Библиографическое описание:

Аксенова Н. В. Обучение иностранному языку в техническом вузе на платформе «Blackboard» // Молодой ученый. — 2009. — №7. — С. 223-226.

Повышение эффективности процесса обучения студентов является актуальной задачей. На сегодняшний день современная молодежь активно использует компьютерные технологии и Интернет. Для того, чтобы организовать обучения при взаимодействии со всемирной паутиной в ТПУ была внедрена платформа «WEB-сетей», получившая сейчас новое название «Blackboard». В данной статье отражены возможности работы на платформе и влияние системы на мотивационные аспекты обучения иностранному языку в техническом ВУЗе.

К сожалению, современное обучение допускает, что студенты не посещают занятия по определенным причинам, как уважительного характера (болезнь студента, боязнь предмета, боязнь общения со сверстниками и т.д.), так и неуважительного (обычные прогулы). На занятиях у студентов также наблюдается низкая мотивация – находят занятия скучными, отведенное для занятия время является неудобным (первая или последняя пара, предвыходные дни и т.п.).

Для того, чтобы помочь студентам проявить себя, развить у них способность работать самостоятельно, а также помочь тем студентам, которые по ряду причин не посещали занятия, мною был разработан учебный курс «Business English» на платформе «Blackboard». Данный курс  был представлен тремя разделами – Company Structure, Recruitment, Advertising. Каждый из этих разделов включал как теоретические аспекты, так и практику – аутентичные тексты по деловому языку, контрольные задания к ним. Студентам также был предложен определенный грамматический материал в комплексе с различными упражнениями и контрольным срезом к каждому разделу.

Система «Web-сети» предоставляет возможность интерактивного диалога преподаватель-студент, возможность обратной связи с дизайнером курса. Работа преподавателя-дизайнера заключается в пополнении теоретической информации о дисциплине, создании тестовых заданий, дополнительных упражнений, таким образом, преподаватель выполняет также роль тестолога.

Преподаватель-дизайнер синхронизирует полученные от студентов данные, которые заносит в заранее созданный журнал, доступ в который есть только у авторизированных студентов. Дизайнер имеет возможность отследить, когда студент заходил в программу, сколько раз и какое количество времени он потратил на выполнение того или иного задания (см. рис. 1).

 

рис 1

Рис.1 Результаты работы студентов

 

Когда  у студента возникают трудности в работе с программой, он может написать и отправить сообщение преподавателю или же пригласить его пообщаться в чате, в чат может также войти любой студент, у которого есть доступ в систему. Каждый студент после выполнения заданий может проследить свой рейтинг (см. рис. 2), задать интересующие его вопросы, сравнить правильные варианты ответов с теми, которые отметил он сам в ходе выполнения теста (см. рис. 3).

В ходе выполнения задания студентом может быть потрачено любое количество времени, единственное условие (в нашем случае) – студент имел возможность выполнить тот или иной тест только один раз, при этом он мог пользоваться как словарем, так и грамматическим справочным материалом, представленным в нашей программе в виде HTML страниц.

При составлении тестовых заданий все условия выполнения заданий прописываются дизайнером курса в настройках теста (здесь хранится информация о времени, в течение которого студент должен выполнить тест, о той форме, в которой выкладывается тест, а также представлены различные инструкции, в которых изложены детали выполнения теста).

Студент мог пройти ряд тренировочных упражнений до выполнения теста  и уже после этого решить для себя, готов ли он перейти к более сложным заданиям.

рис 2

Рис. 2 Рейтинг студентов

 

При исследовании эффективности внедрения системы было опрошено 64 студента 3 курса АВТФ и ФТФ ТПУ, изучающих профессиональный иностранный язык. Ниже даны некоторые высказывания студентов о данной системе:

·                    При работе в платформе «Blackboard»  я могу включить мою любимую музыку и пить кофе.

·                    Я заинтересовался изучением иностранного языка, так как вижу результат своих трудов.

·                    Мне стало комфортно обучаться, потому что я сам выбираю время  для обучения, когда у меня хорошее настроение и есть свободное время.

·                    Изучая язык я не испытываю стеснения из-за того, что меня плохо оценят окружающие.

Исходя из полученных анкетных данных, 90% опрошенных считают данный вариант обучения удобным, 65% не видят трудностей в работе с платформой «Blackboard», 45% заинтересовались изучением иностранного языка (см. рис. 4)

 

рис3

Рис. 3 Представленное на рассмотрение задание

 

Таким образом, можно выделить несколько позитивных моментов:

·                    Выбор времени и места обучения основан на индивидуальных особенностях студента;

·                    При совершении ошибки студент не получает негативную оценку от других студентов;

·                    Мотивация студентов к обучению повышается;

·                    Обучение студентов происходит в интуитивно-понятной, удобной для них форме.

·                    Улучшение качества обучения происходит за счет автоматического контроля успеваемости и посещаемости.

 

Рис. 4 Процентное соотношение студентов, поддержавших электронную и традиционную формы обучения

 

Основное замечание в работе с данной системой заключается в том, что невозможно проследить, выполнял ли студент работу самостоятельно или задействовал стороннюю помощь.

Однако, как показали опросы студентов и проверки домашних заданий, платформа «Blackboard» в обучении иностранному языку в техническом ВУЗе служит хорошим средством для повышения мотивации студентов.

 

Список источников:

1.      http://e-le.lcg.tpu.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle