Библиографическое описание:

Смалева П. Г. Преимущества интегрированных систем менеджмента в условиях перехода организаций к устойчивому развитию // Молодой ученый. — 2009. — №7. — С. 30-33.

Для российских предприятий, ориентированных на международные рынки и стремящихся на равных конкурировать с западными компаниями, принципиальное значение приобретает сертификация на соответствие международным стандартам. Интегрирование систем менеджмента (качество, экология, охрана труда и др.), отвечающих требованиям международных стандартов, следует рассматривать как предпосылку для устойчивого развития любой организации.

Наиболее известна и востребована в настоящее время серия стандартов ISO 9000:2000, включающая основные положения и требования к системе менеджмента качества (ISO 9000, ISO 9001) [1], а также директивы по улучшению деятельности предприятия (ISO 9004). Наряду с построением системы менеджмента качества на предприятиях разрабатываются, внедряются и сертифицируются системы экологического менеджмента и менеджмента охраны труда и промышленной безопасности. Создание и сертификация систем экологического менеджмента на соответствие международному стандарту серии ISO 140001 [2] становится важнейшим условием устойчивого развития предприятий, их присутствия на международных рынках. Выработка требований к системе управления профессиональной безопасностью и здоровьем в соответствии с серией стандартов OHSAS 18000 (Occupational Health and Safety Assessment Series) [3] – также задача первоочередной важности. Существуют стандарты систем менеджмента социальной ответственности (SA 8000, IS 10000), стандарты менеджмента информационной безопасности (BS 779991, 2:1999, ISO 17799:2000), управления проектами (BS 607991, 2, 3:2000; IEC 62198:2002), управления рисками в корпоративном управлении (PD 6668:2000), управлении знаниями (PAS 2001:2001) и т.д.

Интегрированная система менеджмента (ИСМ) – это часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующая как единое целое. ИМС включает системы, работающие в рамках единого информационного пространства, которое обеспечивает не только актуальность, оперативность, полноту и достоверность информации, но и поддерживает взаимодействие и информационный обмен между системами. Последнее необходимо для достижения оптимального баланса между текущими финансовыми, производственными, социальными, маркетинговыми, экологическими и другими показателями, дающими интегрированную оценку степени достижения поставленных перед предприятием стратегических и оперативных целей.

Таблица 1 – Отдельные системы менеджмента организации [4]

Система менеджмента

Объект управления

Задача (цель) системы

Серия стандартов

Основные показатели

Система менеджмента качества

Основные и обеспечивающие бизнес - процессы

Повышение качества продукции и степени удовлетворенности заказчика

Серия ISO 9000

Результативность и эффективность бизнес-процессов

Степень удовлетворенности заказчика

Система экологического менеджмента

Экологические риски, возникающие в процессе производственной деятельности

Соблюдение требований природоохранного законодательства, снижение техногенного воздействия производства на экологию, повышение экологической чистоты выпускаемой продукции

Серия ISO 14000

Выброс вредных веществ в атмосферу

Экологичность продукции

Система менеджмента здоровья и безопасности                       

Производственные и социальные риски

Обеспечение профессиональной безопасности и здоровья, снижение потерь от несоответствующей деятельности, предотвращение возникновения инцидентов аварий, нештатных ситуаций

Серия OHSAS 18000

Функциональная устойчивость и надежность

Система управления проектами

Жизненный цикл проекта

Повышение качества и рентабельности проектной деятельности

Стандарт ANSI PMI PMBOK GUIDE 2000

Рентабельность, результативность и эффективность проектной деятельности

Система управления продукцией

Жизненный цикл продукции

Повышение эффективности стадий жизненного цикла продукции, улучшения качества и коммерческой привлекательности продукции

Система стандартов ISO 10303 ISO13584

Качество и коммерческая привлекательность продукции Эффективность стадий жизненного цикла продукции

Менеджмент IT-среды

IT-среда

Повышение надежности, эффективности, оперативности работы IT-служб

Стандарты CobiT, ITIL (ITSM)

Оперативность, надежность, эффективность информационной поддержки менеджмента

 

Сам факт наличия формального описания столь большого числа систем менеджмента говорит о необходимости их интеграции. В первую очередь — интеграции в систему менеджмента компании. СЭМ, СМК, любая другая система менеджмента или их комбинация могут быть эффективны и результативны, только если они являются неотъемлемым элементом системы управления организацией [5].

Соответствующая международным стандартам и объединяющая в единое целое различные спектры деятельности предприятия, ИСМ является мощным инструментом поддержки принятия решений и оптимального управления производственными, финансовыми, проектными, социальными, экологическими и информационными рисками.

При разработке и внедрении ИСМ, соответствующей приведенным выше стандартам, организация способна получить целый комплекс серьезных преимуществ, среди которых:

Стратегические:

·         увеличение рыночной стоимости (капитализация) компании;

·         возможность тиражирования бизнеса;

·         трансформация знаний и навыков сотрудников в интеллектуальный потенциал компании;

·         обеспечение согласованности действий внутри организации, при которых общий результат от взаимодействия процессов выше, чем простая сумма отдельных результатов;

·         минимизация функциональной разобщенности, возникающей при разработке и внедрении отдельных систем менеджмента:

·         возможность получения муниципального и государственного заказа.

Организационные:

·         системное управление;

·         согласованное взаимодействие процессов и функций;

·         уменьшение объема документов на систему менеджмента, по сравнению с суммарным объемом документов в нескольких параллельных системах;

·         высвобождение высшего руководства для стратегической деятельности;

·         значительное упрощение получения разрешений, лицензий и других разрешительных документов.

Экологические:

·         развитие подходов к менеджменту (сбору, анализу и обмену) экологической информации;

·         сокращение потерь ресурсов, сырья и материалов и снижение вклада этих составляющих в себестоимость продукции;

·         идентификация приоритетных экологических аспектов, привлечение к ним внимания и, тем самым, предотвращение развития серьезных экологических проблем (загрязнения окружающей среды, несоответствия требованиям законодательства, ответственности за прошлые нарушения и т.п.);

·         ликвидация мест несанкционированного накопления отходов производства и потребления, улучшение условий труда и обстановки на производственной площадке;

·         разрешение, смягчение, предотвращение конфликтных ситуаций с природоохранными органами и общественностью путем открытия и корректной интерпретации информации о загрязнении, разработки и внедрения экологических программ.

Экономические:

·         снижение рисков и связанных с ними потерь, объемов штрафов и платежей компании;

·         снижение количества нештатных ситуаций, несчастных случаев;

·         повышение производительности труда;

·         эффективное использование ресурсов;

·         получение своевременных инвестиций и льготных кредитов;

·         значительный приоритет над конкурирующими организациями при прочих равных условиях;

·         заключение договоров страхования с минимальными процентными ставками;

·         уменьшение затрат на разработку, сертификацию и функционирование системы менеджмента, по сравнению с суммарными затратами при нескольких системах менеджмента.

Репутационные:

·         повышение престижа и конкурентоспособности компании на внутреннем и международном           рынках;

·         позитивное общественное мнение о надежности, стабильности и высоком уровне развития компании;

·         улучшение репутации в глазах всех заинтересованных сторон;

·         улучшение психологического климата в организации;

·         улучшение отношений с поставщиками;

·         повышение инвестиционной привлекательности.

Вывод: Деятельность современного предприятия регламентирована, прежде всего, международными стандартами. Предприятие должно осознавать, что динамичный бизнес представляет собой «движущую силу» устойчивого развития общества, а также формирует управленческие, финансовые и технические ресурсы, необходимые для решения экологических проблем. Одним из средств реализации концепции устойчивого развития является внедрение на предприятии ИСМ, позволяющей объективно оценить особенности его функционирования в системе «экономика – общество – окружающая среда». Степень эффективности ИСМ может быть проанализирована с помощью следующих индикаторов: решение задач управления качеством (ISO 9000), управление воздействием производства продукции на окружающую среду (ISO 14000), создание условий для производительного и безопасного труда (OHSAS -18000), формирование условий социальной защищенности, реализации социальных гарантий (SA 8000), защита конфиденциальной информации организации (ISO 27000), учет требований потребителей (ISO 20225) и т.д.

Таким образом путем установления взаимосвязи между руководством и персоналом, а также в процессе определения круга потребителей, планирования выпускаемой продукции и разработки применяемой технологии с учетом требований международных стандартов можно построить современную интегрированную систему менеджмента (ИСМ), ориентированную на концепцию устойчивого развития предприятия.

 

Литература

1.      International Organization for Standardization. ISO 9001:2000 Quality management systems — Requirements. — Geneva: ISO, 2000.

2.      International Organization for Standardization. ISO 14001:1996 Environmental Management Systems — Specification with Guidance for Use. — Geneva: ISO, 1996.

3.      OHSAS 18001:1999 Occupational health and safety management systems —Specification. — London:BSI, 1999.

4.      Новикова Г.М. Интегрированная система менеджмента и стандарты управления // Газовая промышленность. – 2005.- № 9.

5.      Системы экологического менеджмента для практиков / С.Ю. Дайман, Т.В. Островкова, Е.А. Заика, Т.В. Сокорнова; Под ред. С.Ю. Даймана. М.: Изддво РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004. - 248 с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle