Библиографическое описание:

Прусак В. Ф. Методологические подходы к формированию системы непрерывной экологической подготовки дизайнера // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 409-412.

Сейчас происходит становление дизайн-образования как социокультурного феномена. Здесь сложились определенные традиции в области теории и практики дизайна, проверенные временем и проверенные в системе образовательно-профессиональной подготовки дизайнеров. Хотя этот опыт, безусловно актуален для использования в организации подготовки специалистов-дизайнеров, но необходимо учитывать изменения, происходящие в обществе и влияющие в первую очередь на экологическую составляющую образования.

Одной из важнейших проблем экологического образования специалистов является формирование их навыков, отношений, ценностей, мотивации к личному участию в решении экологических проблем для улучшения качества среды жизнедеятельности. Особая роль в этом процессе принадлежит современному феномену дизайна и непосредственно специалисту-дизайнеру. При понимании феномена дизайна как проектирования предметного, вещного, духовно-целостной среды бытия человека, необыкновенно возрастает его значение в формировании экологической компетентности личности, проектировании качества жизни человека. Подготовка дизайнеров, их профессиональное становление и экологическая компетентность, выдвигаются на передний край педагогической науки и образовательной практики.

На фоне нарастающего экологического кризиса экологами, психологами, педагогами, социологами ведется поиск методологических, теоретических, технологических и методических основ системы экологического образования будущих специалистов-дизайнеров, предусматривает реальное практическое воплощение разработок.

Сегодня значительное внимание уделяется проблеме экологизации дизайна. Ее решение сопровождается осознанием морально-этической ответственности дизайнера перед обществом и поисками эффективных способов решения экологических проблем с помощью проектно-художественной деятельности.

Дизайнеру, который работает над конкретным проектом, необходимо учитывать не только художественную ценность и общественную полезность, но и экологическую безопасность разработки. В центре внимания дизайнера не просто вещи, машины, предметная среда, а прежде всего, системно-противоречивые взаимосвязи человека с окружающей средой. Вместе с тем важно проследить факторы, влияющие на становление дизайнера: социально-культурная среда, условия профессионального творчества, мировоззренческие ориентации и т. п. Конечно, эти факторы обусловлены специфическими особенностями общества, экономики и культуры.

Появление нетрадиционных технологически-дизайнерских решений подача информационных сообщений, обусловлена привлечением к использованию новых материалов и технологий, способствует формированию и дополнению классификаций оперативных.

Важным аспектом является исследование взаимодействия „дизайн-образования” со „стафф-дизайном”, „рынком дизайна” и „сферой дизайна”, предусматривающий роль среды как реальности дизайнерского образования. Она взаимодействует с этой реальной средой („стафф-дизайном”, „рынком дизайна”, „сферой дизайна”) с помощью специфического материала — проще, с помощью людей и их воли. В этих пределах — взаимодействия дизайн-образования и его среды — целое не может существовать вне антропологических и культурологических представлений. Первое представление (позиционирования) наполняет дизайнерское образование смыслами гуманитарных технологий и гуманитарных практик, а второе — включает ее в культурную политику и технологии культуры [7].

Это возможно только при использовании синергетического подхода. Актуализация идей синергетики в учебном процессе создает предпосылки для экологизации образования в целом. Синергетический анализ проблемы экологии окружающего мира предполагает, что замена антропоцентрического подхода к природе экоцентрическим и осознание людьми необходимости коэволюции могут противостоять экологическому разрушению и способствовать выживанию человечества и цивилизации в целом. В то же время следует учесть, что „человек как представитель живой природы не может существовать, ничего не разрушая. Синергетика позволяет понять разрушение как креативный принцип, увидеть нерациональность необусловленного и неоправданного разрушения. В этом смысле синергетика сближает нас с экологическими проблемами. Принцип, требующие рассмотрения системы непременно во взаимодействии со средой, единственный и для синергетического и для экологического подходов” [4, с. 27].

Реализация синергетического подхода в экологизации образования способствует осуществлению ряда образовательных задач [3], в частности формирует у студента экологическую культуру интеграционного характера; способствует выработке нелинейного мышления, необходимого для проведения экологического мониторинга; объединяет разрозненные научные факты по экологии, раздробленные в различных дисциплинах; вместо фрагментарного изучения научной картины мира предлагается изучение обобщенной эколого-синергетической картины мира; закладывает основы опережающего образования, что является важным условием устойчивого развития социо-природной системы в целом. Исходя из изложенного выше, нами обоснованы теоретико-методологические положения формирования системы непрерывной экологической подготовки будущего дизайнера на основе синергетического подхода:

-        Опора на идеи опережающего образования, как основы устойчивого развития общества;

-        Формирование нелинейного экологического мышления и экологического мировоззрения;

-        Интеграция экологических знаний, умений и ценностей;

-        Экологическая культура и экологическая ответственность дизайнера.

С позиций формирования системы непрерывной экологической подготовки дизайнера, культурологический подход мы рассматриваем как основной способ структурирования знаний. Он основан на интеграции учебных дисциплин, создании целостного образа эпохи, культуры, на понимании соотношения культуры и цивилизации, понимании каждой области знаний в формировании культуры и т. д.

Развитие современного дизайна происходит в условиях кардинального пересмотра цивилизационных стратегий и изменения ценностных ориентиров и определяется логикой и факторами создания принципиально новых вещей. На смену технократическому мышлению, что противопоставляет человеческий мир природе, приходит экологическое сознание, которое делает наш мир ближе к идеалам традиционной культуры, чем к идее непрерывного развертывания технического прогресса, которая досталась нам в наследство от европейского Просвещения.

Экологические стратегии развития, экологический стиль мышления определяют содержательное ядро процессов и проблем, характеризующих современный этап развития общества [5]. Не отрицая целостного характера культуры вообще, и экологической частности, в образовательно-воспитательных целях целесообразно различать ее функционирование на трех уровнях: ценностей, деятельности, личности. Вместе эти уровни объединены в рамках культурологического подхода, но каждый из них отличается смысловым наполнением и характеризуется определенными возможностями общественного регулирования и обучения. С этими уровнями связаны и особенности культурологического подхода к формированию системы непрерывной экологической подготовки дизайнера.

Одной из особенностей культурологического подхода является формирование дизайнерской культуры как саморазвития общества и личности, основанных на экологических, этнографических, социологических, психологических факторах.

По мнению И. Рыжовой дизайн является той метакультурной категорией, объединяющей нацию в своей целостности и делает ее вечной. Выяснение сущности дизайна как ценности учитывает многообразие вариантов „бытия возможного”, что обусловлено историческими традициями, ритуалами, языком, культурой, духом народа. Каждый из срезов дизайна в той или иной социальной общности определяет культурную матрицу определенных социальных групп. Мы полностью согласны с ее мнением, что дизайн „развивается как духовно-практический феномен в новом культурно-информационном пространстве и выстраивает своеобразие культуры и цивилизации, направленное на регулирование бытия этносов с целью культурного прогресса каждого субъекта этнонациональной структуры” [6, с. 19].

Следующая особенность связана с формированием экологической культуры населения с помощью средств и продуктов проектной деятельности. Экологическая тематика имеет широкое применение как на уровне проектирования изделий и предметных комплексов, так и в работах прогностического характера. Во многих странах разрабатываются системы экологических нормативов, гарантирующих соблюдение экологических требований на этапах разработки и изготовления промышленной продукции. Этот опыт необходимо адаптировать к отечественной практике [5]. Возникновение в процессе дизайнерского творчества форм, не имеющих аналогов в природе, обусловило необходимость решения комплекса вопросов функционирования формы в связи с материалом. Чувство формы в ее соответствии с материалом составляет общую основу инженерного и художественного формообразования.

Следовательно, для определения средств и продуктов в дизайне важен именно культурологический подход: спектр материала, подвластного дизайна, тянется от вещественно-натурального через социально-культурный к знаково-символическому. Диапазон функций дизайна охватывает как управление, так и выполнение со всеми их промежуточными вариантами.

Следующая особенность культурологического подхода к экологической подготовке связана с формированием качеств личности будущего дизайнера. Экологическая культура на уровне личностных качеств — это степень моральной зрелости человека, глубоко укорененная в подсознании: внешне это проявляется как наличие или отсутствие целомудрия у индивида, а значит и общества в целом. Низкий уровень экологической культуры есть показателем общего морального упадка общества. Экологическая культура при этом является способом адаптации человека к переменчивым условиям окружающей среды, основанных на историческом опыте целесообразного взаимодействия с миром природы, обеспечивает гармоничное сосуществование с окружающим и выражается в виде интуитивных и научных знаний и способов практического освоения нравственных норм, ценностных ориентаций и культурных традиций.

Экологическая культура определяется прежде всего деятельностью человека, в том числе ее результатами. Поэтому экологическую культуру можно рассматривать как материализованное сознание, связанное с философско-этическим осмыслением индивидом своего бытия, миропонимания, смысла жизни, что проявляется в мышлении и поведении человека [2, с. 17]. Экологическое образование будущих дизайнеров как социокультурный институт разрабатывает собственную идеологию, политику и стратегию развития. Она реализуется в виде специальной деятельности необходимой обществу и как функция, принадлежащая самой производственной деятельности.

Формирование системы непрерывной экологической подготовки дизайнера будет эффективным при условиях:

-        успешно осуществлен отбор элементов содержания непрерывной экологической подготовки дизайнера;

-        скорейший перевод содержания непрерывной экологической подготовки дизайнера из сферы производственной деятельности в учебную;

-        задействование максимального числа возможных звеньев экологической подготовки при обучении;

-        оптимальное введение экологической составляющей в учебные методики.

Кроме этого, к каждому уровню формирования системы непрерывной экологической подготовки дизайнера должно быть определенная система методов обучения и воспитания, которая соответствует требованиям культурологического подхода.

Нашими исследованиями в области методики экологической подготовки будущих дизайнеров выделено два направления разработки системы методов обучения.

Первое направление связано с разработкой методов проектирования на основании традиций, согласно которым экологические проблемы проектирования можно решать с помощью логических приемов.

Второе направление на эвристические методы решения экологических задач, возникающих в процессе проектирования. Эти методы стимулируют творческие возможности будущих дизайнеров.

Несмотря на широкое использование терминов компетентностного подхода по экологическому образованию будущих специалистов (экологическая компетенция; социально-экологическая, эколого-правовая, профессионально-экологическая компетентность; компетентность в сфере экологического образования, эколого-экономической безопасности и т. д.), концептуальные идеи реализации компетентностного подхода в отношении проблемы развития экологической компетентности, тем более такой специфической сферы как подготовка будущего дизайнера, разработаны недостаточно. Это касается психолого-педагогических особенностей экологической компетентности как элемента профессионализма специалистов всех профилей.

Современное понимание дизайна включает гармонизацию человека и природы, проектирование, оптимизацию окружающей среды, снижает противоречие между уникальностью человека, человеческих сообществ и стандартностью реального мира. Существует множество областей дизайна: дизайн среды — включает различные направления в художественно-проектной деятельности, связанной с разработкой пространственно-предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организацией жизни и деятельности человека на функциональных и рациональных началах (дизайн архитектурной среды, дизайн интерьеров, дизайн ландшафта); предметный дизайн (промышленный дизайн) — создание и разработка продуктов для жизнедеятельности человека в основном массового производства, (формирования бытовых вещей и приборов, объектов машиностроения, средств транспорта, мебели, одежды и т. п.); графический дизайн — работа с визуальными коммуникациями, информационной графикой, рекламой, создание фирменных стилей, полиграфической продукции, а также создание графических знаковых систем для пространственной среды, графических элементов и промышленных изделий; арт-дизайн — дизайн как искусство, концептуальный, элитный (одно из направлений развития современного дизайна, в котором отсутствуют различия между функциональным проектированием, что составляет основу профессионального дизайна и чистым, высоким искусством) и так далее. Основная направленность деятельности дизайнера — производство красивого, удобного и понятного потребителю продукта, „второй природы”, основанное на художественно-образных моделях, функциональном анализе, стилизации и компоновке, изучении психологии масс, а также на современных знаниях о культуре, окружающей среде и его защита.

Назовем базовые блоки профессиональной подготовки дизайнеров (общехудожественная подготовка: рисунок и живопись, цветоведение и колористика, композиция и формообразование); специальная подготовка (проектирование и конструирование, макетирование и моделирование, анатомия и эргономика и др.); общекультурная подготовка (история, история искусств и дизайна, культурология, психология, социология, философия, экология и т. д.). Все они, обладают своим потенциалом формирования экологической компетентности как в содержании, так и в педагогических технологиях его реализации. В современной практике подготовки специалистов-дизайнеров работа по выявлению экологического потенциала практически не проводится. Процесс экологизации слишком замедленный, что приводит к недостаточному уровню формирования экологической культуры, экологической компетентности специалиста. Хотя очевидно, что именно гармонизация содержания подготовки дизайнера и эколого-педагогических технологий — это путь к повышению эффективности учебного процесса, становления экологической компетентности будущего специалиста.

Взаимосвязь экологической компетентности интеграционного компонента личности будущего дизайнера и эко-дизайнера, как специфической профессиональной деятельности и главного условия формирования экологической компетентности личности отражается, прежде всего, в содержании и структуре экологической компетентности, которые могут быть представлены в ее единстве интра-(внутренней) и интер-(внешней) психологической стороны.

Формирование экологической компетентности имеет свою специфику на разных этапах обучения в блоках общекультурной, профессиональной и специальной подготовки. Интегральным критерием эффективности подготовки является уровень сформированности экологической компетентности у будущих дизайнеров. Оптимизация процесса формирования экологической компетентности будущих дизайнеров определяется одновременным комплексным взаимодействием психолого-педагогических условий и факторов. Реализация психолого-педагогических условий создает проблемно-поисковое поле взаимодействия субъектов образовательного процесса, способствует их креативному сотворчеству; активизации психолого-педагогических факторов, обеспечивает формирование субъективной позиции будущего дизайнера в процессе формирования экологической компетентности [1]. Важнейшими критериями формирования экологической компетентности будущих дизайнеров есть мировоззренческий, мотивационно-поведенческий; когнитивный, эмоционально-оценочный.

Таким образом, формирование системы непрерывной экологической подготовки будущего дизайнера как синергетической системы зависит от причин, которые нельзя предсказать с абсолютной точностью. На основе культурологического подхода осуществляется отбор содержания непрерывной экологической подготовки дизайнера и разработка системы методов обучения. Использование компетентностного подхода в формировании системы непрерывной экологической подготовки будущего дизайнера заключается в компоновке структуры комплесных элементов системы, каждый из которых содержит соответствующие ключевые компетенции определенного массива знаний.

Литература:

1.                  Еременко Т. А. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов дизайна средствами самостоятельной работы: автореф. дис. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук: спец. 13.00.08 „Теория и методика профессионального образования” / Татьяна Анатольевна Еременко. — Челябинск, 2008. — 22 с.

2.                  Концептуальні основи формування екологічного мислення та здібностей людини будувати гармонійні відносини з природою: [кол. моногр.] / М. І. Дробноход, Ф. В. Вольвач, С. Г. Іващенко. — К.: МАУП, 2000. — 76 с.

3.                  Мукушев Б. А. Синергетический подход к экологизации образования // Вестник высшей школы. — 2008. — № 10. — С. 30–37.

4.                  Назарова Т. С., Шаповаленко В. С. „Синергетический синдром” в педагогике // Педагогика. — 2001. — № 9. — С. 25–33.

5.                  Орлова О. О. Екологічний фактор формоутворення в дизайні: автореф. дис. на здобуття наук, ступеня канд. мистецтвознавства: спец. 05.01.03 / О. О. Орлова. — Харків, 2003. — 20 с.

6.                  Рижова І. С. Дизайн як фактор гармонізації відносин суспільства і особистості: методологічні засади: автореф. дис. доктора філос. наук: спец. 09.00.03 / Рижова Ірина Станіславівна. — Київ, 2008. — 32 с.

7.                  Сааков Виталий. Дизайн: культурно-историческое предприятие: Фрагмент 4: Культурный ландшафт дизайна // http: // sreda. boom.ru / libr / philosophy / libr_saakov04.htm.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle