Библиографическое описание:

Кузнецова Л. П., Павловский И. Н. Утилизация отработанных автомобильных шин // Молодой ученый. — 2009. — №7. — С. 57-60.

Утилизация и переработка отходов - это не только уменьшение загрязнения окружающей среды, но и снижение потребления природных ресурсов и энергии. Серьезной проблемой для городов стоит вопрос утилизации изношенных автопокрышек. Увеличение общей протяженности городских дорог, старение автопарка, суровые климатические условия приводят к быстрому износу автомобильных шин. В настоящее время изношенные шины сжигаются, тем самым, загрязняя атмосферный воздух и прилегающую территорию. Остальная часть вывозится на полигон ТБО. Складирование шин на полигонах допускается лишь на отдельных картах, что приводит к существенному снижению сроков эксплуатации полигонов.

По экспертным оценкам в настоящее время в России ежегодно снимается с эксплуатации около 1 млн. тон шин и в ближайшие годы в связи с ростом автомобильного парка и интенсивности его использования объем образования изношенных шин будет только возрастать [1].

Согласно данным УГИБДД ГУВД г. Курска, количество автотранспорта в регионе увеличивается с каждым годом и уже сейчас эта цифра составляет свыше 300 тыс. единиц транспортных средств. Рост общего количества транспортных средств в Курской области за последние несколько лет представлен на рисунке 1.


С ростом числа автомашин в Курске, увеличивается и количество изношенных автопокрышек, утилизация которых зачастую носит стихийный характер. Изношенные шины относятся к отходам 4 класса опасности, поэтому регулирование обращения с ними осуществляется рядом нормативно-правовых документов и соглашений.

Покрышки - довольно экологически опасная часть автомобиля: пыль, возникающая вследствие износа резины, может вызывать серьезные заболевания (сильный аллерген). Например, только в одной Швеции в атмосферу ежегодно выбрасывается около 10 тыс. тонн резиновой пыли, а во всем мире количество этих выбросов составляет более 1 миллиона тонн. Путем простых расчетов шведские ученые определили, что каждый день обычный гражданин Швеции вдыхает 6 граммов резиновой пыли, а что же касается России, то по предварительным оценкам этот показатель может доходить до 20 граммов на человека ежедневно [1].

Кроме того, даже если резина не эксплуатируется, она выделяет незначительное количество химических веществ (всего их может насчитываться до 100). По оценкам исследователей, в резиновой пыли содержится больше канцерогенных веществ, чем в выхлопных газах двигателей, которые до этого считались традиционными источниками загрязнения окружающей среды [2].

Изношенные шины являются одним из самых многотоннажных полимерных отходов, накапливаются в местах эксплуатации, оказывая крайне вредное влияние на окружающую среду. Шины обладают высокой пожароопасностью, а продукты их неконтролируемого сжигания оказывают крайне вредное влияние на природу и человека. Отсутствие контроля за отходами, поджоги, самовозгорание ведут к продолжительным пожарам на свалках, которые трудно потушить. В последнее время в крупных мегаполисах очень остро встал вопрос об утилизации и переработке использованных автопокрышек.

С 29 мая 2007 года все подразделения, подведомственные предприятия и организации Курска, имеющие автотранспорт, должны осуществлять сдачу пришедших в негодность автомобильных шин в специализированные организации, занимающиеся их сбором и утилизацией. То же рекомендовано осуществлять всем хозяйствующим субъектам, независимо от формы собственности, эксплуатирующим автомобильную технику.

Необходимо отметить, что на 01.01.2008 в Курской области насчитывалось более 298000 единиц транспортных средств из них 206000 легковых, 43000 грузовых, 9400 автобусов и 28000 мотоциклов, причем физическим лицам принадлежало более 245000 единиц. Следовательно, большая часть отработанных шин, образующаяся от автотранспорта физических лиц, трудно контролируема и может утилизироваться незаконными, экологически опасными методами.

На крупных автотранспортных предприятиях г. Курска, например, ОАО «ПАТП г. Курска», ОАО «ПАТП-3», ООО «ПОГА-1», техцентрах, СТО занимающийся гарантийным и после гарантийным техническим обслуживание и ремонтом автомобилей, а также предприятиях, имеющих на балансе значительное количество автотранспорта и самостоятельно осуществляющих техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, возникает проблема обращения с отходами в частности с отработанными шинами.

Расчет нормативного количества отработанных автомобильных шин - шин с тканевым кордом и шин с металлокордом производится исходя из количества автомашин, находящихся на балансе предприятия, количества шин, установленных на автомашине каждой марки, массы одной изношенной шины каждой марки, среднегодового пробега автомобиля каждой марки, нормы пробега подвижного состава каждой марки до замены шин [3]. Рекомендуемые типы шин для автомашин различных марок, а также количество автошин, установленных на автомобилях различных марок и вес шин приведены в справочной литературе [4], или в технической документации, прилагаемой к поставляемым шинам.

М = ( Ni·ni·mi·Li)/( Lнi·103),

где М - нормативное количество отработанных автомобильных шин, т/год; Ni - количество автомашин i-й марки, шт.; ni - количество шин, установленных на автомобиле i-й марки, шт.; mi - масса одной изношенной шины данного вида, кг; Li - средний годовой пробег автомобиля i-й марки, тыс. км/год; Lнi - норма пробега подвижного состава i-й марки до замены шин, тыс. км.

Например, при организации мест временного хранения отходов на ОАО «ПАТП г. Курска» приняты меры по обеспечению экологической безопасности. Места временного хранения (таблица 1) оборудованы с учетом классов опасности, физико-химической характеристики, реакционной способности отходов, а так же с учетом требований СанПиН 2.1.7.1322-03 и Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03. Экологическая безопасность при сборе опасных отходов достигается так же методами противопожарной защиты.

Таблица 1

Размещение и утилизация отходов

Наименование

 отхода

Характеристика мест

 хранения отхода

Место размещения

отхода

Покрышки с металлическим кордом отработанные

Открытая площадка с твердым покрытием 20 м2

Передаются для переработки  ООО «УИЛАН» по договору №2 от 10 апреля 2007 г.

Камеры пневматические отработанные

Открытая площадка с твердым покрытием 20 м2

Передаются для переработки  ООО «УИЛАН» по договору №2 от  10 апреля 2007 г.

Вывоз шин на свалку это не решение проблемы. Изношенные автопокрышки в силу своих свойств являются продуктом, в принципе не подходящим для захоронения. Контакт шин с дождевыми осадками и грунтовыми водами сопровождается вымыванием ряда токсичных органических соединений: дифениламина, дибутилфталата, фенантрена и т. д. Все эти соединения попадают в почву. Разложение шины в земле длится более 100 лет. Форма шин и специфичный вес из-за кавитации (образования пустот) не допускают регулируемого уплотнения свалки [2, 5].

В изношенных автопокрышках собирается дождевая вода. Черный цвет шин ведет к их сильному нагреванию под влиянием солнечных лучей, которое сохраняется в резине в течение долгого времени. Таким образом, свалки шин образуют идеальное место для размножения болезнетворных организмов и представляют собой недооцененную опасность для здоровья людей [6].

Постоянные поступления изношенных шин и уже имеющиеся на свалках являются неистощимым источником сырья, которое может быть в дальнейшем переработано в конечный продукт.

Наиболее распространенные методы утилизации автошин: сжигание с получением энергии; пиролиз в условиях относительно низких температур с получением легкого дистиллята, твердого топлива, близкого по свойствам к древесному углю, и металла; получение резиновой крошки и порошка, используемых для замены натурального и синтетического каучука при изготовлении полимерных смесей и строительных материалов.

Эколого-экономический эффект от утилизации отходов складывается из экономической составляющей, включающей уменьшение затрат при вторичном использовании материалов и связанным с этим уменьшением производства материалов из ископаемых природных ресурсов, уменьшение потребления энергии, и экологической составляющей, включающей уменьшение загрязнения почвы, водных ресурсов, атмосферного воздуха от воздействия брошенных и не утилизированных отходов, уменьшение загрязнения окружающей среды.

Решением проблемы экологически оптимальной утилизации отработанных автомобильных шин в Курской области является завод ООО «Уилан» расположенный по адресу г. Курск ул. Еремина, 3/5. В промышленных масштабах освоено производство уникальных резиновых покрытий объединённых под общей торговой маркой «Резипол», из высококачественного каучука и отслуживших свой срок автошин, переработанных механическим способом в резиновую крошку. «Резипол» имеет широкий спектр применения (таблица 2).

Таблица 2

Спектр применения «Резипол»

Свойство покрытия

Область применения

Травмобезопасные, гипоаллергенные, экологически чистые

Спортивные площадки, стадионы, детские игровые комплексы, промышленные и торговые предприятия

Антиобледенительные свойства

Остановки общественного транспорта, наружние части лестничных маршей в зимнее время

Антивибрационные, антишумные, антискользящие, электроизоляционные,

Промышленные и торговые предприятия, обеспечение техники безопасности работы персонала


Отличается высокой прочностью, эластичностью, водонепроницаемостью и износостойкостью на протяжении всего срока эксплуатации. Устойчив к шипованной обуви и конькам, обладает противоскользящими характеристиками, имеет привлекательный дизайн (Рисунок 2).


Продукция завода ООО «Уилан» уже нашла широкое применение, как в Курской области, так и во многих регионах Российской Федерации. Например, в новом роскошном Ледовом Дворце, построенном в текущем году в Курске в рамках реализации национального проекта, полы покрыты этой продукцией (Рисунок 3 а).

На весь ассортимент продукции имеется санитарно-эпидемиологическое заключение, сертификат соответствия и паспорт безопасности, технические условия и заключение сертифицированной лаборатории Научно-исследовательского института резиновых и латексных изделий города Москва.

Использование изношенных шин имеет существенное экономическое значение, поскольку технические свойства содержащейся в них резины, близки к первоначальным, что является важным фактором ресурсосбережения, и в то же время являются крайне ценным сырьем для получения вторичной резины.

Библиографический список

1. http://www.solidwaste.ru/publ/view/219.html

2. Ильясов Р.С., Дорожкин В.П., Власов Г.Я, Мухутдинов А.А. Шины. Некоторые проблемы эксплуатации и производства. Издательство Казанского гос. тех. у-та, 2000. 276 с.

3. Коплан-Дикс В.А., Иванова С.Е.. Обращение с отходами на автотранспортных предприятиях. http://www.atmosfera-npk.ru/page11.htm

4. Автомобильный справочник / Б.В. Васильев, М.С. Высоцкий, К.Л. Гаврилов и др. Под общ. Ред. В.М. Приходько. М.: ОАО «Издательство «Машиностроение», 2004. 704 с.

5. Малышев А.И., Помогайбо А.С. Анализ резин. М.: «Химия», 1977. 233 с.

6. http://www.polymers-money.com/articles/recycling/obzor_tehnologij_uti_5039.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle