективного взаимодействия и обмена маркетинговой информацией, но и позволяет привлечь необходимые ресурсы, включая наиболее подготовленные кадры, из других регионов страны.

В целом, организация инновационного малого и среднего бизнеса в форме кластеров позволит:

1.      Оптимизировать бизнес-процессы и достичь оптимальных с точки зрения окупаемости инновационных продуктов масштабов производства. Каждое микро- или малое предприятие внутри того или иного кластера может выступить в качестве звена в общей кластерной цепочке производства и реализации инновационного продукта.

2.      Обеспечить формирование эффективной системы обмена информацией, знаниями и компетенциями. Данный фактор имеет особенное значение, если внутри кластера располагаются научно-образовательные и исследовательские учреждения.

3.      Создать специализированную сеть сервисных предприятий, которые предоставляют услуги в области информационных технологий, маркетинговые услуги и обеспечивают логистику.

При разработке новой государственной программы поддержки малого и среднего бизнес с использованием кластерного подхода весьма важно предусмотреть возможности формирования технологических бизнес-инкубаторов и центров по технологическим инновациям, в которых были бы созданы все необходимые условия с точки зрения доступности финансирования, маркетинга, знаний, компетенций и профессиональных кадров для становления и развития перспективных стартапов. При этом целесообразно технологические бизнес-инкубаторы формировать в структуре образовательных учреждений, бизнес-школ или научно-исследовательских организаций. Центры по технологическим инновациям, которые будут предоставлять услуги по совершенствованию технологических процессов и адаптации технологий по производству новых инновационных продуктов, необходимо создавать внутри тех или иных кластеров. Важно отметить, что на центры по технологическим инновациям не только будет возлагаться работа по проведению НИОКР и внедрению их результатов в практику, но и осуществление функций по повышению образовательного и профессионального уровня работников малого и среднего бизнеса, разработка инвестиционной политики и обеспечение в рамках государственно-частного партнерства взаимодействия с представителями различных локальных и зарубежных структур по всем вопросам, связанных с развитием технологически инновационного малого и среднего бизнеса.

Таким образом, мировой опыт и практика свидетельствует, что в настоящее время рост экономики любой страны мира в значительной степени определяется развитием инновационного малого и среднего бизнеса. В условиях расширения международных экономических связей и усилением процесса глобализации экономики, динамизм развития народнохозяйственного комплекса Туркменистана будет зависеть от своевременности разработки и практического внедрения новой программы поддержки национального предпринимательства, предусматривающей создание в стране кластеров, технологических бизнес-инкубаторов и центров по технологическим инновациям.

Литература:

1.      М.Атаев, Р.Комаров Государственную поддержку малого и среднего бизнеса — на программную основу. Доступно: http://www.ambturkm.org.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=224:2011–03–30–06–08–16&catid=2:2011–02–18–13–16–36&Itemid=2; Дата обращения: 1.07.2014)

2.      Туркменистан: законодательство. Доступно: http://www.turkmenembassy.ru/?q=node/27. Дата обращения: 1.07.2014)

3.      Летопись эпохи могущества и счастья — год 2013. Эффективность государственной поддержки предпринимательства. Доступно: http://www.cbt.tm/ru/news/01_predpr.html. Дата обращения: 1.07.2014)

4.      Соглашение по техническим барьерам в торговле. Доступно: http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13. (Дата обращения: 1.07.2014)

5.      Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам. Доступно: http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13. (Дата обращения: 1.07.2014)

6.      Соглашение по специальным защитным мерам. Доступно: http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13. (Дата обращения: 1.07.2014)

7.      Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле. Доступно: http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13. (Дата обращения: 1.07.2014)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle